ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1145/2017 от 11.09.2017 Добрянского районного суда (Пермский край)

Дело №2а-1145/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2017 года г. Добрянка

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,

при секретаре Гонцовой Т.И.,

с участием представителя административного истца ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к МКУ «Администрация Дивьинского сельского поселения Добрянского муниципального района Пермского края» о признании отказа в выдаче технических условий для подключения индивидуального жилого дома незаконным и возложении обязанности по выдаче технических условий для подключения жилого дома,

установил:

Административный истец обратилась в суд к административному ответчику с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в выдаче технических условий для подключения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, изложенный в ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении обязанности выдать технические условия для подключения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Данный дом с момента его постройки был подключен к системе центрального водоснабжения. Летом 2015 года в ходе проведения работ по реконструкции системы водоснабжения в <адрес> ее дом был отключен от этой системы. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к административному ответчику с просьбой о выдаче технических условий для подключения к системе централизованного водоснабжения. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче технических условий в связи с проведением конкурсных процедур по отбору обслуживающей организации. Считает данный отказ незаконным и нарушающим ее права.

Представитель административного истца ФИО2 доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО3 с доводами административного иска не согласилась, представила отзыв.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, направила своего представителя.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 150 и 152 КАС РФ.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского, сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В силу п. 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и (или) водоотведении» под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Пунктом 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее – Правила холодного водоснабжения) предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.

Согласно п. 88 Правил холодного водоснабжения заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.

В соответствии с п. 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее – Правила определения и предоставления технических условий), в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 7 Правил определения и предоставления технических условий).

В силу п. 9 Правил определения и предоставления технических условий организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 3 Устава Дивьинского сельского поселения Добрянского муниципального района Пермского края (далее – Устав) к вопросам местного значения Дивьинского сельского поселения относится организация в границах Дивьинского сельского поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Дивьинского сельского поселения обладают следующими полномочиями: полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.2 ч. 1 ст. 5 Устава).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалам дела, что собственником жилого дома по адресу: <адрес>. <адрес><адрес> является ФИО4 (л.д. 8).

ФИО4 обратилась к главе Дивьинского сельского поселения с заявлением о выдаче разрешения и технических условий к подключению домовладения по адресу: <адрес> к центральному водоводу, т.к. при реконструкции системы водоснабжения по <адрес> в июне 2015 года данное домовладение было отключено незаконно (л.д. 13).

Из ответа МКУ «Администрация Дивьинского сельского поселения» от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО4 (л.д. 14) следует, что в связи с проведением конкурсных процедур по отбору обслуживающей организации систему водоснабжения в поселении, мероприятия по подключению (в т.ч. выдаче технических условий на подключение и на установку приборов учета воды) к централизованной системе водоснабжения, временно приостановлены. Рассмотрение данного вопроса вынесено на ближайшее заседание представительного органа Совета депутатов поселения, а также направлен запрос в ООО «Гарант» о предоставлении сведений об отсутствии задолженности за услуги водоснабжения.

Согласно Регламенту подключения к сетям водоснабжения Дивьинского сельского поселения (л.д. 29-32) заявителем заполняется заявка на выдачу технических условий на подключение индивидуального дома к сетям водоснабжения, которая заполняется при личном обращении. При наличии технической возможности подключения заявителю в течение 15 рабочих дней выдаются технические условия подключения к сетям водоснабжения. А случае, если подключение предусмотрено к сетям, не обслуживаемым ООО «Гарант», необходимо получить письменное согласование их владельца. Технические условия выдаются при отсутствии задолженности за услуги водопотребление. Выдача технических условий для абонентов, подключаемых к водопроводу ООО «Гарант» производится платно, а для абонентов, подключаемых к водопроводу, не стоящему на балансе ООО «Гарант», разработка технических условий производится на договорной основе по заявлению собственника сети. Если выдача технических условий невозможна, выдается письменный мотивированный отказ в выдаче технических условий для подключения объекта. Получив технические условия, потребитель обращается с письменным заявлением в администрацию Дивьинского сельского поселения для получения разрешения на производство земляных работ по прокладке водопровода и его согласования с указанными организациями. Строительство водопровода потребитель осуществляет в соответствии с техническими условиями собственными силами или подрядной организацией. По окончании строительства потребитель обращается в ООО «Гарант» для приемки выполненных работ и для получения разрешения для выполнения врезок.

Таким образом, ни действующим законодательством, ни Уставом Дивьинского сельского поселения на администрацию поселения не возложена обязанность по выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения.

Суд считает, что письмо Администрации Дивьинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ не является отказом в выдаче ФИО4 технических условий на подключение жилого дома к сетям холодного водоснабжения, поскольку Администрация не является органом, уполномоченным на выдачу технических условий по водоснабжению.

В связи с вышеизложенным суд считает, что требование о возложении обязанности по выдаче технических условий на Администрацию Дивьинского сельского поселения также удовлетворению не подлежит.

Из муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между МКУ «Администрация Дивьинского сельского поселения» и ООО «Гарант» заключен государственный контракт, предметом которого является выполнение обслуживания систем коммунальной инфраструктуры Дивьинского сельского поселения (л.д.66-67).

Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-74) Арендодатель – Администрация Дивьинского сельского поселения сдает, а Арендатор – ООО «Гарант» принимает в аренду объекты системы водоснабжения: сети водопроводов протяженностью 13 627 м., скважины, водонапорные башни, насосные станции, колодцы, являющиеся муниципальной собственностью Дивьинского сельского поселения и расположенные на территории ФИО1 сельского поселения, в состоянии, позволяющем его нормальную эксплуатацию. Арендодатель поручает, а Арендатор принимает на себя техническое содержание и обслуживание водопроводных сетей и сооружений. Арендатор выполняет комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и текущего ремонта водопроводных сетей и сооружений. Настоящий договор действует с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75-76) Арендатор передал, а Арендодатель принял арендованное ранее имущество, а именно водопроводные объекты, расположенные в границах Дивьинского сельского поселения: водопроводные сети протяженностью 13 627 км, расположенные на территории Дивьинского сельского поселения, скважины, водонапорные башни, насосные станции, колодцы.

В настоящее время на территории Дивьинского сельского поселения организация, обслуживающая систему холодного водоснабжения в п. Дивья, не определена.

Письма Администрации Дивьинского сельского поселения, направленные в адрес административного истца ФИО4, ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, решение Совета депутатов Дивьинского сельского поселения Добрянского муниципального района о временном ограничении на выдачу технических условий не свидетельствуют о наличии обязанности администрации поселения по выдаче технических условий на подключение жилого дома к системе водоснабжения.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что административным истцом избран неверный способ защиты своего нарушенного права.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа приведенных норм следует, что суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд, проанализировав действия административного истца, приходит к выводу, что невыдача технических условий для подключения индивидуального жилого дома к водоснабжения не может расцениваться как нарушение прав заявителя, поскольку на администрацию поселения не возложена обязанность по выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения.

Таким образом, требования административного истца о признании отказа Администрации Дивьинского сельского поселения в выдаче технических условий для подключения жилого дома к водоснабжению и возложении обязанности на Администрацию Дивьинского сельского поселения по выдаче технических условий для подключения индивидуального жилого дома к водоснабжению, выразившиеся в удовлетворены быть не могут.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Дивьинского сельского поселения Добрянского муниципального района Пермского края» о признании отказа в выдаче технических условий для подключения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> незаконным и возложении обязанности по выдаче технических условий для подключения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия судом решения.

Судья (подпись)

Верно.

Судья И.Н. Цыбина

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2017 года.