ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11413/2017 от 05.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2017 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Ситникова В.Е.

при секретаре Каптюшенко Н.В.

с участием представителя административного истца ФИО4, представителей административных ответчиков администрации Краснодарского края по доверенности ФИО6, Департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к администрации Краснодарского края, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации Краснодарского края, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании действий незаконными.

В обоснование административного иска указано, что ФИО2 является собственником земельного участка площадью 15000 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0112035:892, расположенный по адресу: г. Краснодар, <адрес>, район <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ он направил в адрес Главы администрации (губернатора) Краснодарского края ФИО5 ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, в другую категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, подвид категории - земли промышленности, для размещения производственно-складских помещений.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений Краснодарского края по поручению администрации, рассмотрел вышеуказанное ходатайство, и уведомил административного истца об отказе в переводе земельного участка в иную категорию земель, поскольку земельный участок частично находится в зоне промышленно-производственных предприятий, частично не зонирован.

Считает отказ необоснованным и незаконным. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0112035:892, как следует из письма от 30.12.2015г., , преимущественно находится в зоне промышленно-производственных предприятий, а частично (меньшая площадь земельного участка) не зонирован, то есть по сути, земельный участок находится в одной территориальной зоне - промышленно-производственных предприятий.

Ранее, административный истец, также обращался с ходатайствами о переводе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, в другую категорию в адрес административного ответчика, однако, последний в ответ на указанные ходатайства, уведомлял об отказе в переводе по различным основаниям (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 26.08.2015г.).

Просит признать незаконными действия администрации Краснодарского края, выраженные в письме от 30.12.2015г. об отказе в переводе земельного участка в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения производственно-складских помещений. Обязать администрацию Краснодарского края устранить допущенное нарушение прав ФИО2 путем издания акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0112035:892, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, район <адрес> в границах, указанных в выписке из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, подвид категории - земли промышленности. Взыскать с администрации Краснодарского края в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Краснодарского края по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против административного иска по доводам, изложенным в отзыве, просил в административном иске отказать.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражала против административного иска, просила в административном иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дел указанной категории по существу суду следует выяснять: полномочия на принятие решения или совершение действия у органа, принявшего оспариваемый акт; соблюдение порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма сроки, основании, процедура); соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст.120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Одним из основополагающих принципов земельного законодательства, закрепленных в п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежность к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Как установлено судом, ФИО2 на основании договора купли-продажи земельного участка от 14.10.2013г. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 15000 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0112035:892, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, район <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в администрацию Краснодарского края с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0112035:892 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения производственно-складских помещений.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений Краснодарского края по поручению администрации, рассмотрел вышеуказанное ходатайство, и уведомил административного истца об отказе в переводе земельного участка в иную категорию земель, поскольку земельный участок частично находится в зоне промышленно-производственных предприятий, частично не зонирован.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. -K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в порядке, установленном федеральными законами осуществляются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края - в отношении земель, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Устава Краснодарского края высшим исполнительным органом государственной власти является администрация Краснодарского края.

Согласно статье 3 Закона № 172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.

Согласно статье 4 Закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Как следует из материалов дела, для подтверждения соответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0112035:892, утвержденного документами территориального планирования и документацией по планировке территории, землеустроительной документацией, департамент направил соответствующий запрос в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.

Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 22.12.2015г. в соответствии с генеральным планом развития муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар», земельный участок с кадастровым номером 23:43:0112035:892 частично расположен в зоне промышленно-производственных предприятий, частично не зонирован.

Таким образом, испрашиваемое целевое назначение указанного земельного участка не соответствует утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В связи с этим департамент письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ж/2015 обоснованно отказал ФИО2 в переводе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0112035:892 в категорию земель - земли промышленности и вернул все материалы, поступившие в департамент (п. 3 ст. 4 Закона - ФЗ).

В соответствии с заключением департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, согласно п. 15 генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденному решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0112035:892 расположен в зоне промышленно-производственных предприятий, частично не зонирован, а согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ 2), разработанная и утвержденная проектно-планировочная документация на данный земельный участок отсутствует.

Таким образом, между генеральным планом муниципального образования город Краснодар и правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар имеются существенные противоречия, ввиду которых сделать вывод о незаконности отказа департамента не представляется возможным (определение Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-КГ17-97).

При наличии таких противоречий перевод земельного участка с кадастровым номером 23:43:0112035:892 из состава одной категории в другую будет свидетельствовать о нарушении земельного законодательства.

Испрашиваемое целевое назначение спорного земельного участка не соответствует утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, что явилось основанием для отказа в переводе земельного участка.

Таким образом, отказ от 30.12.2015г. Департамента имущественных отношений Краснодарского края по поручению администрации является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ФИО2 не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 186 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к администрации Краснодарского края, департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании действий незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий: