РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2017 года Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе: председательствующего судьи Дроздовой Т.И.,
при секретаре Захаровой Д.Ю.,
с участием представителя административного истца ФИО3 – ФИО4, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1142/2017 по административному исковому заявлению ФИО3 к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Байкало-Амурского бассейна внутренних водных путей» об обжаловании отказа в регистрации права собственности на судно,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав на то, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону административному истцу ФИО3 принадлежит судно «БП-14» : сухогрузная баржа-площадка, год и место постройки: 1977 г., г. Улан-Удэ, грузоподъемностью 200 т., габаритные размеры: длина 35,54 м., ширина 7,92 м.
15.03.2017 г. административный истец обратилась к административному ответчику с целью регистрации права собственности на вышеуказанную баржу, однако получила устный отказ в проведении регистрационных действий, который административный ответчик мотивировал отсутствием сведений в государственном судовом реестре зарегистрированного права наследодателя ФИО1 на данное судно. При этом административному истцу было разъяснено, что она должна обращаться в суд.
Считает, что отказ административному истцу в регистрации права собственности на принадлежащую ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону баржу, нарушает её права собственника, так как она не может пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей судном.
Просит признать незаконным действия ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» связанные с отказом ФИО3 в регистрации права собственности на судно «БП-14» : сухогрузная баржа-площадка, год и место постройки: 1977 г., г. Улан-Удэ, грузоподъемностью 200 т., габаритные размеры: длина 35,54 м., ширина 7,92 м.; обязать ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» зарегистрировать право собственности ФИО3 на судно «БП-14» : сухогрузная баржа-площадка, год и место постройки: 1977 г., г. Улан-Удэ, грузоподъемностью 200 т., габаритные размеры: длина 35,54 м., ширина 7,92 м.
Административный истец ФИО3, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 – ФИО4, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил его удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Федерального бюджетного учреждения «Администрация Байкало-Амурского бассейна внутренних водных путей» - ФИО5, действующая на основании прав по должности, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя, представила письменные возражения, в которых указала, что 03.03.2016 г. ФИО3 обращалась в отдел регистрации с просьбой предоставить выписку из Государственного судового реестра по теплоходу БП-14, в связи с регистрацией права собственности по наследству, однако заявления на регистрацию права собственности на судно «БП-14» от ФИО3 не поступало, в регистрации права собственности по наследству истцу отказано не было. Просит отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Кроме того, статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (статья 8 Всеобщей декларации прав человека).
Согласно ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 01.06.2017 г., следует, что Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Байкало-Амурского бассейна внутренних водных путей» является действующим юридическим лицом, созданным 05.02.1999 г. и зарегистрированным 05.01.2003 г. регистрационной палатой Администрации г. Иркутска, руководителем которого является ФИО6, основным видом деятельности является деятельность вспомогательная, связанная с водным транспортом, что также подтверждается копией свидетельства серии ИРП № 0272 от 05.02.1999 г., копией свидетельства серии 38 № 001603470, копией свидетельства серии 38 № 003635645.
Согласно копии Устава Федерального бюджетного учреждения «Администрация Байкало-Амурского бассейна внутренних водных путей», утвержденного распоряжением Федерльного агентства морского и речного транспорта от 20.02.2013 г., следует, что Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 1748-р является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта учреждением, осуществляющим функции администрации Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 года № 24-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), (далее по тексту-«Администрация»). Учредителем Администрации является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Администрации осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Функции и полномочия собственника имущества Администрации осуществляют Федеральное агентство морского и речного транспорта и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (п. 1.1). Администрация осуществляет свои полномочия в Байкало-Ангарском бассейне внутренних водных путей (п. 1.5). Администрация является федеральный бюджетным учреждением (некоммерческой организацией) осуществляющим функции администрации Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта (п. 2.1). Администрация является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, переданное ему на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, валютные счета в кредитных организациях открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и бланки со своим наименованием. (п. 2.3).
Материалами дела установлено, что согласно копии договора купли-продажи от 28.07.2000 г., заключенного между Акционерным обществом открытого типа «Гидротехотряд» (продавец) и ФИО2 (покупатель), следует, что продавец передал в собственность имущество после полной оплаты, а покупатель принял и оплатил имущество, в том числе баржу БП-14.
Согласно договору купли-продажи баржи БП-14 от 07.02.2008 г., ФИО2 продала ФИО1 баржу-площадку БП-14, проект 183 ВМ, относящуюся к несамоходному речному флоту, предназначенной для перевозки сухогрузов, место постройки <...> года выпуска, габаритные размеры: длина 35,54 м., ширина 7,92 м.
Из копии свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 20.11.2015г. нотариусом Братского нотариального округа Иркутской области ФИО7, следует, что ФИО3 выдано свидетельство о праве на наследство по закону имущества ФИО1, умершего (дата), которое состоит из «БП-14» сухогрузная баржа-площадка, год и место постройки: 1977 г., г. Улан-Удэ, грузоподъемностью 200 т., габаритные размеры: длина 35,54 м., ширина 7,92 м. Настоящее свидетельство подлежит предъявлению в компетентные органы для перерегистрации баржи БП-14. Настоящее свидетельство подтверждает возникновение права собственности на вышеуказанное наследство.
