ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1147/2022 от 11.03.2022 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1147/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кетовой Л.С.

при секретаре Пушине Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Богдановой Галины Михайловны к СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области, ГУФССП России по Московской области о снижении процента удержания по исполнительному листу

УСТАНОВИЛ:

Богданова Г.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам, просила снизить размер удержаний, производимых на основании приговора Балашихинского гарнизонного военного суда от 12.09.2012г. с 70% до 40% от дохода Богдановой Галины Михайловны, производя удержания лишь с дохода должника, имеющего статус «страховую пенсию» и/или «фиксированная выплата к страховой пенсии», снять удержание на ежемесячные социальные денежные выплаты, выплачиваемые административному истцу как ветерану труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В обоснование административных исковых требований Богданова Г.М. указала, что на основании приговора суда судебным приставом-исполнителем СМО по ИДРЗ ГУФССП России по Московской области – Проворовым С.В. на данный момент возбуждено производство -ИП, а также вынесено постановление об удержании денежных средств. Размер такого удержания составляет 70% от всех видов дохода должника. Оставшаяся сумма денежных средств, выделяемых должнику на потребительские нужды, составляет 5810,95 руб. Кроме того, должник как «ветеран труда» получает меры социальной поддержки в виде выплаты ежемесячных денежных выплат на компенсацию проезда, оплаты коммунальных услуг, оплаты услуг стационарной связи, сумма которого составляет 1741 руб. 63 коп. На данные суммы тоже производится удержание в размере 70%.

Административный истец в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала.

Административные ответчики представители СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области, ГУФССП России по Московской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались судом о дате, времени и месте судебного заседания.

Заинтересованное лицо представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, судом принимались к надлежащему извещению.

Суд, с учетом мнения административного истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, к извещению которых судом принимались надлежащие меры.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановлением судебного пристава-исполнителя СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области ГУФССП России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на пенсию и иных доходы должника Богдановой Г.М. в пределах 62 402 087,06 руб. Удержание производить ежемесячно в размере 70% пенсии и иных доходов должника.

Согласно справке, представленной административным истцом, размер пенсии составляет 21 035,36 руб., размер ежемесячного удержания составляет страховая пенсия 10381,65 и фиксированная выплата к страховой пенсии 4709,26 руб. Также Богдановой Г.М. выплачивается ежемесячно денежная компенсация стоимости обращения с ТКО 83,07 руб., на которую тоже происходит удержание согласно выписке из Банка.

В соответствии со ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

Возможность осуществления в рамках исполнительного производства удержаний из страховой пенсии на основании исполнительных документов также предусмотрена Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О, от 22 марта 2011 года N 350-О-О, от 17 января 2012 года N 14-О-О, от 19 июля 2016 года N 1713-О и др.).

Установленная частью 3 статьи 99 Федерального закона N 229-ФЗ величина удержания (70%) является максимальной, она может быть уменьшена СПИ (снижена судом) с учетом конкретных обстоятельств дела, имущественного положения должника и членов его семьи.

В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Правительством Московской области установлена величина прожиточного минимума в Московской области на 2022 год на пенсионеров - 12683 рубля.

Из материалов дела усматривается, что размер пенсии административного истца после удержания составляет 5 944,45 руб. в месяц. По исполнительному производству установлен размер удержаний из дохода должника в 70%. Кроме того, на Богдановой Г.М. лежит безусловная обязанность оплачивать коммунальные платежи по жилому помещению.

Таким образом, установление в отношении должника общего процента удержаний в 70%, с учетом оплаты коммунальных платежей, приобретением лекарств, продуктов питания, сделает невозможным сохранение необходимого уровня существования должника Богдановой Г.М. и реализацию ею социально-экономических прав.

Также взыскание не может быть обращено на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое) (пунктом 6 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ).

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что административный истец является пенсионером, ветераном труда, иных источников дохода, кроме социальных выплат и пенсии, которые поступают на счет в ПАО "Сбербанк России", не имеет.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При таких данных суд приходит к выводу, что административные исковые требования Богдановой Г.М. подлежат удовлетворению частично, суд считает необходимым установить размер ежемесячного удержания из дохода должника Богдановой Г.М. пользу взыскателя Межрегиональное операционное управление УФК Министерство обороны РФ с 70% до 50 % от дохода Богдановой Галины Михайловны и снять удержание в рамках исполнительного производства с должника Богдановой Галины Михайловны в пользу взыскателя Межрегиональное операционное управление УФК Министерство обороны РФ на ежемесячные социальные денежные выплаты выплаченные Богдановой Галине Михайловне как ветерану труда.

Руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Богдановой Галины Михайловны к СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области, ГУФССП России по Московской области о снижении процента удержания по исполнительному листу удовлетворить частично.

Снизить размер удержаний, производимых в рамках исполнительного производства с должника Богдановой Галины Михайловны в пользу взыскателя Межрегиональное операционное управление УФК Министерство обороны РФ с 70% до 50 % от дохода Богдановой Галины Михайловны.

Снять удержание в рамках исполнительного производства с должника Богдановой Галины Михайловны в пользу взыскателя Межрегиональное операционное управление УФК Министерство обороны РФ на ежемесячные социальные денежные выплаты, выплаченные Богдановой Галине Михайловне как ветерану труда.

В удовлетворении административных исковых требований Богдановой Галины Михайловны к СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области, ГУФССП России по Московской области о снижении процента удержания производимых на основании приговора Балашихинского гарнизонного военного суда от 12.09.2012г. с 70% до 40% -отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: Л.С. Кетова