Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Шадриной Е.Ю.,
при секретаре Быковой Т.А.,
с участием заместителя Шадринского межрайонного прокурора Казеева М.Х.,
административного истца Черных А.П., его представителя адвоката Курочкина Г.А., действующего по доверенности от ....2020г. и на основании диплома о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика - председателя Территориальной избирательной комиссии города Шадринска Андреевой О.Е., действующей на основании диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области 13 августа 2020 года
административное дело по исковому заявлению Черных А.П. к Территориальной избирательной комиссии города Шадринска о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Черных А.П. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии города Шадринска о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты.
В обоснование заявленных требований в иске указал следующее.
20 июля 2020 года он выдвинул свою кандидатуру в качестве кандидата в депутаты Шадринской городской думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №20, путем подачи документов в Территориальную избирательную комиссию города Шадринска.
Решением Территориальной избирательной комиссии города Шадринска № от 29.07.2020г. ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Шадринской городской думы седьмого созыва.
Основаниями для отказа послужило то, что он, как кандидат, выдвинутый политической партией, нарушил требования к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (пп. 2 пункта 23 статьи 18 Закона Курганской области № 288), не предоставил документы, предусмотренные пп.1 пункта 14 статьи 16 Закона Курганской области № 288 (подпункт 3 пункта 23 статьи 18 Закона Курганской области № 288).
Законом Курганской области от 31.03.2003 N 288, установлено, что регистрация кандидата на выборах выборного должностного лица и списка кандидатов на выборах депутатов представительного органа муниципального образования осуществляется избирательной комиссией муниципального образования, при наличии документов указанных в пункте 3-1 статьи 14, пункте 14 статьи 16 настоящего закона, иных предусмотренных законом документов (часть 1 ст. 18).
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах).
Принципы деятельности избирательных комиссий - открытость и гласность решений, независимость от органов государственной власти и местного самоуправления, приоритет закона при принятии решений не были соблюдены административным ответчиком.
Считает, что административным ответчиком при принятии решения допущены нарушения законов о выборах, поскольку при выявлении недостатков комиссией ему не было предложено представить документ в установленный законом срок, он не был уведомлен о проведении заседания территориальной избирательной комиссии, что повлекло нарушение его конституционных прав на участие в выборах.
При таких обстоятельствах решение Территориальной избирательной комиссии города Шадринска № от 29.07.2020 г. является незаконным, подлежащим отмене.
В судебном заседании истец Черных А.П. доводы, изложенные в иске, поддержал и пояснил следующее.
Несмотря на заявление председателя территориальной избирательной комиссии Андреевой О.Е. о его извещении о дате заседания комиссии, это не соответствует действительности. Он неоднократно обращался к Андреевой О.Е. с просьбой сообщить, когда назначено заседание комиссии, однако, ему было сказано, что о дате и времени заседания комиссии ему будет сообщено. Но его так и не известили. О принятом комиссией решении об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты он узнал после заседания комиссии. О том, что ему необходимо представить в комиссию решение Курганского областного отделения КПРФ о создании в г.Шадринске структурного подразделения партии, ему также не сообщалось и не была предоставлена возможность в соответствии с законом представить указанный документ. На момент подачи им 20 июля 2020г. заявления в избирательную комиссию о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы по одномандатному избирательному округу №20 он не являлся членом партии «Единая Россия», вышел из ее состава 15 июля 2020г.
Таким образом, на момент принятия Шадринским отделением КПРФ решения от 17 июля 2020г. о его выдвижении кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы он не являлся членом партии «Единая Россия». Заявление о снятии своей кандидатуры кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы седьмого созыва в качестве самовыдвижения было подано им 15 июля 2020г., что свидетельствует о том, что на момент принятия решения от 17 июля 2020г. о его выдвижении кандидатом в депутаты Шадринским отделением КПРФ он не являлся кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения. В связи с чем, считает, что законных оснований для принятия решения избирательной комиссией об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы не имелось.
