ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1143/20 от 13.10.2020 Озерского городского суда (Челябинская область)

Дело 2а-1143/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2020 года Озерский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бабиной К.В., при секретаре Никитиной Л.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика и заинтересованного лица ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО7, с рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением. ФИО1 просил суд признать действия администрации Озерского городского округа, выразившиеся в отказе выдать справку о сдаче жилья, незаконными и обязать административного ответчика выдать справку о сдаче жилого помещения.

Административный иск мотивирован тем, что постановлением главы Озерского городского округа от 29.05.2003г. ФИО1 на состав семьи 6 человек была предоставлена 4-х комнатная квартира по адресу: <адрес>. 11.11.2004г. решением суда брак между административным истцом и ФИО2 был расторгнут. В настоящее время у административного истца другая семья (состав 4 человека), с которой он проживает в общежитии по <адрес>. После расторжения брака ФИО1 добровольно выехал из жилого помещения по адресу: <адрес>, в квартире остались проживать бывшие члены семьи. По соглашению между наймодателем и нанимателем от 12.12.2006г. в связи с выбытием истца из ранее предоставленной квартиры с ним были прекращены правоотношения по договору социального найма от 05.06.2003г. . Нанимателем квартиры стала бывшая супруга ФИО2, которая в последующем приватизировала квартиру. Административный истец является военнослужащим, имеет право на обеспечение жильем за счет федеральных средств по нормам действующего законодательства. Для формирования жилищного дела требуется справка и сдаче жилья. 29.05.2020г. ФИО1 письменно обратился к главе Озерского городского округа с просьбой выдать справку о сдаче жилья. В удовлетворении заявления отказано незаконно. В ответе на заявление указано, что ФИО1 добровольно распорядился своими правами на квартиру и добровольно снялся с регистрационного учета, также указано. Что для получения справки о сдаче жилья наниматель должен был расторгнуть договор социального найма, сняться с регистрационного учета, передать жилое помещение в реестр муниципального имущества городского округа, погасить платежи и сдать ключи в отдел Управления ЖКХ администрации. Однако в ответе на заявление отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, ответ противоречит здравому смыслу. Фактически с истцом договор социального найма прекращен 12.12.2006г., он снялся с регистрационного учета, администрация без ведома истца, по собственной воле распорядилась жильем, разрешив его приватизацию другим нанимателям. Квартира не выходила из реестра муниципального имущества до ее приватизации, долгов по коммунальным платежам при ее приватизации не было, никто не должен сдавать ключи от квартиры, которая приватизирована. Считает, что отказ администрации в выдаче справки о сдаче жилья, не соответствует закону, противоречит здравому смыслу и нарушает его права на обеспечением жильем.

В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении требований настаивал, пояснив аналогично доводам административного искового заявления.

Представитель административного ответчика администрации Озерского городского округа Челябинской области и заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 (доверенность л.д. 39,40,41) административны иск не признала, предоставив в материалы дела возражения (л.д. 18-22), в которых указала, что ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы в войсковой части ДД.ММ.ГГГГ и этой же датой был включен в списки единой городской очереди по месту жительства. Семье ФИО1 составом семьи шести человек на основании постановления главы администрации Озерского городского округа 29.05.2003г. предоставлена благоустроенная 4-х комнатная муниципальная квартира по адресу: <адрес>. Поскольку уровень обеспеченности жилой площадью жилого помещения на каждого члена семьи ФИО1 в указанной квартире соответствовал норме, ФИО1 был снят с учета граждан, нуждающихся в получении жилого помещения, на основании постановления администрации от 29.05.2003г. № 1541. ФИО1 расторг договор социального найма указанного жилого помещения добровольно в 2006г., до этого расторгнув брак с ФИО2, снялся с регистрационного учета по месту жительства в связи с выбытием в иное место жительства по адресу: <адрес> (общежитие). ДД.ММ.ГГГГг. квартира по адресу: <адрес> была передана бесплатно в собственность ФИО2 (бывшая супруга ФИО1) и его детям – ФИО4, ФИО5 и ФИО6 Поскольку ФИО1 добровольно распорядился ранее полученным от органа местного самоуправления жилым помещением, что повлекло утрату возможности сдачи этой квартиры, в выдаче справки о сдаче жилого помещения было отказано правомерно.

Представитель заинтересованного лица войсковой части 3273 ФИО7 (доверенность л.д. 54) с доводами ФИО1 не согласился, поддержав позицию административного ответчика.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из смысла положений ст. 227 КАС РФ следует, что для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, то есть из государственного жилищного фонда.

