Мотивированное решение суда
составлено 19 ноября 2020 года
2а-1140/2020
№___
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Партизанск 5 ноября 2020 года
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего Саковского Е.В.,
при секретаре судебного заседания Черепащенко А.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Михайловой И.В., Цвых Е.А., Кравченко З.В., Кравченко А.В. к Администрации Партизанского городского округа Приморского края об оспаривании срока отселения и наложении обязанностей, заинтересованное лицо - Правительство Приморского края,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова И.В., Цвых Е.А., Кравченко З.В., Кравченко А.В. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что они являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, который <Дата> признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Партизанского городского суда Приморского края от <Дата> признано незаконным бездействие Администрации Партизанского городского округа и возложена обязанность принять решение о сроках отселения административных истцов. <Дата> главой Партизанского городского округа вынесено Постановление №___ «О сроках отселения граждан Цвых Е.А., Михайловой И.В., Кравченко З.В., Кравченко А.В. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>», которым административным истцам установлен до <Дата> срок отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учётом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нём граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными. Сроки отселения практически через №___ лет считают необоснованными, нарушающими их права и создающими угрозу жизни и здоровья. У Администрации Партизанского городского округа отсутствуют объективные данные о том, что указанный многоквартирный дом, с учётом износа и его технического состояния, может прослужить до <Дата> и не обрушится в любой момент. По этим основаниям просят: признать неразумным и необоснованным срок отселения граждан Цвых Е.А., Михайловой И.В., Кравченко З.В., Кравченко А.В. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленный Постановлением главы Партизанского городского округа №___ от <Дата>; признать незаконным и необоснованным Постановление главы Партизанского городского округа №___ от <Дата> в части установленного для граждан Цвых Е.А., Михайловой И.В., Кравченко З.В., Кравченко А.В. сроков отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; установить срок отселения граждан Цвых Е.А., Михайловой И.В., Кравченко З.В., Кравченко А.В. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течение №___ месяцев; обязать административного ответчика предоставить административным истцам благоустроенные жилые помещения в пределах <адрес> соответствующие установленным санитарным и техническим нормам и правилам, на период отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решения об изъятии у административных истцов принадлежащих им жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика принять решение об изъятии у административных истцов принадлежащих им жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не уведомлении административных истцов в письменной форме, как собственников жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>, не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащих им жилых помещений о принятом решении об изъятии указанных квартир в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика уведомить административных истцов в письменной форме, как собственников жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>, не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащих им жилых помещений о принятом решении об изъятии указанных квартир в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не направлении административным истцам соглашения о выкупе принадлежащих им жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика направить административным истцам соглашения о выкупе принадлежащих им жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>; взыскать с административного ответчика в пользу административных истцов понесённые судебные расходы по оплате госпошлины при обращении в суд №___ рублей.
Административные истцы Цвых Е.А., Кравченко З.В., Кравченко А.В. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в своё отсутствие.
Административный истец Михайлова И.В. и её представитель Щукин О.Н. в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали в полном объёме.
Представитель административного ответчика Администрации Партизанского городского округа в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в своё отсутствие, представил возражения на административное исковое заявление, из содержания которых следует, что в связи с тем, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным после <Дата>, он не вошёл в перечень домов, подлежащих расселению в рамках адресной программы из аварийного жилищного фонда. При вынесении постановления Администрации Партизанского городского округа «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» от <Дата>№___ и внесённых в него изменений от <Дата>№___ «О внесении изменений в постановление Администрации Партизанского городского округа от <Дата>№___-па «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» указан срок расселения аварийных домов, в том числе и дома по <адрес>, до <Дата>. С учётом того, что на территории городского округа действует муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории Партизанского городского округа» на 2019-2025 годы», в которой имеется утверждённый перечень домов, признанных аварийными до <Дата>, подлежащих расселению в первую очередь, то все дома, признанные аварийными после указанной даты, подлежат расселению в порядке очерёдности от времени признания их аварийными. Принимая во внимание, что реализацию аварийной программы планируется окончить в №___ году, и приступить к расселению следующих домов, то при вынесении постановления о времени расселения дома по <адрес> был указан срок расселения данного дома до <Дата>. Установленный срок отселения до <Дата> является разумным. Администрацией Партизанского городского округа принимались сроки отселения исходя из степени готовности и возможностей органов местного самоуправления при принятии мер по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Сроки для принятия вышеуказанного постановления законом не установлены, а также незамедлительный срок отселения действующим законодательством не предусмотрен. По этим основаниям просит в удовлетворении заявленных административных требований отказать в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями, закреплёнными в ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, основанием для удовлетворения требований административного истца является совокупность обстоятельств: незаконность оспариваемых действий (бездействия), решения органа либо должностного лица и нарушение незаконными действиями (бездействием), решением прав административного истца.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (ч.1); никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч.3).
