УИД 19RS0002-01-2021-0001674-08
Дело № 2а-1145/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2021 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Коноплёвой Ю.Н.,
при секретаре Андриановой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макшиной Н.И. к Комитету по управлению имуществом города Черногорска об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
Макшина Н.И. обратилась в суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом города Черногорска об оспаривании решений. Требования мотивированы тем, что Макшиной Н.И. на праве собственности принадлежит 1/5 доли земельного участка с кадастровым номером: ***, площадью 1000 кв.м. и расположенного на нем жилого дома по адресу: *** Комиссией, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорск проведена плановая выездная проверка в отношении Макшиной Н.И., по результатам которой составлен акт от 21 апреля 2021 года *** на основании которого Макшиной Н.И. вынесено предписание об устранении нарушений земельного законодательства. В результате проверки установлено нарушение требований ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в отсутствии зарегистрированных в установленном порядке прав на земельный участок площадью 292,0 кв.м. кадастровый номер ***. Однако административный истец не является правообладателем данного земельного участка, не является юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем, в связи с чем в отношении нее не могла проводиться плановая выездная проверка при осуществлении муниципального земельного контроля, она не подлежала включению в план проверок в отношении физических лиц на 2021 год. Кроме того, административным ответчиком не установлен факт использования Макшиной Н.И. земельного участка с кадастровым номером *** Административный истец просила признать незаконными акт проверки комиссии, осуществляющей муниципальный и земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорск от 21 апреля 2021 года *** распоряжение комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль о проведении плановой, выездной проверки от 15 февраля 2021 года, предписание об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.
Протокольным определением суда от 24 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Жадько В.Г., Жадько С.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Макшина К.А., Макшина М.А.
В судебном заседании представитель административного истца Провоторова Т.П. настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам изложенным в административном иске, пояснила, что оспариваемыми решениями нарушаются права административного истца, поскольку административному ответчику было известно о том, что в доме по *** административный истец не проживает, спорный земельный участок не использует, не является его правообладателем и не могла быть включена в план проверки соблюдения земельного законодательства в отношении данного участка, в отношении нее не могло быть вынесено оспариваемое предписание.
В судебном заседании представитель административного ответчика Манахов Д.С. возражал против удовлетворения административного иска, по доводам изложенным в письменных возражениях, пояснил, что 13 сентября 2019 года Комитетом по управлению имуществом г. Черногорска в адрес Жадько В.Г., Жадько С.В. и Макшиной Н.И. направлялось предупреждение о недопустимости нарушения земельного законодательства, выраженном в неоформлении ими прав на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 292 кв.м. Данное предупреждение было направлено в их адрес, поскольку они являются долевыми собственниками смежного земельного участка, объединенного со спорным земельным участком одним заборным ограждением, и связаны между собой одним местом доступа – калиткой. Непроживание административного истца в принадлежащем ей на праве общей долевой собственности доме, не является препятствием для проведения выездной проверки, проводимой по месту нахождения используемого гражданином объекта земельных отношений. Проведение проверки соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих данные действия. В настоящее время Жадько С.В. предприняты меры к оформлению спорного земельного участка в собственность.
Заинтересованные лица Жадько В.Г., Жадько С.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились.
Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ требования административного истца могут быть удовлетворены при наличии одновременно двух оснований: несоответствия оспариваемого постановления нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что административным истцом оспариваются распоряжение комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорска о проведении плановой выездной проверки от 15 февраля 2021 года, акт проверки комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорска от 21 апреля 2021 года, предписание об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.
Уведомление о проведении плановой выездной проверки от 20 февраля 2021 года с приложением оспариваемого распоряжения о проведении плановой выездной проверки направлено комиссией, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорска в адрес Макшиной Н.И., конверт вернулся отправителю 27 марта 2021 года. С указанного времени подлежит исчислению срок для обращения в суд.
Административный иск сдан в отделение почтовой связи 21 мая 2021 года, административным истцом, установленный статьей 219 КАС РФ срок обращения в суд с административным иском не пропущен по всем требованиям.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Согласно п.1, 4 ст. 4 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия» в рамках муниципального земельного контроля проводятся проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Хакасия, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Хакасия предусмотрена административная и иная ответственность (далее - обязательные требования).
Проверки в отношении граждан осуществляются в соответствии с настоящим Законом в виде плановых или внеплановых проверок, проводимых в форме документарных и (или) выездных проверок.
Порядок проведения муниципального земельного контроля на территории МО г.Черногорск регулируется Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации г.Черногорска от 12 февраля 2017 года № 3624-п, и Положением о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования г.Черногорск, утвержденным постановлением администрации г.Черногорска от 05 декабря 2019 года № 3119-п.
Пунктом 1.5 Административного регламента предусмотрено, что предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее – лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, проверяемые лица) в отношении расположенных в границах г.Черногорска объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Хакасия, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Хакасия предусмотрена административная или иная ответственность (далее – обязательные требования).
Муниципальный земельный контроль направлен в том числе на соблюдение требований использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, разрешенным использованием и предельными размерами; соблюдение порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
В п. 2.2 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования г.Черногорск установлено, что объектами муниципального земельного контроля являются земли в границах муниципального образования г.Черногорск независимо от их принадлежности, а также использования земель физическими и юридическими лицами независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что они допускают проведение проверки соблюдения земельного законодательства физическими лицами.
Из материалов дела следует, что Жадько В.Г., Макшину К.А., Макшину М.А., Макшиной Н.И. и Жадько С.В. на праве общей долевой собственности по 1/5 доли каждому принадлежит жилой дом и земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером *** по адресу: ***
Смежный земельный участок площадью 292 кв.м. с кадастровым номером *** имеет адрес: Республика Хакасия, *** Сведения о правообладателе отсутствуют.
Постановлением и.о. главы г.Черногорска от 27.09.2019 *** право аренды Гарбар К.К. по договору *** от 27 февраля 2004 года на земельный участок площадью 292 кв.м., расположенный по адресу: *** 8, предоставленный для индивидуального жилищного строительства.
13 сентября 2019 года Комитетом по управлению имуществом г.Черногорска в адрес Жадько В.Г., Жадько С.В. и Макшиной Н.И. направлено предупреждение о необходимости надлежащего оформления прав на земельный участок с кадастровым номером *** площадью 292 кв.м. Уведомление получено Жадько С.В. 24 сентября 2019 года.
Планом проверок комиссией, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории МО город Черногорск в отношении физических лиц на 2021 года, утвержденным председателем комиссии 26 октября 2020 года предусмотрено проведение выездной проверки земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером 19:02:010536:32, правообладателем земельного участка указана Макшина Н.И.
На основании указанного плана председателем комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г. Черногорск 15 февраля 2021 года издано распоряжение о проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении Макшиной Н.И. при использовании земельного участка, расположенного по адресу: ***
Уведомление о проведении проверки с приложением копии указанного выше распоряжения направлено Макшиной Н.И. по адресу ее регистрации и по адресу, нахождения земельного участка, конверты вернулись отправителю.
16 апреля 2021 года Макшина Н.И. обратилась к председателю комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорск с заявлением, в котором указала на незаконность проводимой в отношении нее проверки, поскольку земельный участок с кадастровым номером *** ей не принадлежит, ею не используется, так как она зарегистрирована и проживает по адресу: *** Указанный земельный участок является смежным с принадлежащим ей на праве общей долевой собственности земельным участком по ***, огорожен по периметру в границах участка, данное ограждение она не устанавливала, участок является бесхозным, земельным участком не пользуется, в целях противопожарной безопасности следит за его состоянием, убирает сорняковую растительность. Просила прекратить проверку.
21 апреля 2021 года комиссией, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорск составлен акт проверки *** соблюдения земельного законодательства в отношении Макшиной Н.И. по адресу: *** В результате проверки установлено, что земельный участок по указанному адресу имеет площадь 1292 кв.м., из них земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1000 кв.м., земельный участок с кадастровым номером *** площадью 292 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1000 кв.м., Макшина Н.И. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок. Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером *** площадью 292,0 кв.м. сведения о зарегистрированных правах на момент проверки отсутствуют.