В соответствии с п. 32 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающиеся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054, на основании решения органа местного самоуправления отдел по учету и распределению жилой площади (жилищный отдел) или специально назначенное должностное лицо выдает гражданину, уволенному с военной службы, ордер на жилое помещение по установленной форме. Ордер выдается непосредственно тому гражданину, которому предоставляется жилье, или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, оформленной в установленном порядке.

Для получения ордера должна быть представлена справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по прежнему месту службы для военнослужащих федеральных органов исполнительной власти (для военнослужащих Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации - справка командования части).

Административный истец ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части <> с 16 марта 2009г. по настоящее время (л.д. 53).

Из материалов дела следует, что 29 мая 2020г. ФИО1 обратился в администрацию Озерского городского округа с заявлением о выдаче ему справки, подтверждающей передачу жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> органу местного самоуправления (л.д. 8). 16 июня 2020г. ответом первого заместителя главы Озерского городского округа за № 01-01-24/718 ФИО1 отказано в выдаче справки (л.д. 8). Суд соглашается с законностью отказа в выдаче справки.

Как следует из материалов дела, на основании решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3446 от 03.01.2003г. № 1 сержант ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 135-136). На основании этого решения, постановлением главы администрации Озерского городского округа Челябинской области № 1572 от 29 мая 2003г. ФИО1 на состав семьи из шести человек на основании ордера предоставлена 4-хкомнатная квартира по адресу: <адрес> (л.д. 124-125).

Поскольку уровень обеспеченности жилой площадью жилого помещения на каждого члена семьи ФИО1 в указанной квартире соответствовал норме, ФИО1 был снят с учета граждан, нуждающихся в получении жилого помещения, на основании постановления администрации от 29.05.2003г. № 154 (л.д. 37-38).

ФИО1 был зарегистрирован в предоставленной ему бесплатно 4-х комнатной квартире в период с 11.06.2003г. по 05.12.2006г. (л.д. 52).

Брак между ФИО1 и его супругой ФИО2 прекращен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 114).

По соглашению с наймодателем и нанимателем от 12.12.2006г., в связи с выбытием ФИО1 из полученной квартиры с ним были прекращены правоотношения по договору социального найма квартиры по адресу: <адрес> от 05.06.2003г. , нанимателем квартиры стала бывшая жена ФИО2 (л.д. 31).

После прекращения правоотношений по договору социального найма указанной квартиры, ФИО1 05 декабря 2006г. зарегистрировался по адресу: <адрес> (общежитие) (л.д.52), где остается зарегистрированным по настоящее время.

В дальнейшем квартира по адресу: <адрес> на основании договора бесплатной передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГг., приватизирована бывшей супругой истца ФИО2, и его детьми ФИО4, ФИО5 и ФИО6 по 1/4 доле в праве общей долевой собственности каждому (л.д. 32-36).

Решением жилищной комиссии войсковой части 3273 от ДД.ММ.ГГГГг. капитан ФИО1, с составом новой семьи из 4 человек ( ФИО1, супруга ФИО8, сын ФИО9 и дочь ФИО6) был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания (л.д. 76). Решением жилищной комиссии войсковой части 3273 от 24 октября 2018г. ФИО1 и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ (л.д. 109-111).

Правомерность снятия ФИО1 и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях подтверждена судом (л.д. 59-68).

Из содержания п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и подпункта «д» пункта 10 Правил учета военнослужащих подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающиеся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054, следует, что обеспечение жилым помещением военнослужащих за счет государства осуществляется один раз, а в целях получения жилья по избранному месту жительства необходимо предоставить документы о сдаче жилых помещений Министерству оборону Российской Федерации.

Для получения жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, ФИО1 бы обязан сдать ранее полученное жилье, однако, возможность это сделать он утратил, распорядившись предоставленной ему бесплатно квартирой добровольно, а именно, создав новую семью, выселился из квартиры, прекратил в отношении себя договор социального найма и снялся с регистрационного учета.

Поскольку ФИО1 предоставленную ему и членам его семьи квартиру по адресу: <адрес>, муниципальному образованию не сдал, оснований для выдачи ему справки о сдаче жилья у администрации Озерского городского округа не имеется и отказ в ее выдаче является законным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании действий незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Озерский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: К.В. Бабина

<>

<>

<>

<>

<>

<>

<>