ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1146/2017 от 10.03.2017 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

№ 2а-1146/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2017 года г. Йошкар-Ола

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Лаптевой К.Н.,

при секретаре Хлебниковой Л.А.

с участием представителя административного истца ФИО1, заинтересованного лица крестьянского (фермерского) хозяйства в лице главы данного хозяйства ФИО2 - ФИО3

представителя административного ответчика ТУ ФАУГИ ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное заявление ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> Эл о признании незаконным бездействия, обязании принять решение по существу, подготовить проект договора купли-продажи, направить его истцу с предложением о заключении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> Эл (далее ТУ ФАУГИ), просил признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> Эл по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о выкупе земельного участка с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, просил также обязать ТУ ФАУГИ в течение <данные изъяты> дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, подготовить договор купли-продажи данного участка и направить его истцу с предложением о заключении.

В обоснование указал, что ФИО1 на основании договора аренды -Ф от ДД.ММ.ГГГГ использует участок с кадастровым номером: расположенного по адресу: РМЭ, <адрес> в западной части кадастрового района площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным использованием «<данные изъяты> данный участок сдан им в субаренду крестьянскому фермерскому хозяйству в лице главы данного хозяйства ФИО2 для ведения сельскохозяйственного производства, на данном участке ведется фермерское хозяйство, размещены животные, растения, пасека. В <данные изъяты>ФИО1 обратился в ТУ ФАУГИ с заявлением о приобретении данного земельного участка в собственность, согласно ст. 39.14, 39.17 ЗК РФ. В соответствии с ст. 39.17 ЗК РФ его заявление подлежало рассмотрению в срок не более 30 дней со дня поступления заявления, однако в установленные сроки решение по его заявлению принято не было со ссылкой на отсутствие ответа Росимущества на запрос ТУ ФАУГИ, однако по мнению истца ТУ ФАУГИ надлежащим образом уполномочено для принятия решения, его бездействие по заявлению истца нарушает его права и является незаконным, следует обязать ТУ ФАУГИ принять решение о заключении с ним договора купли-продажи земельного участка, подготовке проекта договора купли-продажи и его направлении истцу с предложением о заключении.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, его представитель ФИО3, являющаяся также представителем заинтересованного лица - крестьянского (фермерского) хозяйства в лице главы данного хозяйства ФИО2 иск поддержала, уточнила, что в настоящее время площадь земельного участка уменьшена до <данные изъяты> кв.м. с учетом исключения территории водоема.

Представитель ТУ ФАУГИ ФИО4 с иском не согласилась, пояснила, что решение не может быть принято без согласования с ФАУГИ ввиду того, что согласно Положения о ТУ ФАУГИ в РМЭ продажа участков больше <данные изъяты> Га производится по поручению Агентства, о невозможности рассмотреть заявление по существу ФИО1 был уведомлен.

Представитель ФАУГИ в суд не явился извещен надлежаще.

ФИО2 в суд не явилась, извещена надлежаще.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Согласно ст. 39.17 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов производится на основании заявления лица. При этом (1.) В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. (2.) К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. (3.) В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка. (4.) Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления. (5.) В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. (6.) Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. (7.) Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

Установлено, что земельный участок с кадастровым относится к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, его площадь <данные изъяты> кв.м., расположен <адрес><адрес>, <адрес>, Российская Федерация (далее земельный участок ), находится в федеральной собственности, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в аренду по ДД.ММ.ГГГГ включительно ФИО1 на основании распоряжения ТУ ФАУГИ от ДД.ММ.ГГГГ, заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированный в установленном порядке, участок передан по акту ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 участок передан в субаренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству в лице главы данного хозяйства ФИО2 для сельскохозяйственного использования согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ для сельскохозяйственного использования.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ТУ ФАУГИ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для сельскохозяйственного производства.

ДД.ММ.ГГГГ ТУ ФАУГИ в РМЭ направило поступивший от заявителя комплект документов в Росимущество (ФАУГИ).

Заявление не было возвращено ТУ ФАУГИ ФИО1 в установленный 10-дневный срок, т.е. несоответствия заявления требованиям ЗК РФ при его принятии выявлено не было.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ТУ ФАУГИ с заявлением, просил дать ответ на его заявление.

ДД.ММ.ГГГГ ТУ ФАУГИ был дан ФИО1 ответ, согласно которого решение по существу его заявления принято быть не может ввиду отсутствия ответа от ФАУГИ (Росимущества).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно обратился с заявлением о вынесении решения по его заявлению.

ДД.ММ.ГГГГ ТУ ФАУГИ повторно ответило, что решение об удовлетворении его заявления без поручения ФАУГИ (Росимущества) не может быть принято, указано, что «принять решение об удовлетворении заявления без поручения Центрального аппарата ТУ отказывается».