Согласно выписке из государственного судового реестра по состоянию на 09.06.2017 г., следует, что собственником судна «БП-14» сухогрузная баржа-площадка, год и место постройки: 1977 г., г. Улан-Удэ, грузоподъемностью 200 т., габаритные размеры: длина 35,54 м., ширина 7,92 м. является АООТ Гидротехотряд.
Согласно копии заявления ФИО3 от 03.03.2016 г., следует, что ФИО3 обратилась в Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Байкало-Амурского бассейна внутренних водных путей» с просьбой предоставить выписку из государственного судового реестра по теплоходу БП-14, в связи с регистрацией права собственности по наследству баржи-площадки, принадлежащей ФИО1.
Согласно п.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимым вещам.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи, возникновение, переход права собственности подлежат государственной регистрации.
Согласно п. 2 ст. 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации порядок осуществления государственной регистрации судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Согласно п. 16 Правил государственной регистрации судов (утв. Приказом Минтранса РФ № 144 от 26.09.2001 г.) к компетенции органов государственной регистрации относятся проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, проверка юридической силы представленных для государственной регистрации судна правоустанавливающих документов.
Согласно п.1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из следующих реестров: государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Пунктом 1 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что Государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Государственная регистрация (любые регистрационные действия) носит заявительный характер и возможна при наличии заявления и правоустанавливающих документов, соответствующих требованиям федерального законодательства, а так же документа о внесении платы за государственную регистрацию (оплата государственной пошлины).
В соответствии с п. 22 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации № 144 от 26.09.2001 г., государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. В случае если права на суда возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Все документы, необходимые для регистрации, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
На основании п. 40 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации № 144 от 26.09.2001 г., в Государственном судовом реестре к заявлению должны быть приложены следующие документы: правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие); мерительное свидетельство (для судов смешанного (река-море) плавания); свидетельство о годности к плаванию; классификационное свидетельство.
Для регистрации отдельного типа судов необходимы и другие документы, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации № 144 от 26.09.2001 г., основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются: акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции; -договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации; свидетельство о праве па наследство; вступившее в законную силу решение суда; свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При получении заявления с приложением правоустанавливающих документов на государственную регистрацию должностное лицо регистрирующего органа вносит соответствующую запись в книгу учета входящих документов. При несоответствии представляемых документов требованиям настоящих Правил или их недостаточности заявителю отказывается в приеме документов. По требованию заявителя ему выдается мотивированное письменное подтверждение отказа в приеме документов.
В соответствии п.37 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации № 144 от 26.09.2001 г., в Государственной регистрации может быть отказано в следующих случаях: право на судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с КВВТ РФ; заявление о государственной регистрации судна подало ненадлежащее лицо; формы и содержание документов, представленных для государственной регистрации судна, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Анализируя представленные доказательства, установлено, что государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, в Байкало-Ангарском бассейне таким органом является ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна».
В нарушение требований ст. 62, ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ФИО3 не представлено суду доказательств обращения в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» с заявлением на регистрацию права собственности на судно «БП-14» сухогрузная баржа, год и место постройки: 1977 г., г. Улан-Удэ, дедвейт 200 т., длина 35,54 м., ширина 7,92м., а также в отказе ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» ей в регистрационных действиях.
В материалах дела имеется лишь заявление ФИО3 от 03.03.2016 г. о предоставлении выписки из государственного судового реестра по теплоходу БП-14, в связи с регистрацией права собственности по наследству баржи-площадки, принадлежащей ФИО1, однако с заявлением о государственной регистрации, в соответствии с Правилами государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации №144 от 26.09.2001 г. в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» ФИО3 не обращалась, оплату государственной пошлины не производила. Таким образом, Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Байкало-Амурского бассейна внутренних водных путей» не нарушены нормы действующего законодательства или права и законные интересы ФИО3, суд полагает, что изложенные административным истцом доводы, своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашли, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Оценивая все доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом норм процессуального и материального права, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Байкало-Амурского бассейна внутренних водных путей» о признании незаконным действия ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» связанные с отказом ФИО3 в регистрации права собственности на судно «БП-14» : сухогрузная баржа-площадка, год и место постройки: 1977 г., г. Улан-Удэ, грузоподъемностью 200 т., габаритные размеры: длина 35,54 м., ширина 7,92 м.; обязании ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» зарегистрировать право собственности ФИО3 на судно «БП-14» : сухогрузная баржа-площадка, год и место постройки: 1977 г., г. Улан-Удэ, грузоподъемностью 200 т., габаритные размеры: длина 35,54 м., ширина 7,92 м. надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Байкало-Амурского бассейна внутренних водных путей» о признании незаконным действия ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» связанные с отказом ФИО3 в регистрации права собственности на судно «БП-14» : сухогрузная баржа-площадка, год и место постройки: 1977 г., г. Улан-Удэ, грузоподъемностью 200 т., габаритные размеры: длина 35,54 м., ширина 7,92 м.; обязании ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» зарегистрировать право собственности ФИО3 на судно «БП-14» : сухогрузная баржа-площадка, год и место постройки: 1977 г., г. Улан-Удэ, грузоподъемностью 200 т., габаритные размеры: длина 35,54 м., ширина 7,92 м. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. с 22 июня 2017 года.
Судья: Т.И. Дроздова