Представитель административного истца Курочкин Г.А. настаивал на удовлетворении заявленных Черных А.П. требований ввиду незаконности принятого избирательной комиссией решения. Считает, что доводы, изложенные в обжалуемом решении, не основаны на законе, противоречат требованиям Федеральных законов «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закону Курганской области «О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области». Черных А.П., как того требует закон, не был извещен о дате и времени заседания территориальной избирательной комиссии, на котором рассматривалось его заявление о выдвижении кандидатом в депутаты. Избирательная комиссия не предоставила ему возможность представить решение о создании Шадринского городского отделения КПРФ. На момент подачи Черных А.П. 20 июля 2020г. заявления и документов в избирательную комиссию он не являлся членом партии «Единая Россия». Также он не являлся членом указанной партии в день выдвижения его кандидатом в депутаты Шадринским отделением КПРФ 17 июля 2020г., поскольку решение о его выходе из партии было принято Курганским региональным отделением партии «Единая Россия» 15 июля 2020г. Свое согласие на выдвижение кандидатом в депутаты было дано Черных А.П. один раз на заседании Шадринского отделения КПРФ 17 июля 2020г. Ранее такого согласия он никому не давал, поэтому указание в решении избирательной комиссии о нарушении Черных А.П. п.6 ст. 13 Закона Курганской области «О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области», поскольку кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения, является незаконным и необоснованным.
На основании изложенного, просил решение избирательной комиссии от 29 июля 2020г. признать незаконным, его отменить, обязать избирательную комиссию зарегистрировать Черных А.П. кандидатом в депутаты, обязать ответчика исполнить решение суда немедленно.
Представитель административного ответчика Андреева О.Е. возражала против удовлетворения требований Черных А.П. по следующим основаниям.
Шадринское городское отделение КПРФ на выборах депутатов Шадринской городской думы седьмого созыва выступает в качестве избирательного объединения. В связи с тем, что Шадринское городское отделение КПРФ не является юридическим лицом, Черных А.П. должен был представить в ТИК города Шадринска решение соответствующего органа Курганского областного отделения КПРФ. Кандидат в случае отсутствия только документов, предусмотренных пунктом 21 статьи 14 закона Курганской области № 288, вправе представить их копии. Своим правом на представление документов предусмотренных пунктом 21 статьи 14 настоящего закона, кандидат Черных А.П. воспользовался, представив в ТИК города Шадринска 24 июля 2020 года копию трудовой книжки. Документы, предусмотренные статьей 16 Закона Курганской области № 288, кандидат должен был представить в соответствии с пунктом 9 статьи 14 закона Курганской области № 288 в период, который начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, и составляет 25 дней, то есть с 27 июня до 21 июля 2020 года. Избирательное законодательство не предоставляет кандидату возможность представить документ, предусмотренный пунктом 14 статьи 16 Закона Курганской области, после периода выдвижения.
Кроме того, основанием для отказа в регистрации Черных А.П. кандидатом в депутаты послужило то, что им не соблюдены требования к выдвижению кандидата в депутаты, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях». В нарушение пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» 04.07.2020 года Курганское областное отделение политической партии КПРФ согласовало выдвижение Черных А.П., который на тот момент являлся членом политической партии «Единая Россия». Довод административного истца о том, что он не был уведомлен о проведении заседания ТИК города Шадринска, что повлекло нарушение его конституционных прав на участие в выборах, является несостоятельным, поскольку, находясь в помещении избирательной комиссии в присутствии члена комиссии с правом решающего голоса "ЖАА", 24.07.2020г. Черных А.П. был уведомлен о проведении в 16:0029.07.2020г. заседания комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации кандидатом в депутаты. Повторно о проведении указанного заседания Черных А.П. не извещался, т.к. посчитали достаточным его уведомление. Форма уведомления кандидата в депутаты законом не установлена. От Шадринского отделения КПРФ зарегистрированы кандидатами в депутаты несколько человек. Все они, как того требует закон, представили решение о создании Шадринского городского отделения КПРФ.
