ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1144/16 от 06.05.2016 Чернушинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-1144/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка 06 мая 2016 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Мень О.А.,

при секретаре ФИО3

с участием представителя административного ответчика Администрации Чернушинского муниципального района ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Пермской краевой общественной организации «Реальное ЖКХ» к Администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконными отказа в согласовании мест проведения публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Чернушинский районный суд к Администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконными отказа в согласовании мест проведения публичного мероприятия. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано уведомление в администрацию Чернушинского муниципального района о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия на территории <адрес>, с указанием 16 мест проведения пикетов, в соответствии с ч. 1 ст. 7 закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Администрация Чернушинского муниципального района, письмом «О рассмотрении уведомления» от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы Чернушинского муниципального района ФИО5 предложила административному истцу перенести проведение публичного мероприятия, в форме пикетов, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в специально отведенное место - пересечение <адрес> и <адрес>.

Административный истец считает предложение о переносе места проведения пикетов незаконным, поскольку оно противоречит ч. 1. ст. 8 закона № 54- ФЗ и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, предусмотренное ст. 31 Конституции РФ. Администрация Чернушинского муниципального района в качестве единственного обоснования изменения места проведения публичного мероприятия, указано постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об определении Перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории <адрес>», принятого на основании части 1.1. ст. 8 Федерального закона 54-ФЗ, данное постановление <адрес> распространяет свое действие на «коллективное обсуждение» и «массовое присутствие граждан». Ни массового присутствия граждан, ни коллективного" обсуждения указанный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ пикет не предполагает. Кроме того, законодатель не определяет специально отведенное место единственно возможным местом проведения публичных мероприятий, устанавливает, что публичные мероприятия проводятся в указанных местах «как правило». Данная норма предусмотрена ч. 2.1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ и абз. 3 ч. 2 ст. 1.1 Закона Пермского края «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края» от 10.10.2005 г. № 2538-560 (далее - Закон Пермского края № 2538-560). Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал, что в Федеральном законе № 54-ФЗ особо оговаривается, что при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. Администрация Чернушинского муниципального района в своем письме не указала никаких мотивов переноса проведения мероприятия, связанных с созданием угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников публичного мероприятия или населения. В уведомлении о проведении пикетирования от ДД.ММ.ГГГГ было заявлено 16 мест проведения публичного мероприятия. Учитывая, что администрации Чернушинского муниципального района не предоставлено право уменьшать или увеличивать количество мест пикетирования, указанных в уведомлении, административному истцу должно было быть предложено соответствующее количество изменений. Однако администрация Чернушинского муниципального района предложила 1 место для проведения пикетирования, которое является специально отведенным местом для проведения публичных мероприятий в <адрес>. Согласно ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ и ч. 2 ст. 4.1 Закона Пермского края № 2538-560, предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, в специально отведенных местах составляет сто человек,таким образом, проведение пикетов в специально отведенных местах не требует предварительного уведомления об этом публичных органов власти, так как по определению число участников пикетов не превышает установленную предельную численность участников публичных мероприятий в специально отведенных местах. Проведение пикетов в местах, указанных административным истцом в уведомлении, было «заблокировано», однако иных мест, которые требуют согласования с органами местного самоуправления, не было предложено. По существу процедура согласования была прервана административным ответчиком в одностороннем порядке. Предложение администрации Чернушинского муниципального района провести публичное мероприятие в месте, где уведомление о проведении подобных мероприятий не требуется, по своей сути является отказом в проведении публичного мероприятия в местах, заявленных в уведомлении административного истца. Уведомление о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ подано лицом имеющем право на подачу такого уведомления. Места проведения публичного мероприятия указанные в уведомлении, не относятся к местам, в которых проведение мероприятий запрещается. Отсутствие со стороны администрации Чернушинского муниципального района обоснованного предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, фактический отказ в проведении публичного мероприятия в заявленных 16 местах на территории города, существенно нарушает права административного истца для публичного выражения мнений в отношении максимально широкого круга лиц, привлечения общественного внимания к проблемам, заявленным в уведомлении, обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений. Таким образом, действия администрации Чернушинского муниципального района по отказу в согласовании мест проведения пикетов нарушают права и законные интересы административного истца, является немотивированным, принятым с нарушением норм действующего законодательства: ст. 31 Конституции РФ, ч.ч. 1, 1.1, 2, 2.1 ст. 8, ч.ч. 1 и 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ, абз. 3 ч. 2 ст. 1.1 и ч. 2 ст. 4.1 Закона Пермского края № 2538-560. Административный истец просит суд признать незаконным отказ администрации Чернушинского муниципального района в согласовании проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в форме пикетов в местах, заявленных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>вой общественной организацией «Реальное ЖКХ».

Представитель административного истца ПКОО «Реальное ЖКХ», административный ответчик Глава Администрации Чернушинского муниципального района в суд не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении дела в суд не поступало.

