УИД05RS0018-01-2022-002592-70
Дело № 2а-1141/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2022 г. г.Махачкала
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующей судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре судебного заседания Акимовой Ф.К., с участием представителя истца по доверенности и по ордеру № от 02.03.2022г, адвоката Гусейнова М.Г., представителя ответчика МВД по РД ФИО1, представителя ответчика УГИБДД МВД по РД ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусейнова М.Г. в интересах ФИО3 к Управлению ГИБДД МВД по РД о признании незаконным бездействие административного ответчика, обязании осуществления государственной регистрации транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Гусейнов М.Г. в интересах ФИО3 обратился в суд с административным иском к Управлению ГИБДД МВД по РД о признании незаконным бездействие административного ответчика, обязании осуществления государственной регистрации транспортного средства.
Иск мотивирован тем, что ФИО3 на праве собственности принадлежит автомобиль –тягач седельный марки <адрес> вин код №. Право собственности на данный автомобиль признано решением Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 18.08.2021года. Ранее учет данного автомобиля был прекращен в связи с чем право собственности было признано по решению суда.
Для постановки на учет автомобиля и получения паспорта транспортного средства ФИО3 обратилась к ответчику с соответствующим заявлением на который не был получен ответ. Рассмотрение обращений граждан и организаций в системе МВД России осуществляется на основании Федерального закона от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ утверждённой приказом МВД России от 12 сентября 2013 №707. Обращение подлежит регистрации в течение 3-х дней со дня поступления в министерство внутренних дел РФ и рассмотрению в срок не превышающий 30 дней со дня регистрации. Согласно РПО заявление получено ответчиком 13.12.2021года следовательно в установленный законом срок обращение не было рассмотрено.
Согласно положениям закона, ФИО3 как владелец транспортного средства имеет право на его регистрацию и получении документов его идентифицирующих. На основании ФЗ от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ», просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика, обязать ответчика осуществить государственную регистрацию транспортного средства-тягач седельный марки <адрес> вин код №, 2004 года выпуска, синего цвета, и выдать паспорт транспортного средства (ПТС) на данный автомобиль.
Представитель истца Гусейнов М.Г. в судебном заседании требования иска поддержал, просил его удовлетворить, по основаниям, указанным в нем.
Представитель административного ответчика УГИБДД ФИО2, представитель МВД по РД ФИО1 требования иска не признали, просили в его удовлетворении отказать, по основаниям письменного отказа. И в частности ввиду того, что письменный ответ на обращение был направлен заявителю, в котором разъяснен порядок проведения государственной услуги, которая предполагает выполнения определенных действий собственником автомобиля, которые им не были совершены, соблюдение определённого порядка.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", согласно п.1 ст.1 указанного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 года № 36 «о некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 КАС РФ, суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
Из смысла действующего административного законодательства, следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
Согласно ч.1 ст.9 вышеуказанного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно п.1,4,5 ст.10 Федерального закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Из заявления Гусейнова М.Г. на имя начальника МРЭО ГИБДД МВД по РД от 06.12.2021года, следует, что с приложением копии решения суда, копии доверенности, сведений об автомобиле, указывая, что ФИО3 на праве собственности принадлежит автомобиль –тягач седельный марки <адрес> вин код №, право собственности признанное решением Серебряно-Прудского районного суда Московской <адрес>. Учет данного автомобиля был прекращен. В связи с чем право собственности было признано по решению суда. Территориально данный автомобиль находится в с.Леваши Левашинского района РД. на основании изложенного просит выдать ПТС на вышеуказанный автомобиль. В случае необходимости предоставления дополнительных документов просит сообщить по вышеуказанному телефону либо письменно по почте, о приятом решении просит сообщить.
Из ответа об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 36830563014467, следует, что отправленное в МРЭО ГИБДД от Гусейнова М. извещение вручено адресату 13.12.2021 года по адресу 367009 Махачкала.
Согласно представленного решения Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 18 августа 2021года, вступившего в законную силу 28 сентября 2021года, следует, что исковые требования ФИО3 удовлетворены частично.
