Административное дело № 2а-1142/2022
УИД 48RS0001-01-2022-000138-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года город Липецк
Советский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего Полухина Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черниковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка о признании незаконным решения, возложении определенных обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка (далее – Департамент ЖКХ администрации г.Липецка, Департамент) о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 10.12.2021 г., с возложением обязанности произвести перевод жилого помещения (индивидуальный жилой дом), расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение (магазин). В обоснование требований указывал, что ему на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 142,4 кв.м., который расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 400 кв.м., с разрешенным видом использования «под магазин». ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о переводе указанного жилого дома из жилого помещения (здания) в нежилое с видом использования «магазин». Уведомлением от 10.12.2021 г. Департамент ЖКХ администрации г. Липецка отказал административному истцу в проведении указанной процедуры по причине предоставления документов в ненадлежащий орган.
Ранее ФИО1 обращался в Департамент с таким заявлением, и в сообщении от 30.07.2019г. ему было отказано в проведении указанной процедуры по причине предоставления документов в ненадлежащий орган.
Также истцом в адрес Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка направлялись соответствующие письма с просьбой разъяснения процедуры перевода жилого дома в нежилое здание с видом использования «магазин».
Исходя из сообщения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка от 23.07.2019г. № указанная процедура проводится Департаментом ЖКХ администрации г. Липецка на основании административного регламента, утвержденного постановлением администрации г. Липецка от 29.06.2012 г. № «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилое помещение в жилое помещение».
В Управление Росреестра по Липецкой области также подавалось заявление о проведении государственного кадастрового учета объекта с кадастровым номером №, однако государственный кадастровый учет был приостановлен.
В дальнейшем истец обращался в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка с тем же заявлением о переводе жилого помещения (индивидуальный жилой дом), расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение (магазин), однако данное обращение было перенаправлено в Департамент, который в ответе № М-1249 от 02.06.2021 года сообщил о невозможности рассмотрения названного вопроса.
По результатам судебного пересмотра данного решения Советским районным судом г.Липецка 8 сентября 2021 года вынесено решение по делу № об отказе в удовлетворении требований, основным выводом суда явилось отсутствие истцом реализации своего права на административный порядок перевода жилого помещения в нежилое, предусмотренный нормами ЖК и ГрК РФ.
ФИО1 указывает, что административный порядок рассмотрения вопроса об изменении статуса объекта недвижимого имущества невозможен.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Липецка и Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, полагая, что для перевода жилого помещения в нежилое на территории Липецкой области действует Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденный Постановлением администрации г. Липецка от 29.06.2012 года № 1058. Данный факт административным истцом и не оспаривается, так как указанное обстоятельства распространяется на жилищные правоотношения, которые регулируются нормами жилищного законодательства, в соответствии с которыми жилой дом, являющийся зданием, является жилым помещением.
При изменении назначения здания, применяется Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство», утвержденный Постановлением администрации г.Липецка от 20.12.2017 года № 2550. Указанная услуга предоставляется Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Липецка. Данный факт также административным истцом не оспаривается, так как данный регламент действительно применяется для изменения назначения здания, однако, в том случае, если по отношению к зданию была проведена реконструкция, и соответственно, указанное обстоятельство распространяется на градостроительные отношения. Департамент ЖКХ является уполномоченным лицом по переводу жилых помещений в нежилые.
В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка по доверенности ФИО3 иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом требований Градостроительного кодекса РФ и осуществляется органом местного самоуправления, то есть межведомственными комиссиями по вопросам перевода. Решение о переводе помещения или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления указанной комиссией. До настоящего времени ФИО1 не реализовал право на административный порядок изменения назначения здания, а также не обратился в Департамент градостроительства и архитектуры надлежащим образом, с соблюдением необходимой процедуры в рамках административного регламента предоставления муниципальной услуги. Кроме того, указала, что документы административным истцом были представлены в ненадлежащий орган, о чем было указано в уведомлении от 10.12.2021 г., которое и обжалуется. Департамент ЖКХ администрации г. Липецка организует работу вневедомственных комиссий по переводу именно жилых помещений в нежилые помещения и в нежилые помещения в жилые.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения иска, согласившись с доводами представителя административного ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный в городе Липецке по <адрес> с кадастровым номером №, общей площадью 142,4 кв.м., который расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 400 кв.м., с разрешенным видом использования – под магазин, видом объекта недвижимости указано «здание».
12.05.2021 г. в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка поступило заявление представителя административного истца – ФИО5 о переводе жилого помещения с кадастровым номером № в нежилое с приложением выписки из ЕГРН от 08.11.2017 г. в отношении объекта капитального строительства, копии доверенности, экспликации помещений жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка направил обращение представителя ФИО1 – ФИО7 в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для рассмотрения вопроса в соответствии с компетенцией в адрес Департамента ЖКХ администрации г.Липецка и ФИО6 для сведения.