Заместитель Шадринского межрайонного прокурора Казеев М.Х. полагал заявленные Черных А.П. исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду незаконности принятого территориальной избирательной комиссией г.Шадринска решения об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы седьмого созыва. В соответствии с ч.Ю ст.32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения. Часть 25 ст.2 указанного Закона разделяет избирательные объединения на разные уровни, позволив трактовать в качестве такового местный уровень, который является иным структурным подразделением политической партии. К числу последних относится Шадринское городское отделение КПРФ. Данное отделение и выступило инициатором выдвижения Черных А.П. кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы, приняв свое решение 17.07.2020г., а документы поступили в избирательную комиссию 20.07.2020г. На этот момент Черных А.П. не являлся членом политической партии «Единая Россия», такое решение было принято 15.07.2020г. Членство в партии «Единая Россия» на 04.07.2020г., когда Бюро комитета КПРФ по Курганской области рассматривало данный вопрос, юридического значения не имеет, т.к. Бюро не является инициатором его выдвижения. По этой же причине не имеет правового значения ранее принятое решение о самовыдвижении Черных А.П., т.к. решением избирательной комиссии от 17.07.2020г. Черных А.П. утратил данный статус и иного инициатора его выдвижения на момент подачи документов 20.07.2020г. не имелось. Считает суждения избирательной комиссии об ограничении возможности дополнения ранее поданных кандидатом в депутаты документов основанными на ошибочном толковании закона.
Кроме того, считает, что избирательная комиссия не уведомила заявителя о предстоящем заседании комиссии, на котором решался вопрос о его регистрации. Ссылка представителя ответчика на устное уведомление ничем не подтверждена. Установленные нарушения законодательства о выборах при принятии оспариваемого истцом решения нарушают его конституционные права на участие в выборах и влекут отмену данного решения.
Представитель заинтересованного лица Шадринского городского отделения КПРФ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
На основании ч.3 ст.243 КАС РФ суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, не признав его присутствие в судебном заседании обязательным.
Свидетель СВМ" пояснил, что является первым секретарем Шадринского городского отделения КПРФ. 17 июля 2020г. в 18 часов 30 минут состоялось заседание КПРФ, на котором была выдвинута кандидатура Черных А.П. кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №20. Черных А.П. на указанном заседании дал свое согласие на участие в выборах. Препятствий для его выдвижения кандидатом в депутаты на момент принятия решения не имелось. Кандидатура Черных А.П. в депутаты Шадринской городской Думы от КПРФ возникла, когда они поехали на конференцию КПРФ, на которой согласовали с обкомом этот вопрос. Но Черных А.П. должен был сначала выйти из партии «Единая Россия» и снять свою кандидатуру в качестве самовыдвижения с выборов. Рассмотрение вопроса о выдвижении Черных А.П. кандидатом в депутаты было назначено на 17 июля 2020 года на 18 часов 30 минут. При согласовании на Бюро Комитета КПРФ 04 июля 2020 года кандидатуры Черных А.П. его согласие не спрашивали, предполагали, что он даст свое согласие. Постановлением совместного пленума комитета и КРК КОО КПРФ утверждены структурные подразделения КПРФ в Курганской области. В указанный список входит Шадринское городское отделение КПРФ. Указанное постановление имеется в Территориальной избирательной комиссии. 12 июля 2020г. он принес этот документ вместе с уведомлением о том, что состоится пленум КПРФ. Кроме Черных А.П., от КПРФ выдвигается несколько кандидатов в депутаты на выборы, поэтому указанное постановление было подано по всем кандидатам в депутаты одновременно. Остальных кандидатов в депутаты избирательная комиссия зарегистрировала для участия в выборах.
Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных Черных А.П. требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Статьей 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд возложена на административного истца, а соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организацию, лицо, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст.239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Судом установлено, что истец Черных А.П. решением Шадринского городского отделения Коммунистической партии Российской Федерации (далее КПРФ) от 17 июля 2020г. в соответствии со ст.5.8 Устава КПРФ выдвинут кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №20. Из Выписки из протокола заседания Пленума городского комитета Шадринского отделения КПРФ следует, что оно состоялось 17 июля 2020г. в 18 часов 30 минут.
04 июля 2020г. Бюро Комитета Курганского областного отделения политической партии КПРФ согласовало для выдвижения кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы на выборах 13 сентября 2020г. по избирательному округу №20 Черных А.П.
02 июля 2020г. Черных А.П. уведомил Территориальную избирательную комиссию г.Шадринска о своем выдвижении кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №20. 15 июля 2020г. направил в избирательную комиссию заявление о снятии своей кандидатуры кандидата в депутаты Шадринской городской Думы седьмого созыва в качестве самовыдвижения. 17 июля 2020г. избирательной комиссией принято решение № о снятии кандидатом Черных А.П. своей кандидатуры с выборов депутатов Шадринской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №20.
15 июля 2020г. Черных А.П. направил руководителю Курганского регионального исполкома Всероссийской партии «Единая Россия» заявление о добровольном выходе из состава членов партии «Единая Россия». На заседании Президиума Регионального политического совета Курганского регионального исполкома Всероссийской партии «Единая Россия» от 15 июля 2020г. принято решение о снятии Черных А.П. с учета членов партии «Единая Россия».
Согласно постановлению совместного Пленума Комитета и КРК КОО КПРФ от 10 ноября 2018г., переобъявлена структура Курганского областного отделения КПРФ, определяющая в соответствии с Уставом КПРФ статус и полномочия местных отделений и их выборных органов. В указанную структуру входят Шадринское городское и Шадринское районное отделения КПРФ. Из указанного постановления следует, что Курганское областное отделение КПРФ и его структурные подразделения (местные отделения) принимают участие в избирательных кампаниях различного уровня.
20 июля 2020г. Черных А.П. подал в территориальную избирательную комиссию города Шадринска заявление о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы по одномандатному избирательному округу №20, выдвинутым избирательным объединением Шадринское городское отделение политической партии КПРФ, приложив к заявлению необходимые документы.
Решением территориальной избирательной комиссии города Шадринска № от 29 июля 2020г. Черных А.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы по одномандатному избирательному округу №20 по основаниям, изложенным в решении.
В соответствии с ч.2 ст.32 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно части 10 кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется общественными объединениями в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О политических партиях" на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий (пункт 2 статьи 35).
Выдвижение Черных А.П. кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №20 избирательным объединением «Шадринское городское отделение политической партии КПРФ» соответствует Федеральному закону от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно чЛ.1 ст.38 при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Указанные положения содержатся в ч.2 ст. 18 Закона Курганской области от 31.03.2003 N 288 (ред. от 27.05.2020) "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области".
Таким образом, закон не содержит ограничений для представления кандидатом в депутаты в избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации. В этой части суд находит доводы представителя ответчика не основанными на законе.
В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ на заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Согласно ст.75 Федерального закона №67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.б ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Истцом Черных А.П. в качестве доводов незаконности обжалуемого им решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты заявлено о его не извещении о дате и времени заседания избирательной комиссии. В процессе рассмотрения дела ответчиком суду не представлено доказательств соблюдения требований ст. 30 Федерального закона №67-ФЗ и извещения надлежащим образом Черных А.П. о дате заседания комиссии. Что свидетельствует о нарушении его законного права на участие в заседании избирательной комиссии. Данный факт в соответствии со ст.76 Закона также свидетельствует о незаконности решения избирательной комиссии от 29 июля 2020г. и является основанием для его отмены.
