ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1144/18 от 06.02.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-1144/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2018 года Центральный районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Туймятовой Н.А., с участием:

от административного истца – ФИО1

от административного ответчика – Гуменная Н.В., доверенность от 11.07.2017, диплом ВСГ 3708567

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об оспаривании решения, понуждении к действиям

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском, просит признать незаконным решение заместителя министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО2 от 24.05.2017 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда». В обоснование доводов указывает, что имеет трудовой стаж с 1973 года, который связан с работой в сфере железнодорожного транспорта. За период трудовой деятельности истец имеет награды, в том числе награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000» на основании приказа Президента ОАО РЖД ФИО3 от 09.07.2009г. №162/П. Знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» был учрежден за многолетнюю и плодотворную работу для работников железнодорожного транспорта в системе Министерства путей сообщения Российской Федерации. Полагает, что данный знак отличия является ведомственным. Указом Президента РФ Министерство путей сообщения было упразднено в 2005 году. Реформа железнодорожного транспорта и создание единого хозяйствующего субъекта ОАО «Российские железные дороги» не должны ущемлять права и законные интересы истца на получение социальных гарантий, которые представлены лицам, награжденным ведомственными знаками отличия. В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде». Понятие «ведомство» также не имеет легального определения, содержащегося в нормативно-правовых актах. В связи с этим применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности к организации, в которой граждане плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняли свои трудовые функции. В широком смысле слова «ведомство» означает центральное учреждение, возглавляющее какую-либо отрасль, обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства). Общепризнанным обстоятельством является то, что в ведении ОАО «Российские железные дороги» находится организация железнодорожных перевозок в РФ, которая заменила собой Министерство путей сообщения РФ в области организации железнодорожного сообщения. Считает, что ОАО «Российские железные дороги» вполне можно назвать ведомством. указывает, что истец имеет все правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда». Отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» является необоснованным, незаконным и надуманным, что грубо нарушает конституционные права истца на получение гарантий социальной защиты.

В судебном заседании административный истец иск поддержал.

Представитель административного ответчика в судебном заседании полагала доводы административного истца не обоснованными, а иск и не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Федеральным законом № 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

Согласно положениям статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Исходя из пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.

В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

На основании статей 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В порядке реализации указанного в Федеральном законе правомочия, Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края Закон Забайкальского края от 26.12.2008 № 90-ЗЗК "О порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Забайкальского края".

Предметом регулирования данного закона в соответствии является установление и определение порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" гражданам РФ, проживающим на территории Забайкальского края, из числа лиц, указанных в статье 7 ФЗ "О ветеранах".

Согласно ст. 1 указанного закона Звание "Ветеран труда" присваивается лицам, проживающим на территории Забайкальского края: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

К ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) относятся: 1) нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства; 2) награды Академии наук СССР, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Комитета народного контроля СССР, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов, Стройбанка СССР, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Союза рыболовецких колхозов России, Центросоюза, Роспотребсоюза, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, Совета представителей Независимого профсоюза горняков России, Совета профессиональных союзов Российской Федерации "Единение", ДОСААФ, Советского Комитета защиты мира и Российского Комитета защиты мира, Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ, Всероссийского общества "Знание", ОСВОДа РСФСР, Всероссийского общества охраны природы, Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, Росохотрыболовсоюза при условии, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, состоявшие в штате этих организаций или работавшие в их системе (согласно записям в трудовой книжке); 3) нагрудные знаки "Почетный донор СССР", "Почетный донор России".

Статья 7 Федерального закона «О ветеранах» не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами Министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

Из материалов дела следует, что административный истец обратился к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», поскольку имеет знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» и трудовой стаж с 1973 года.

Письмом от 24.05.2017 Министерство отказало истцу в присвоении звания, указав на то, что указанный знак не входит в государственную наградную систему РФ.

Из отзыва административного ответчика на исковое заявление следует, что имеющийся у истца знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» не входит в перечень государственных наград Российской Федерации, в связи с чем ему не может быть присвоено звания "Ветеран труда".

В ходе рассмотрения дела установлено, что награждение истца знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» произведено президентом ОАО «РЖД».

В соответствии с Уставом ОАО «РЖД», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. № 585, ОАО РЖД является коммерческой организацией.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для присвоения звания «Ветеран труда» административному истцу, поскольку ОАО «РЖД» не является Министерством, ведомством Российской Федерации, а указанный знак не относится к ведомственным знакам отличия в труде.

Кроме того, знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» нельзя отнести к государственным наградам и почетным званиям, являющимся в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку он не включен в перечень почетных званий СССР, предусмотренный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. № 360-Х, не поименован в Указе Президента о государственных наградах Российской Федерации № 442 от 02.03.1994, отсутствует в Указе Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положений о почетных званиях и Описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» и не содержится в соответствующих разделах Общероссийского классификатора информации о населении, принятым и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. № 2019-ст

Доводы административного истца о том, ОАО "РЖД" фактически можно отнести к ведению Министерства транспорта Российской Федерации, следовательно, знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» относится к ведомственным знакам отличия, судом не принимаются, поскольку в перечень ведомственных наград, утвержденных Приказом Минтранса России от 30.09.2016 г. № 285 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации», знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» не входит.

Ссылки административного истца на то, что реформа железнодорожного транспорта, упразднившая ранее действовавшие Министерства и создавшая хозяйствующий субъект - ОАО "Российские железные дороги", не может являться обстоятельством, ущемляющим права и законные интересы истца на получение социальных гарантий, также не принимаются судом, поскольку награждение заявителя знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" произошло уже после вышеуказанного реформирования системы железнодорожного транспорта и создания ОАО "Российские железные дороги".

Таким образом у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об оспаривании решения, понуждении к действиям – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

Мотивированный текст изготовлен 13.02.2018.

Судья И.Н. Филиппова