ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-113/2022 от 25.08.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-009104-87 Дело № 2а-113/2022

(№ 2а-5710/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием представителя административного истца Пинягина Н.А, представителей административных ответчиков Жохова А.В., Зверева А.Л., Рочевой К.В.,

рассмотрев 25 августа 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Мишариной Ольги Алексеевны к Правительству Республики Коми, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действия,

установил:

Мишарина О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Коми, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не внесением администрацией МО ГО «Сыктывкар» изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» №3/674 от 19.03.2020, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Лесозаводская, д.1, и в не утверждении данных изменений отдельным постановлением, а также не направлением указанных сведений о необходимости капитального ремонта данного многоквартирного дома в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми для формирования краткосрочного плана; в не внесении Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми изменений в проект краткосрочного плана реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: ..., не формировании и не внесением в Правительство Республики Коми данного проекта и проекта соответствующего постановления Правительства Республики Коми о внесение изменений в постановление №379 от 28.07.2020 для их утверждения; в не внесении Правительством Республики Коми изменений в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021- 2023 годы и постановление Правительства Республики Коми № 379 от 28.07.2020, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: ..., и не утверждении данных изменений отдельным постановлением; об обязании Администрацию МО ГО«Сыктывкар» внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» №3/674 от 19.03.2020, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем во до-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: ..., и утвердить их; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми сформировать проект изменений в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: ..., и направить указанный проект Правительству Республики Коми для утверждения и внесения изменений в постановление Правительства Республики Коми №379 от 28.07.2020; Правительство Республики Коми внести изменения в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 гг. и постановление Правительства РК №379 от 28.07.2020, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: ..., и утвердить их.

В обоснование заявленных требований указано, что Мишарина О.А. является собственником квартиры ... в многоквартирном .... Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми № 572 от 30.12.2013, работы по капитальному ремонту указанного дома в части подвального помещения запланированы на 2023 год, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления – на 2022 год. Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» №3/674 от 19.03.2020 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО «Сыктывкар» на 2021-2023 годы. Многоквартирный дом по адресу: ... муниципальный краткосрочный план на 2021-2023 год не включен. Также указанный дом не включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республике Коми, на 2021-2023 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми № №379 от 28.07.2020.

Мишарина О.А. полагает, что действия (бездействие) административных ответчиков по не внесению изменений в муниципальный и региональный краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта на 2021-2023 годы в виде указания в них сведений о проведении капитального ремонта в части подвального помещения на 2023 год, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления – на 2022 год в отношении многоквартирного ..., не соответствуют федеральному и региональному законодательству, регулирующему порядок проведения и обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, и нарушает ее права, а также права членов ее семьи на своевременное проведение капитального ремонта подвального помещения, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления многоквартирного дома, в котором они проживают.

Судом произведена замена административного ответчика Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми на надлежащего административного ответчика Министерство строительства и жилищно–коммунального хозяйства Республики Коми, в качестве заинтересованных лиц привлечены руководитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяинова Н.С., Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», Некоммерческая организация Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», ООО «ВАЗИС», Мухрыгина Д.К., Додон Р.М., Додон И.Г., Курченков А.В., Курченкова Д.А., Курченков С.А., Курченкова У.А., Газиева Е.П., Газиева А.П., Черепанов В.Н., Трошева О.Н., О.Г., Кучерова Ж.З., Лобанова Л.Н., Лобанова Н.Н., Лобанова Н.Н., Лехенко И.П. Произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица О.Г. на надлежащее Попову Н.И.

Административный истец Мишарина О.А., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.

Представитель административного истца Пинягин Н.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске и дополнительных пояснениях к нему.

Представители административных ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на административный иск.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные в дело доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 6.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 ЖК РФ).

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяемся предельные сроки проведения собственниками помещений в таких докдах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт (часть 2).

В соответствии с частями 4 и 5 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, внесение в региональную программу при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).

В части 7.1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ установлены принципы формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, в числе которых использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, установлены Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми».

В силу пунктов 3, 5, 6 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ к полномочиям Правительства Республики Коми в области обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относятся: утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и внесение изменений в данную программу; установление порядка утверждения краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта;

утверждение краткосрочного (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) плана реализации региональной программы капитального ремонта.

Правительство Республики Коми вносит изменения в региональную программу капитального ремонта ежегодно до 1 ноября, начиная с 2014 года, с учетом требований, установленных нормами частей 3, 4 и 4-1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Мишарина О.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... В указанном доме собственниками помещений избран способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 №572 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Коми, подлежащих капитальному ремонту в установленные периоды.