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от <Дата>№___ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Из материалов административного дела следует, что Михайлова (<данные изъяты>) И.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании Договора на передачу квартиры в собственность граждан от <Дата>, и зарегистрирована в данном жилом помещении; Цвых Е.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании Договора на передачу квартиры в собственность граждан от <Дата>, и зарегистрирована в данном жилом помещении; Кравченко З.В., Кравченко А.В. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании Договора продажи недвижимости от <Дата>, и зарегистрированы в данном жилом помещении.
Согласно заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <Дата>№___ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В силу абз.2 п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 настоящего Положения, и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с ч.1 ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата>№___ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» обращено внимание судов на то, что Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч.1 ст.7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч.10 ст.32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путём выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену.
Абзац 7 п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом устанавливает, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда РФ и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата>№___ «О сроках отселения граждан Цвых Е.А., Михайловой И.В., Кравченко З.В., Кравченко А.В. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>» установлен срок отселения вышеуказанных граждан до <Дата>.
В соответствии с п.п.3 и 6 ч.1 ст.16 Федерального закона от <Дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В силу п.п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно абз.2 п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
При этом установление срока для сноса дома, признанного аварийным, само по себе имеет целью последующее предоставление гражданам, проживающим в таком доме, либо других благоустроенных помещений, либо выкупной стоимости помещений, находящихся в собственности. Указанное решение направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище как лиц, занимающих в данном многоквартирном жилом доме помещения на основании договора социального найма, так и собственников жилых помещений.
Из анализа вышеназванных норм следует, что определение срока сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц входит в компетенцию органа местного самоуправления, к его же компетенции отнесено издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц.
Доводы возражений административного ответчика в лице Администрации Партизанского городского округа на административное исковое заявление о том, что спорный жилой дом не включён в региональную или иную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, а также ссылка на положения Федерального закона от <Дата> №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», из содержания которых следует, что реализация региональной адресной программы планируется осуществляться с участием средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, являются несостоятельными, поскольку расселение жильцов аварийного жилого дома в силу ст.ст.2 и 14 ЖК РФ отнесено к компетенции административного ответчика, который в соответствии со ст.ст.32 и 85 ЖК РФ обязан выполнить процедуру переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
В соответствии с Федеральным законом от <Дата> №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в РФ создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с п.11 ч.1 ст.14 данного Федерального закона предоставляет финансовую поддержку субъектам РФ и муниципальным образованиям за счёт своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Учитывая, что в силу ч.1 ст.16 Федерального закона от <Дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация Партизанского городского округа, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязана создавать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания муниципального жилищного фонда, следовательно, жилищные права граждан, проживающих в признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домах, не должны быть поставлены в зависимость от включения или не включения в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Данные обстоятельства не освобождают <адрес> от исполнения процедуры, которую должен совершить орган местного самоуправления перед решением вопроса об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в доме, признанном подлежащим сносу.
Обсуждая требования о неразумности срока, суд приходит к выводу, что срок, на который установлено требование об отселении истцов до <Дата>, не может расцениваться как разумный, поскольку указанный многоквартирный дом по <адрес>, как следует из содержания заключения межведомственной комиссии от <Дата>№___, является аварийным и подлежащим сносу, а также акта экспертизы ООО «Приморский экспертно-правовой центр» №___ от <Дата>, что с учетом процента износа конструктивных элементов (большая часть из которых составляет №___ %), учитывая имеющиеся нарушения прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, нарушения санитарно-гигиенических требований к условиям проживания граждан, существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций, соответственно, проживать в нем в безопасных для здоровья и жизни условиях невозможно. Процент физического износа жилого дома №___ по адресу: <адрес>, рассчитанный согласно методике, изложенной в ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» и «Методике определения физического износа гражданских зданий», составляет №___%; значительный физический износ дома обусловлен длительным периодом эксплуатации, отсутствием своевременных капитальных и текущих ремонтов. Техническое состояние данного жилого дома оценивается в совокупности как ветхое и аварийное, при котором жилой дом перестаёт удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям, с технической точки зрения жилой дом не пригоден для дальнейшей эксплуатации, прочностные и деформационные характеристики несущих конструктивных элементов объекта ниже предельно допустимых, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации жилых домов и квартир; имеющиеся повреждения свидетельствует о непригодности конструкций (фундамента, стен и перекрытий) к эксплуатации и об опасности обрушения отдельных участков, об опасности пребывания людей в зоне указанных конструкций.