02.06.2021 г. Департамент ЖКХ администрации г. Липецка направил обращение ФИО1 о том, что рассмотрение вопрос перевода здания – индивидуального жилого дома, в нежилое помещение Департаментом ЖКХ не представляется возможным, поскольку выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Липецка, внесение в них изменений относится к функциям Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка.
10.06.2021 года Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка ФИО1 был направлен ответ № М-384 о том, что данный орган не уполномочен на принятие решений о переводе индивидуального жилого дома в нежилое здание. Изменение функционального назначения, в частности жилого здания, осуществляется в случае его реконструкции, переустройства, перепланировки или переоборудования в соответствии с положениями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и разъяснено, что рассмотрение вопроса о необходимости выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства возможно на основании документов, предусмотренных указанной статьей Градостроительного кодекса РФ.
18.11.2021 года ФИО5, действующим по доверенности в интересах ФИО1, было подано заявление в Департамент о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое, с приложением выписки из ЕГРН и проектной документации перепланировки жилого помещения в нежилое.
В уведомлении от 10.12.2021 года Департамент ЖКХ администрации г. Липецка отказал ФИО1 в переводе помещения из жилого в нежилое в связи с предоставлением документов в ненадлежащий орган (п.2 ч.1 ст.24 ЖК РФ).
Не согласившись с ответом Департамента от 10.12.2021 г., ФИО1 обратился в суд с названными требованиями.
Согласно п. 1 ст. 263 Градостроительного кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В силу ст. 288 Гражданского кодекса РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилого в нежилое производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения регламентирован главой 3 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).
В соответствии со ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Одной из функций Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка, изложенной в п. 29 Положения "О департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка", который утвержден решением Липецкого городского Совета депутатов от 2 августа 2016 г. N 195, является организация работы межведомственных комиссий по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласования переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах, комиссии по вопросам отнесения жилых помещений муниципального жилищного фонда города Липецка к специализированному жилищному фонду и исключению из него, а также муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Руководствуясь Жилищным кодексом РФ администрация г. Липецка от 22 марта 2010 г. N 193-р распоряжением создало и утвердило Положение о межведомственной комиссии г. Липецка по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласования переустройства и перепланировки жилых помещений, которое определяет вопросы, регламентирующие работу межведомственной комиссии г. Липецка по вопросам перевода жилых помещений в нежилые, нежилых помещений в жилые, переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии с п.4.5 указанного Распоряжения, комиссия правомочна рассматривать вопросы, если в заседании Комиссии принимают участие не менее 2/3 её членов. Решение принимается большинством голосов членов Комиссии и оформляется в виде акта (п.4.6).
В силу ч.1 ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст.24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: представления документов в ненадлежащий орган (п.2).
Согласно ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
В силу ч.4 ст.23 Жилищного кодекса РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
В статьях 22 и 23 Жилищного кодекса РФ отдельно закреплены положения, касающиеся перевода жилых помещений в нежилые в многоквартирном доме.
Таким образом, нормами жилищного права установлен внесудебный (административный) порядок перевода жилых помещений в нежилые.
Для перевода помещения на территории Липецка действует Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденный постановлением администрации г. Липецка от 29.06.2012 года № 1058. Департамент ЖКХ администрации г. Липецка предоставляет данную услугу согласно п.1.4 Регламента.
При изменении назначения здания, применяется Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство», утвержденный Постановлением администрации г.Липецка от 20.12.2017 года № 2550. Указанная услуга предоставляется Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Липецка.
Согласно ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В силу ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч.1).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.2).
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид) (п.1 ч.4); кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение (п.6 ч.4); вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме (п.23 ч.4)…
В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: 9) назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж), если объектом недвижимости является здание (п.9 ч.5); назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение (п.10 ч.5)…
При этом, согласно ч.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Как усматривается из материалов дела, решением Советского районного суда г. Липецка от 03.02.2020 г. по гражданскому делу № в удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации города Липецка об изменении статуса объекта недвижимого имущества, - о признании жилого дома расположенного в <адрес>, площадью 142,4 кв.м. нежилым помещением – Магазин, общей полезной площадью 142,4 кв.м., - отказано. Суд пришел к выводу о том, что истец в нарушение действующего законодательства не реализовал право на административный порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение. ФИО1 либо его представитель не обращались в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка с отдельным заявлением о переводе жилого помещения в нежилое с приложением необходимых документов.
Решением Советского районного суда г. Липецка по административному делу № в удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту о признании незаконным решения, выраженного в сообщении № М-1249 от 02.06.2021 г., возложении обязанности произвести перевод жилого помещения (индивидуального жилого дома) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение (магазин) отказано.