Как следует из указанного Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Коми, подлежащих капитальному ремонту в установленные периоды, проведение капитального ремонта сетей электроснабжения многоквартирного дома по адресу: ..., определено на 2020-2022 годы, отопления и холодного водоснабжения – 2022 год; подвала – 2023 год; какие-либо изменения в региональную программу в данной части не вносились.

Основной целью указанной Программы является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми.

В соответствии с разделом II региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми, Программа подлежит ежегодной актуализации. Программа утверждается с учетом внесенных в нее изменений и дополнений не позднее 1 октября каждого года. Внесение изменений в Программу, предусматривающих перенос установленного региональной программой срока проведения капитального ремонта многоквартирного дома на более поздний период и сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574 утвержден Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком органы местного самоуправления (далее - ОМСУ) разрабатывают и утверждают Планы реализации муниципальных программ. Утвержденные органами местного самоуправления Планы реализации муниципальных программ представляются ими в Министерство. Министерство на основании представленных органами местного самоуправления Планов реализации муниципальных программ формирует проект плана реализации республиканской программы капитального - ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее-План реализации) на очередной период и направляет его в порядке, установленном для подготовки и внесения в Правительство Республики Коми проектов правовых актов Республики Коми, на рассмотрение Правительству Республики Коми. Правительство Республики Коми в установленном порядке рассматривает и утверждает подготовленный Министерством проект Плана реализации.

В целях реализации Программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной и муниципальной поддержки органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления утверждают краткосрочные планы реализации Программы сроком на 3 года.

Согласно п. 4 Порядка подготовка и утверждение Планов реализации включают в себя следующие этапы:

разработка проектов Планов реализации муниципальных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Планы реализации муниципальных программ) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления);

утверждение Планов реализации муниципальных программ органами местного самоуправления;

разработка проектов Планов реализации в Республике Коми;

утверждение Планов реализации Правительством Республики Коми.

Пунктом 5 Порядка установлено, что органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают Планы реализации муниципальных программ ежегодно до 15 февраля года, предшествующего планируемому. Утвержденные органами местного самоуправления Планы реализации муниципальных программ в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому, представляются ими в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее - Министерство).

В редакции постановления Правительства Республики Коми №675 от 29.12.2020 пунктом 5 Порядка установлено, что органы местного самоуправления разрабатывают проекты муниципальных краткосрочных планов до 15 февраля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы, и в тот же срок направляют региональному оператору по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку

В соответствии с п. 7 Порядка в редакции постановления Правительства Республики Коми №675 от 29.12.2020, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения от органов местного самоуправления проектов муниципального краткосрочного плана осуществляет его проверку на соответствие Региональной программе и подпунктам "в", "г" подпункта 1 пункта 6 настоящего Порядка.

При наличии предложений (замечаний) региональный оператор возвращает проект муниципального краткосрочного плана в орган местного самоуправления на доработку. Доработка осуществляется органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта муниципального краткосрочного плана.

Региональный оператор согласовывает доработанный проект муниципального краткосрочного плана в течение 3 рабочих дней со дня его получения.

Согласно п.6 Порядка Министерство на основании представленных органами местного самоуправления Планов реализации муниципальных программ в течение месяца со дня их поступления формирует проект плана реализации на очередной период и направляет его в порядке, установленном для подготовки и внесения в Правительство Республики Коми проектов правовых актов Республики Коми, на рассмотрение Правительству Республики Коми.

В соответствии с п.7 Порядка Правительство Республики Коми в установленном порядке рассматривает и утверждает подготовленный Министерством проект плана реализации.

Исходя из требований п. 8 Порядка Планы реализации и Планы реализации муниципальных программ должны учитывать: 1) выбытие вследствие признания многоквартирных домов в установленном порядке аварийными или строительство новых многоквартирных домов, подлежащих исключению (включению) в соответствующую программу; 2) изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в соответствующую программу; 3) изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в соответствующую программу; 4) изменение видов и объемов государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 5) иные основания, влекущие необходимость внесения изменений в Планы реализации и Планы реализации муниципальных программ.

Планы реализации муниципальных программ разрабатываются на основе фактических смет, разработанных для каждого многоквартирного дома (п.9 Порядка).

Согласно п.11 Порядка утвержденный Правительством Республики Коми План реализации размещается Министерством в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в установленном порядке в течение 20 рабочих дней со дня его утверждения.