Представитель административного ответчика Администрации Чернушинского муниципального района ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что Администрация предложила провести публичное мероприятие в специально отведенном месте, в соответствии с Постановлением <адрес>. Права истца не нарушены, отказа в проведении публичного мероприятия не было, истцу было предложено изменить место проведения публичного мероприятия. Проведение публичных мероприятий в неотведенных для этого местах может повлечь нарушение прав третьих лиц. Кроме того представила письменный отзыв по иску, где указала, что рассмотрев уведомление о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ в форме пикета, Администрация направила на электронный адрес ПКОО письмо от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении уведомления» с обоснованным предложением об изменении места проведения публичного мероприятия по 16 адресам <адрес>, указанным в уведомлении ПКОО, на специально отведенное для публичного выражения общественного мнения граждан место, а не об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия. Целью публичного мероприятия, указанной в уведомлении административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, является публичное выражение мнений жителей <адрес> о проблемах жилищно-коммунального хозяйства, в том числе о качестве и проблемах реализации региональной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, налоговой политики государства, введения топливных акцизов.

На основании постановления Правительства Пермского края от 29.12.2012 № 1610-п «Об определении Перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории <адрес>» местом проведения публичного мероприятия в городе Чернушка определена площадь на пересечении <адрес> и <адрес>, в районе памятника участникам Великой Отечественной войны и Аллеи Героев. Постановление № 1610-п не противоречит положениям Федерального закона № 54-ФЗ, предусматривающего право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определять единые специально отведенные места для массовых мероприятий, не отменено и никем не оспорено.

Довод административного истца о том, что определение Правительством Пермского края специально отведенных мест для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем ограничивает его право на использование любого места в <адрес> для данных целей, и с учетом того, что проведение массовых мероприятий в любом месте, удобном для заявителя, может нарушать права и свободы иных лиц, является несостоятельным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 56, ч.2 ст.135 КАС РФ, административный ответчик просит суд отказать <адрес>вой общественной организации «Реальное ЖКХ» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа администрации Чернушинского муниципального района в согласовании проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в форме пикетов в местах, заявленных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ.

В части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ сказано, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно - политического характера места.

Постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2012 № 1610-п «Об определении Перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории <адрес>» местом проведения публичного мероприятия в городе Чернушка определена площадь на пересечении <адрес> и <адрес>, в районе памятника участникам Великой Отечественной войны и Аллеи Героев.

Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Перечнем, утвержденным Постановлением № 1610-п, единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места на территории <адрес> определены для всех форм публичных мероприятий.

В судебном заседании установлено, что в Администрацию Чернушинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия на территории <адрес> с указанием 16 мест проведения пикетов.

Целью публичного мероприятия, указанной в уведомлении административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, является публичное выражение мнений жителей <адрес> о проблемах жилищно-коммунального хозяйства, в том числе о качестве и проблемах реализации региональной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, налоговой политики государства, введения топливных акцизов. С использованием сборно-разборных конструкций (размер 1,8х1,8х2 м), печатной продукции, манишек.

Администрация Чернушинского муниципального района письмом «О рассмотрении уведомления» от ДД.ММ.ГГГГ предложила административному истцу перенести проведение публичного мероприятия в форме пикетов ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в специально отведенное место - пересечение <адрес> и <адрес>.

В силу положений части 1 статьи Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

По смыслу вышеприведенной нормы, закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия; компетентному органу при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, которая неоднократно высказывалась им в решениях, предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, оно не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера; предложенный вариант проведения публичного мероприятия должен учитывать возможность достижения правомерных целей этого мероприятия (свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики) и соответствовать его социально-политическому значению (Определение от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, Постановление от 15 января 1998 года N 2-П, Постановление от 18 февраля 2000 года N 3-П, Определение от 1 июня 2010 года N 705-О-О).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства Российской Федерации и Пермского края Администрацией Чернушинского муниципального района было предложено ПКОО «Реальное ЖКХ» изменить место проведения публичных мероприятий. Суд считает, что административный ответчик выполнил обязанность, возложенную ст. 7 Закона Пермского края «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ и своевременно, в установленные законом сроки, направило обоснованное предложение об изменении мест проведения пикетов, заявленных в уведомлениях. В соответствии с имеющимися у административного ответчика полномочиями и в установленном порядке рассмотрены уведомления ПКОО «Реальное ЖКХ» о проведении публичного мероприятия, права и интересы заявителя при этом не были нарушены. По результатам рассмотрения уведомления в адрес ПКОО «Реальное ЖКХ» направлялось письмо с предложением об изменении места проведения публичного мероприятия в связи тем, что иное место в наибольшей степени отвечает требованиям обеспечения безопасности при проведении подобных мероприятий.

Со стороны административного ответчика в адрес ПКОО «Реальное ЖКХ» отказов в согласовании проведения публичных мероприятий не направлялось, права административного истца действиями ответчика не нарушены, доказательства обратного суду не представлены.

На основании установленных фактических оснований суд пришел к выводу, что отсутствуют основания для признания отказа администрации Чернушинского муниципального района в согласовании проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в форме пикетов в местах, заявленных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>вой общественной организацией «Реальное ЖКХ» незаконным.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Пермской краевой общественной организации «Реальное ЖКХ» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными отказа Администрации Чернушинского муниципального района в согласовании мест проведения публичного мероприятия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Чернушинский районный суд Пермского края, в течении одного месяца, со дня вынесения мотивированного решения 06 мая 2016 года.

Судья подпись О.А. Мень