Оценивая доводы обжалуемого решения в части того, что Черных А.П. на момент согласования его кандидатуры 04.07.2020г. Бюро комитета КОО КПРФ был выдвинут в депутаты Шадринской городской Думы седьмого созыва в порядке самовыдвижения, то есть дал согласие на выдвижение кандидатом в депутаты на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения, суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п.25 ч.2 Федерального закона №67-ФЗ избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Таким образом, закон разделяет избирательные объединения на разные уровни. Шадринское городское отделение КПРФ относится к структурному подразделению политической партии, имеющему право участвовать в выборах в орган местного самоуправления - Шадринскую городскую Думу.
В соответствии с постановлением Пленума Комитета и КРК КОО КПРФ от 10 ноября 2018г. определен в соответствии с Уставом КПРФ статус и полномочия местных отделений и их выборных органов. В указанную структуру входят Шадринское городское и Шадринское районное отделения
КПРФ. Из указанного постановления следует, что Курганское областное отделение КПРФ и его структурные подразделения (местные отделения) принимают участие в избирательных кампаниях различного уровня.
Таким образом, в силу указанных норм закона, согласование 04 июля 2020г. Бюро Комитета Курганского областного отделения политической партии КПРФ кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы на выборах 13 сентября 2020г. по избирательному округу №20 Черных А.П. не свидетельствует о его выдвижении кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы седьмого созыва, поскольку полномочиями на выдвижение кандидатом в депутаты в орган местного самоуправления обладает структурное подразделение политической партии. В данном случае Шадринское городское отделение КПРФ.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что Черных А.П. выдвинут кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №20 на заседании Шадринского городского отделения КПРФ 17 июля 2020г.
Согласно п.3.1 ст.36 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О политических партиях" политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Из материалов дела следует, что 15 июля 2020г. Черных А.П. подал в территориальную избирательную комиссию города Шадринска заявление о снятии своей кандидатуры кандидата в депутаты Шадринской городской Думы в качестве самовыдвижения. 17 июля 2020г. территориальной избирательной комиссией города Шадринска принято решение № о снятии Черных А.П. своей кандидатуры с выборов депутатов Шадринской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №20.
Также 15 июля 2020г. Черных А.П. направил руководителю Курганского регионального исполнительного комитета Всероссийской партии «Единая Россия» заявление о добровольном выходе из состава членов партии «Единая Россия». Решением Курганского регионального отделения партии «Единая Россия» ... от 15 июля 2020г. Черных А.П. снят с учета членов партии.
Таким образом, на момент принятия 17 июля 2020г. в 18 часов 30 минут Шадринским городским отделением КПРФ решения о выдвижении Черных А.П. кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы он не являлся кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения и не являлся членом партии «Единая Россия».
На основании изложенного, доводы оспариваемого решения о нарушении при выдвижении Черных А.П. кандидатом в депутаты требований п.3.1 ст.36 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", запрещающей политической партии выдвигать кандидатом в депутаты граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий, суд находит не состоятельными.
В соответствии с ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Представителем истца Курочкиным Г.А. заявлено о немедленном исполнении решения суда, поскольку замедление исполнения решения суда может нанести ущерб интересам истца при проведении выборов в Шадринскую городскую Думу, которые назначены на 13 сентября 2020 года.
Суд находит указанные доводы представителя истца обоснованными, поскольку выборы в орган местного самоуправления, кандидатом в депутаты которого баллотируется Черных А.П., назначены на 13 сентября 2020г., в связи с чем, исполнение решения после его вступления в законную силу повлечет нарушение конституционных прав и законных интересов истца на участие в выборах.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Черных А.П. к Территориальной избирательной комиссии города Шадринска о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии города Шадринска №4 от 29 июля 2020 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Шадринской городской
Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №20 Черных А.П..
Обязать Территориальную избирательную комиссию города Шадринска зарегистрировать кандидатом в депутаты Шадринской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №20 Черных А.П..
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Судья Е. Ю. Шадрина