Из протокола № 1 от 11.03.2019 следует, что на внеочередном общем собрании собственников помещений в указанном многоквартирном доме приняты в числе иных решения - об утверждении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572, включающего: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, с установлением общедомового и индивидуальных (поквартирных) приборов учета объема потребления коммунальных услуг; капитальные ремонт крыши многоквартирного дома, в том числе стропильных перекрытий, кровли, чердачного и потолочного помещений; капитальный ремонт подвального помещения, в том числе утепление и обшивка цоколя; - о проведении выбранного капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, крыши, в том числе чердачного помещения и потолочных перекрытий, подвального помещения в многоквартирном доме в 2019- 2020 годах; - об обращении в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, о необходимости проведения выбранного капитального ремонта в утвержденные сроки, о включении в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми на 2018 - 2020 годы, проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, крыши, в том числе чердачного помещения и потолочных перекрытий, подвального помещения в многоквартирном доме; - об избрании Мишариной О.А. уполномоченным от имени собственников помещений в многоквартирном доме на обращение в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома.

Из протокола от 25.04.2019 № 70 заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, следует, что комиссией принято решение о том, что многоквартирный дом по адресу: ..., признан требующим капитального ремонта в части капитального ремонта подвальных помещений, внутридомовых систем электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в предусмотренные Региональной программой сроки, капитальный ремонт крыши в предусмотренный Региональной программой срок признан нецелесообразным; произведен расчет стоимости капитального ремонта подвальных помещений, систем электроснабжения, отопления, водоснабжения, водоотведения.

Установлено, что в соответствии с ч.7.1 ст.168 ЖК РФ, Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572, администрацией АМО ГО «Сыктывкар» 19.03.2020 N 3/674, которым утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2021 - 2023 годы".

В постановление № 3/674 от 19.03.2020 неоднократно вносились изменения, путем вынесения соответствующих постановлений администрацией МО ГО «Сыктывкар», а именно 12.05.2021 N 5/1306, 08.02.2022 N 2/318, 13.07.2022 N 7/2101. При этом многоквартирный ... в перечень многоквартирных домов, согласно приложению к постановлению № 3/674 от 19.03.2020 и постановлений которыми вносились изменения, не включен.

Постановлением Правительства Республики Коми от 28.07.2020 N 379 утвержден краткосрочного план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2021 - 2023 годы", вместе с "Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2021 - 2023 годы", "Реестром многоквартирных домов по видам услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества на 2021 - 2023 годы".

При этом многоквартирный ... в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2021 - 2023 годы, не включен.

Кроме того, как установлено судом постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 03.08.2021 №8/2340 спорный многоквартирный дом признавался аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.06.2021 за № 328.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17.02.2022, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27.06.2022, признано незаконным и отменено заключение межведомственной комиссии АМО ГО «Сыктывкар» от 30.06.2021 за № 328 о соответствии состояния помещения, расположенного по адресу: .... Признано незаконным и отменено постановление АМО ГО «Сыктывкар» № 8\2340 от 03.08.2021 о признании МКД, расположенного по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу. Возложена на АМО ГО «Сыктывкар» обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного обследования МКД, расположенного по адресу: ... и принять решение (заключение) в соответствии с требованиями нормативных актов.

Предельные сроки проведения капитального ремонта общего имущества того или иного многоквартирного дома, очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования устанавливаются региональной программой капитального ремонта.

Изменение очередности работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перенос установленных сроков проведения капитального ремонта возможны в случаях, предусмотренных законом, путем внесения в региональную программу изменений в порядке ее актуализации.

Согласно ч. 4 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, ч. 5 ст. 4 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» основанием для актуализации региональной программы капитального ремонта является изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, в случае принятия соответствующего решения собственниками помещений многоквартирного дома.

Как следует из материалов дела, изменения, предусматривающие перенос срока капитального ремонта подвального помещения, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления многоквартирного ... на более поздний период, в региональную программу в порядке ее актуализации не вносились. Решение о переносе срока капитального ремонта с предусмотренного региональной программой капитального ремонта на более поздний собственниками помещений указанного многоквартирного дома не принималось.

Поскольку в силу предписаний федерального и регионального законодательства краткосрочный план муниципального образования утверждается с целью реализации региональной программы капитального ремонта и должен соответствовать этой программе по перечню домов, срокам и видам проведения работ по капитальному ремонту. Отсутствие в муниципальном краткосрочном плане сведений о капитальном ремонте подвального помещения, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления дома нарушает права административного истца, так как препятствует включению таких сведений в республиканский краткосрочный план, равно как и выполнению региональной программы капитального ремонта на территории МО ГО «Сыктывкар».