Судом постановлено признать ФИО3 добросовестным приобретателем транспортного средства тягача седельного <адрес> вин код №, 2004 года синего цвета, государственный регистрационный знаком <***>. Данное решение является основанием для проведения процедуры регистрации смены владельца транспортного средства ОГИБДД по месту жительства владельца с соблюдением предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами требованиями.
В иске к ОГИБДД ОМВД России по городскому округу Серебряные Пруды Московской области о понуждении произвести регистрацию смены собственника указанного транспортного средства отказано.
Из представленного ответа начальника Управления Госавтоинспекции ФИО4 от 09.12.2021года №3\212609531988 адресованного М.Г.Гусейнову, следует, что его обращение рассмотрено. Сообщается, что в соответствии с требованиями пункта 63 Приказа МВД России от 21 декабря 2019 года №950 «ОБ утверждении административного регламента министерства внутренних дел РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» ему необходимо обратиться или направить законного представителя по доверенности в МРЭО Госавтоинспекции МВД по РДЖ с соответствующими документами, а также предоставить транспортное средство для проведение осмотра. Дополнительно сообщают, что на основании части 4 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие(бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством.
Из реестра отправленный корреспонденции УГИБДД от 07.01.2022года, следует, что настоящий ответ направлен по почте 10.01.2022 года по адресу места жительства представителя истца Гусейнова М.Г.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм закона и представленных документов следует, что ответчиком обращение представителя истца Гусейнова М.Г., рассмотрено, в установленные законом сроки был направлен мотивированный ответ, в котором разъяснен порядок обращения по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортного средства.
При этом представитель истца Гусейнов М.Г. в судебном заседании не оспаривал получение по почте вышеприведенного ответа на его обращение.
Согласно п.63 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств», следует, что основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя в регистрационное подразделение с заявлением и документами, предусмотренными пунктом 27 Административного регламента, или получение заявления о предоставлении государственной услуги с помощью Единого портала с приложением документов в электронной форме.
Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов: 1) заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий; 2) документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия. Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если регистрационное действие совершается с участием специализированной организации или если полномочия представителя владельца транспортного средства основаны на нотариально удостоверенной доверенности; 3) документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных; 4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства; 5) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета; 6) документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.
Документами, устанавливающими основания для постановки транспортного средства на государственный учет и для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а в необходимых случаях - также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.(ч.2)
Документами, устанавливающими основания для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением конструкции транспортного средства, являются документы о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.(ч.3)
Документами, устанавливающими основания для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с заменой основных компонентов транспортного средства, являются документы, удостоверяющие право собственности на основные компоненты транспортного средства.(ч.4)
Документами, устанавливающими основания для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением данных о владельце транспортного средства (фамилии, имени и (при наличии) отчества физического лица, фамилии, имени и (при наличии) отчества индивидуального предпринимателя, наименования юридического лица), являются документы, удостоверяющие указанные факты в соответствии с законодательством Российской Федерации.(ч.5)
Для совершения регистрационных действий не допускается требовать представления иных документов, кроме указанных в частях 1 - 5 настоящей статьи.(ч.6)
Реализуя вышеуказанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО3 незаконным бездействием ответчика, судом не установлено, следовательно оснований для удовлетворения иска, не усматривается, так как необходимые условия, установленные законом по делу, отсутствуют.
При этом без соблюдения установленного законом порядка государственной регистрации транспортных средств, в уполномоченных законом органах, совершения этих действий судом незаконно и необоснованно, ввиду чего в этой части требования иска также, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.ст. 226 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Гусейнова М.Г. в интересах ФИО3 к Управлению ГИБДД МВД по РД о признании незаконным бездействие административного ответчика, обязании осуществления государственной регистрации транспортного средства-отказать полностью.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД, в месячный срок, со дня принятия решения в окончательной форме, через районный суд.
Председательствующий А.Ч.Абдулгамидова
Мотивированное решение составлено 21.03.2022 г.