Дело № 2а-189/2020 г. <****>
УИД: 69RS0013-01-2019-001608-87
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
20 января 2020 года г. Кимры
Кимрский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Куликовой Н.Ю.,
при секретаре Вихревой Н.А.,
с участием старшего помощника Кимрского межрайонного прокурора Тверской области Уткиной Т.В.,
представителя административного ответчика – Администрации Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области о возложении обязанности организовать размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересовнеопределенного круга лиц, обратился в Кимрский городской суд Тверской области с вышеназванными административными исковыми требованиями, которые мотивирует тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой на основании решения коллегии прокуратуры Тверской области от 19 декабря 2018 года проведена проверка исполнения Администрацией Устиновского сельского поселения Кимрского района законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг, в ходе которой установлено следующее. 18 декабря 2019 года в период времени с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут произведен осмотр страницы сайта в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.gosuslugi.ru. В ходе осмотра установлено, что при открытии страницы указанного сайта в разделе Администрация Устиновского сельского поселения Кимрского района отсутствуют сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией Устиновского сельского поселения, а именно: присвоение (изменение) адресов объектам недвижимости; выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок; выдача справок населению; выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий, подтверждающих право на владение землей. По результатам осмотра был составлен акт проверки с приложением фототаблицы. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. На основании ст. 4 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Закона № 210-ФЗ) в числе основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг значатся: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Согласно ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 21 Закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает в том числе доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг. В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru). Несоблюдение вышеуказанных требований федерального законодательства, нарушает права граждан и неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг. В соответствие со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Устиновского сельского поселения Кимрского района в части не размещения сведений на едином портале государственных и муниципальных услуг о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией Устиновского сельского поселения Кимрского района; обязать Администрацию Устиновского сельского поселения Кимрского района поселения организовать размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования: присвоение (изменение) адресов объектам недвижимости; выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок; выдача справок населению; выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий, подтверждающих право на владение землей.
В судебном заседании 20 января 2020 года представитель Кимрской межрайонной прокуратуры – старший помощник Кимрского межрайонного прокурора Уткина Т.В. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Просила установить срок исполнения обязанности – до 31 декабря 2020 года.
Представитель административного ответчика – Администрации Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области – ФИО1 не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что работы по размещению на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией Устиновского сельского поселения, уже ведутся.
Суд, заслушав представителей: Кимрской межрайонной прокуратуры, административного ответчика, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Пунктом 3 вышеуказанного постановления предусмотрено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственным или иными публичными полномочиями в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ходе судебного заседания установлено, что Кимрской межрайонной прокуратурой на основании решения коллегии прокуратуры Тверской области от 19 декабря 2018 года проведена проверка исполнения Администрацией Устиновского сельского поселения Кимрского района законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В ходе указанной проверки 19 декабря 2019 года был произведен осмотр страницы сайта в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.gosuslugi.ru.
Осмотром установлено, что при открытии страницы указанного сайта в разделе Администрация Устиновского сельского поселения Кимрского района отсутствуют сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией Устиновского сельского поселения, а именно: присвоение (изменение) адресов объектам недвижимости; выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок; выдача справок населению; выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий, подтверждающих право на владение землей.
Представитель административного ответчика – Администрации Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области – ФИО1 не отрицала факт отсутствия на сайте указанной выше информации.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, Кимрский межрайонный прокурор обратился в Кимрский городской суд с вышеназванными административными исковыми требованиями.
При рассмотрении требований Кимрского межрайонного прокурора суд исходит из следующего.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. ст. 24, 29).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно п. 2 ст. 2 названного выше закона под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В числе основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг значатся: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно ст. 5 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 21 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает в том числе доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг.
Частью 3 ст. 29 указанного выше закона предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru).
Суд соглашается с позицией Кимрского межрайонного прокурора о том, что несоблюдение Администрацией Устиновского сельского поселения вышеуказанных требований федерального законодательства, нарушает права граждан и неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг.
Согласно справке Главы Администрации Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области № 130 от 03 октября 2019 года в перечень оказываемых Администрацией Устиновского сельского поселения муниципальных услуг входит:присвоение (изменение) адресов объектам недвижимости; выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок; выдача справок населению; выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий, подтверждающих право на владение землей.
Установив изложенные обстоятельства, суд приходит к мнению об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
В силу положений ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд, в том числе, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, с учетом позиции сторон полагает, что требования Кимрской межрайонной прокуратуры должны быть исполнены Администрацией Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области в срок до 31 декабря 2020 года, считая, что указанный срок является достаточным и реальным для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области в части не размещения сведений на едином портале государственных и муниципальных услуг о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Обязать Администрацию Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области в срок до 31 декабря 2020 года организовать размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования: присвоение (изменение) адресов объектам недвижимости; выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок; выдача справок населению; выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий, подтверждающих право на владение землей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Куликова
Решение в окончательной форме принято 20 января 2020 года.
Судья Н.Ю. Куликова
Дело № 2а-189/2020 г. <****>
УИД: 69RS0013-01-2019-001608-87