При проведении выездной проверки комиссией установлено, что земельный участок с кадастровым номером *** используется. Территория земельного участка огорожена сплошным забором. На земельном участке находились гуси, емкости с водой и кормом, ясли с сеном. Между земельным участком с кадастровым номером *** и земельным участком с кадастровым номером *** установлено ограждение из сетки-рабицы, имеется вход, то есть свободный доступ с одного участка на другой. Данные обстоятельства подтверждаются фототаблицей. Комиссией установлен факт нарушения требований ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившийся в отсутствии зарегистрированных в установленном порядке прав на земельный участок площадью 292,0 кв.м., принято решение выдать Макшиной Н.И. предписание устранить допущенные нарушения: оформить документы на данный земельный участок или освободить его и привести в пригодное для дальнейшего использования состояние.
По результатам проверки 21 апреля 2021 года в отношении Макшиной Н.И. вынесено предписание в срок до 21 июля 2021 года устранить нарушение земельного законодательства Российской Федерации: освободить земельный участок с кадастровым номером *** и привести его в пригодное для дальнейшего использования состояние, либо оформить в соответствии с действующим законодательством право на земельный участок площадью 292,0 кв.м., расположенный по адресу: ***
Указанные акт проверки и предписание направлены в адрес Макшиной Н.И.
29 апреля 2021 года председателем комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорск Жадько С.В. выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства РФ. В данном предостережении указано, что факт использования земельного участка подтверждается Жадько С.В., ей предложено оформить в соответствии с действующим законодательством РФ право на земельный участок с кадастровым номером ***, либо освободить данный земельный участок и привет его в пригодное для дальнейшего использования состояние.
Оценивая доводы административного иска о незаконности распоряжения комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорска о проведении плановой выездной проверки от 15 февраля 2021 года, а также акта проверки комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорска от 21 апреля 2021 года, суд не находит оснований для признания оспариваемых актов незаконными, поскольку они приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением установленного порядка. При этом данными актами нарушения прав административного истца не допущено, каких-либо обязанностей не возложено. Само по себе проведение проверки соблюдения земельного законодательства в отношении одного из собственников земельного участка, не проживающего по месту проведения проверки, указание иного кадастрового номера проверяемого земельного участка, не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Вместе с тем суд полагает, что комиссией необоснованно вынесено предписание в отношении Макшиной Н.И.
Макшина Н.И. оспаривала факт использования ею земельного участка с кадастровым номером *** о чем сообщила в уполномоченный орган до проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства.
В результате проведенной 21 апреля 2021 года проверки комиссией не установлено лицо, использующее земельный участок с кадастровым номером ***32 в отсутствие зарегистрированных в установленном порядке прав на него. Тот факт, что указанный земельный участок является смежным с земельным участком, находящимся в долевой собственности Макшиной Н.И., не свидетельствует о том, что она его использует.
Кроме того, 19 апреля 2021 года Жадько С.В. представила письменные пояснения на имя председателя комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования г.Черногорска, в которых указала, что она является собственником 1/5 доли жилого дома и земельного участка площадью 10 соток по *** проживает по указанному адресу с 2017 года. Арендуемый участок земли, который огорожен, использует для личных нужд (выгон для гусей). В дальнейшем планирует оформить данный земельный участок в собственность до конца 2021 года.
Таким образом, предписание об устранении нарушений земельного участка законодательства Российской Федерации от 21 апреля 2021 года в отношении Макшиной Н.И. нарушает ее права и является незаконным, в связи с чем требования административного иска в указанной части подлежат удовлетворению,
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным предписание председателя комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования город Черногорск об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации от 21 апреля 2021 года в отношении Макшиной Н.И.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Н. Коноплёва
Мотивированное решение составлено 29 июля 2021 года.