До настоящего времени какое-либо из предусмотренных ст. 39.17 ЗК РФ решений (действий) по заявлению истца ТУ ФАУГИ не предпринято.

Ответы ТУ ФАУГИ на обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ не могут рассматриваться как решение по существу заявления, подтверждают уклонение ответчика от принятие решения по существу.

При этом ТУ ФАУГИ действительно обратилось в ФАУГИ для дачи поручения на выкуп земельного участка. Также согласно Положения от ТУ ФАУГИ в РМЭ (ДД.ММ.ГГГГ Положения в редакции Приказа от ДД.ММ.ГГГГ) ТУ осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков находящихся в федеральной собственности площадью больше <данные изъяты> гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе направляет в ФАУГИ предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса…определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона…выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков…а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов. Данное Положение было изменено на основании Приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ о типовом положении о ТУ ФАУГИ.

При этом пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что МЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

На основании пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В пункте 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 374 территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ данного Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона; выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.

Для целей принятия решения о передаче в собственность истца испрашиваемого земельного участка, площадь которого превышает десять гектар, Территориальное управление направило поступивший от заявителя комплект документов в Росимущество ДД.ММ.ГГГГ. Как указывалось выше, ответ Росимущества (ФАУГИ) до настоящего времени не поступил, ТУ ФАУГИ не считает возможным рассмотрение вопроса по существу до его получения, иных оснований для непринятия решения по существу ТУ ФАУГИ не заявляет, на отсутствие у истца каких-либо необходимых документов не ссылается. Таким образом, в нарушение ч. 5-6 ст. 39.17 ЗК РФ в установленный законом срок и до настоящего времени заявление истца не было рассмотрено по существу с принятием положительного либо отрицательного решения, действия, направленные на заключение договора также не были произведены.

При этом доводы ТУ ФАУГИ об отсутствии у него полномочий по распоряжению земельными участками, площадь которых превышает <данные изъяты> га, признаются несостоятельными, поскольку наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный ЗК РФ объем полномочий Территориального управления, являющегося исполнительным органом государственной власти, поскольку именно оно в данной ситуации наделено соответствующими полномочиями по рассмотрению заявлений о приобретении находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории РМЭ земельных участков, принятию решения о предоставлении в собственность и подготовке проектов договоров купли-продажи в отношении этих земельных участков, а также совершению иных действий, направленных на реализацию требования о приватизации земельных участков. В частности, нормы Типового положения N 374 не содержат прямого запрета на принятие территориальными органами Росимущества решений о предоставлении прав на земельные участки в зависимости от их площади. При этом вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.

Соответственно требования истца являются обоснованными в части незаконного характера бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> Эл в виде непринятия решения (несовершения действий) по существу заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выкупе земельного участка с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, данное бездействие следует признать незаконным, возложить на ТУ ФАУГИ обязанность принять решение по существу заявления ФИО1

Однако ФИО1 также просит суд принять положительное решение по существу его заявления, обязав ТУ ФАУГИ в течение <данные изъяты> дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, подготовить договор купли-продажи данного участка и направить его истцу с предложением о заключении.

При этом поскольку заявление ФИО1 по существу ТУ ФАУГИ в РМЭ фактически не рассмотрено, в удовлетворении заявления не отказано ответчиком, не имеется оснований для удовлетворения требований в данной части, поскольку суд не может подменять собой иные государственные органы и предрешать результаты рассмотрения заявления, при наличии иной предусмотренной законом процедуры для принятия решения по существу заявления истца.

Что касается сроков, подлежащих установлению для принятия решения по существу заявления ФИО1, с учетом положений ст. 227 КАС РФ, допускающей установление иных сроков, 39.17 ЗК РФ, предусматривающей рассмотрение заявления по существу в срок не более 30 дней, суд полагает необходимым обязать ответчика принять решение (совершить соответствующие действия) в срок не более чем через 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить суду об исполнении решения по административному делу не позднее чем через 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 174, 177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> Эл о признании незаконным бездействия, обязании принять решение по существу, подготовить проект договора купли-продажи, направить его истцу с предложением о заключении, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> Эл в виде непринятия решения (несовершения действий) по существу заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выкупе земельного участка с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> Эл в срок не более чем через 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выкупе земельного участка с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> с принятием решения (совершением действий) по существу заявления в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В остальной части заявленных исковых требований ФИО1 отказать.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл сообщить суду об исполнении решения по административному делу не позднее чем через 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Йошкар-Олинский городской суд.

Судья К.Н.Лаптева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ (вт.).