При этом, административным ответчиком не представлено доказательств разумности срока отселения административных истцов до <Дата>, с учётом того, что указанный дом не включён в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае на №___ годы» и ни в какую другую программу по расселению граждан; доказательств возможности реализации жилищных прав административными истцами иным путём к установленному сроку отселения также административным ответчиком не представлено; следовательно, доказательств того, что административные истцы будут расселены даже до <Дата>, в материалах административного дела не имеется.
Таким образом, с учётом вышеназванных обстоятельств, установление срока более чем на 5 лет не может быть расценено как разумный срок для принятия решения об отселении административных истцов из аварийного дома.
Проанализировав вышеуказанные требования закона, оценив представленные в материалах административного дела доказательства, приняв во внимание правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в ответе на вопрос №___ Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года, согласно которой определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе предъявление требования об отселении, о сносе дома и определение такого срока, который должен быть разумным, относится к полномочиям органа местного самоуправления, в связи с чем требование административных истцов об установлении срока их отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течение №___ месяцев, не имеется.
С учётом того, что судом признано незаконным и необоснованным Постановление главы Партизанского городского округа от <Дата>№___, суд полагает возможным установить срок для принятия решения администрацией Партизанского городского округа о разумных сроках отселения Михайловой И.В., Цвых Е.А., Кравченко З.В., Кравченко А.В. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, путём принятия соответствующего распоряжения, принимая во внимание при определении срока существо оспариваемых действий и необходимость выполнения организационно-распорядительных мероприятий для принятия и оформления решения о сроках отселения.
Оснований для возложения обязанности на административного ответчика предоставить административным истцам благоустроенные жилые помещения в пределах <адрес>, соответствующие установленным санитарным и техническим нормам и правилам, на период отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решения об изъятии у административных истцов принадлежащих им жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика принять решение об изъятии у административных истцов принадлежащих им жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не уведомлении административных истцов в письменной форме, как собственников жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>, не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащих им жилых помещений о принятом решении об изъятии указанных квартир в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика уведомить административных истцов в письменной форме, как собственников жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>, не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащих им жилых помещений о принятом решении об изъятии указанных квартир в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не направлении административным истцам соглашения о выкупе принадлежащих им жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика направить административным истцам соглашения о выкупе принадлежащих им жилых помещений, квартир, расположенных в аварийном жилом доме по адресу: <адрес>, не могут быть удовлетворены, поскольку данные требования является производными от заявленного требования об оспаривании разумности срока, которое разрешено судом, указанные требования являются преждевременными и обязанность сообщить гражданам принятое Администрацией Партизанского городского округа решение в рамках реализации жилищных прав административных истцов в силу закона лежит на данном органе и может быть реализовано как путём направления личного извещения, так и опубликования постановлений или иных решений (распоряжений) надлежащим образом.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Михайловой И.В., Цвых Е.А., Кравченко З.В., Кравченко А.В. к Администрации Партизанского городского округа Приморского края об оспаривании срока отселения и наложении обязанностей удовлетворить частично.
Признать неразумным срок отселения Михайловой И.В., Цвых Е.А., Кравченко З.В., Кравченко А.В. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленный Постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата>№___.
Признать незаконным и необоснованным Постановление главы Партизанского городского округа от <Дата>№___ «О сроках отселения граждан Цвых Е.А., Михайловой И.В., Кравченко З.В., Кравченко А.В. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в части установления срока отселения до <Дата>.
Обязать Администрацию Партизанского городского округа Приморского края принять решение о разумных сроках отселения Михайловой И.В., Цвых Е.А., Кравченко З.В., Кравченко А.В. из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и его сносе, путём вынесения соответствующего постановления в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований в оставшейся части отказать.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края.
Председательствующий Е.В. Саковский