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства свидетельствующие о том, что постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572 срок проведения капитального ремонта многоквартирного ... в части сетей электроснабжения определен на 2020-2022 годы, отопления и холодного водоснабжения – 2022 год; подвала – 2023 год, суд приходит к выводу о том, у администрации МО ГО «Сыктывкар», в соответствии с ч.7 ст.168 ЖК РФ, имелась обязанности включить указанный многоквартирный дом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО «Сыктывкар» на 2021 - 2023 годы, утвержденный 19.03.2020 постановление №3/674.

Таким образом, требования административного истца в части признания незаконным бездействия администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в невнесении изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» №3/674 от 19.03.2019, с указанием сведений о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: ..., в установленный Региональной программой срок в части электроснабжения в 2020-2022 году, отопления и холодного водоснабжения в 2022 году; подвала в 2023 году и в не утверждении данных изменений отдельным постановлением, а также в не направлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта данного многоквартирного дома в части электроснабжения в 2020-2022 году, отопления и холодного водоснабжения в 2022 году; подвала в 2023 году в Министерство энергетики, ЖКХ и тарифов для формирования краткосрочного плана, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях устранения нарушенных прав административного истца, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» №3/674 от 19.03.2020, в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30.12.2013 №572, срок - 2023 год капитального ремонта подвального помещения, 2022 год инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления многоквартирного дома по адресу: ....

Принимая во внимание утвержденный постановлением правительства РК 30.12.2013 № 574 Порядок подготовки и формирования плана реализации республиканской программы капитального ремонта общего имущества в МКД и его утверждения, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия со стороны Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и правительства Республики Коми о котором заявлено стороной административного истца.

В связи с чем, оснований для удовлетворения в указанной части требований, заявленных к Правительству Республики Коми, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, а также в части возложения обязанности на указанных административных ответчиков совершить такие действия, суд не находит.

Доводы стороны ответчиков о том, что спорный многоквартирный дом признавался аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 03.08.2021 №8/2340, а также признан в настоящее время таковым на основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 09.08.2022 №8/2388, судом признаются не свидетельствующими об отсутствии бездействия со стороны администрации МО ГО «Сыктывкар», которое суд признал незаконным, поскольку на момент возникших спорных правоотношений (19.03.2020 дата вынесения администрацией МО ГО «Сыктывкар» постановления N 3/674, которым утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2021 - 2023 годы"), являющихся предметом настоящего спора, указанный многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу признан не был.

Доводы административных ответчиков о превышении стоимости работ по капитальному ремонту электроснабжения, отопления и холодного водоснабжения, подвала дома над общим объемом средств, которые будут собраны собственниками помещений в доме за период реализации программы, суд находит несостоятельными, поскольку каких-либо доказательств в подтверждение данного обстоятельства суду не представлено. Кроме того, недостаточность собранных собственниками дома взносов для проведения работ по капитальному ремонту электроснабжения, отопления и холодного водоснабжения, подвала не означает, что этот дом не должен был включаться в муниципальный краткосрочный план капитального ремонта. Так, ч. 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что денежные средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Таким образом, как следует из положений приведенных норм, капитальный ремонт в случае недостаточности собранных собственниками средств будет проведен в соответствии с положениями ч. 4 ст. 179, ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ вне зависимости от суммы денежных средств, перечисленных в фонд капитального ремонта собственниками помещений в доме, а денежные средства, использованные для проведения капитального ремонта за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, должны быть в дальнейшем возвращены.

Кроме того, как следует из ч.1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ функциями регионального оператора помимо аккумулирования взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора, является финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в таких многоквартирных домах в пределах средств этих фондов с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Мишариной Ольги Алексеевны к Правительству Республики Коми, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действия, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в не внесении изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» №3/674 от 19.03.2020, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30.12.2013 №572, срок - 2023 год капитального ремонта подвального помещения, 2022 год инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления многоквартирного дома по адресу: ..., и в не утверждении данных изменений отдельным постановлением, а также в не направлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта подвального помещения, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления данного многоквартирного дома в 2020 году в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми для формирования краткосрочного плана.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» №3/674 от 19.03.2020, в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30.12.2013 №572, срок - 2023 год капитального ремонта подвального помещения, 2022 год инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления многоквартирного дома по адресу: ....

В удовлетворении требований Мишариной Ольги Алексеевны, заявленных к Правительству Республики Коми, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми отказать в полном объеме.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С.Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года.