Как следует из данного решения суда, вступившего в законную силу, форма заявления и прием документов, выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое регламентируется Административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации г. Липецка от 29.06.2012 г. № 1058. Суд пришел к выводу о том, что действия административного ответчика по предоставлению ФИО1 ответа от 02.06.2021 г., в котором было сообщено, что рассмотреть вопрос перевода здания – индивидуального жилого дома, в нежилое помещение Департаментом ЖКХ не представляется возможным, поскольку выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Липецка, внесение в них изменений относится к функциям Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, согласуются с положениями Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и не нарушали права и законные интересы истца. Фактически ответчиком не было принято решение об отказе истцу в переводе жилого дома в нежилое помещение, а было разъяснено о необходимости соблюдения им внесудебного (административного) порядка по решению возникшего вопроса.
Также установлено, что Советским районным судом г. Липецка 08 сентября 2021 года вынесено решение по делу №, вступившее в законную силу, которым в удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка о признании незаконным решения, выраженного в сообщении № М-384 от 10.06.2021 г., возложении обязанности произвести перевод жилого помещения (индивидуального жилого дома) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение (магазин) – отказано.
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд при рассмотрении указанного дела пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае ФИО1 не реализовал своего права на административный порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение, который предусмотрен нормами жилищного и градостроительного законодательства РФ. Кроме того, истец в заявлении от 12.05.2021 г. при обращении к ответчику просил перевести жилое помещение в нежилое, несмотря на то, что ему принадлежит индивидуальный жилой дом, вид объекта – здание, а не помещение. Судом также указано, что действия административного ответчика по перенаправлению заявления истца для его рассмотрения в Департамент ЖКХ администрации г. Липецка и дача ответа в последующем, не могут быть признаны судом незаконными, поскольку согласуются с положениями Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и не нарушали права и законные интересы истца. Фактически ответчиком не было принято решение об отказе истцу в переводе жилого дома в нежилое помещение, а было разъяснено о необходимости соблюдения им внесудебного (административного) порядка по решению возникшего вопроса.
Постановлением администрации г. Липецка от 27.12.2021 года № 2975 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство", которую исходя из решения Липецкого городского совета депутатов от 27.08.2013 года № 697 оказывает департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка (согласно положению о данном департаменте, в частности п.34, указанное структурное подразделение администрации г. Липецка занимается объектами капитального строительства, к которым относятся здания).
Исходя из совокупного толкования положения о Департаменте ЖКХ администрации г. Липецка; административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации г. Липецка от 29.06.2012 года № 1058, положений Жилищного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», его функции и задачи затрагивают деятельность в сфере обращения с муниципальным жилым фондом, нежилыми помещениями и жилыми помещениями, в том числе в многоквартирном жилом доме, а не зданиями. Изменение назначения объекта недвижимости - здания осуществляется в соответствии с иным регламентом, утвержденным постановлением администрации г. Липецка от 27.12.2021 года № 2975 (согласно п. 10 Регламента).
В ответе Управления Росреестра по Липецкой области на запрос суда указано, при постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом в записи кадастра недвижимости вносятся сведения о здании. Часть 3 и 4 ст. 16 Жилищного кодекса РФ называют в качестве видов жилых помещений квартиру и комнату. При проведении учетно-регистрационных действий по названным выше объектам в графе «вид объекта недвижимости» указывается – помещение.
По результатам анализа представленных доказательств суд приходит к выводу о том, что и в данном случае истец не реализовал своего права на административный порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение, предусмотренный нормами жилищного и градостроительного законодательства РФ. Кроме того, истец в заявлении при обращении к заинтересованному лицу Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, просил перевести жилое помещение в нежилое, несмотря на то, что ему принадлежит индивидуальный жилой дом, вид объекта – здание, а не помещение.
Действия Департамента ЖКХ администрации г. Липецка по предоставлению истцу ответа от 10.12.2021 года являются правомерными, поскольку данный Департамент не уполномочен на территории г. Липецка осуществлять рассмотрение вопроса о переводе здания, который является индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.
Порядок (в частности, в рамках рассмотрения межведомственной комиссией г. Липецка), сроки предоставления услуги (в пределах 45 дней), результат выполнения административной процедуры (акт от 10.12.2021 года), форма ответа заявителю (уведомление) соответствуют установленным нормам (ЖК РФ, Административный регламент № 1058, в том числе, его пунктам 2.3, 2.4, 3.4.3, 3.4.6, 3.5.4, 3.5.5), уведомление выдано уполномоченным на то органом, и не нарушает права и законные интересы истца. Фактически ответчиком не было принято решение об отказе истцу в переводе здания - жилого дома в нежилое помещение, а было указано на обращение в неуполномоченный на то орган.
Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца о признании незаконным ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка от 10.12.2021 г.
Поскольку основное требование не подлежит удовлетворению, то и не подлежит удовлетворению и производное от него требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести такой перевод.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 10 декабря 2021 года, возложении обязанности произвести перевод жилого помещения (индивидуального жилого дома), расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение (магазин), – отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.И. Полухин
Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2022 года.