ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-114/18 от 11.01.2018 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Череповец 11 января 2018 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Савиловой О.Г.,

при секретаре Пешковой Н.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителей истца ФИО2, ФИО3,

представителя заинтересованного лица Правительства Вологодской области -ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным отказа о включении земельных участков в земли населенного пункта, возложении обязанности вынести решение о включении земельных участков в земли населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование указала, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <№> площадью 73000 кв.м, <№> площадью 66000 кв.м, <№> площадью 33000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственных целей, расположенных по адресу: <адрес>. В <дата> года она обратилась к ответчику с заявлением о включении указанных участков в границы населенного пункта. В соответствии с приложенным проектом включение земельных участков в границы <адрес> позволит изменить вид разрешенного использования на индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, появится возможность сформировать земельные участки с целью застройки жилыми домами малой этажности и инфраструктуры. Земельные участки не используются в соответствии с целевым назначением длительное время, на них отсутствуют мелиоративные системы и гидротехнические сооружения; участки примыкают к застроенной части населенного пункта - <адрес>, а также к автодороге, рядом проходит линия электропередач, площадь участков позволяет построить 96 индивидуальных жилых домов с обеспечением их инженерными коммуникациями. <дата> года административный ответчик отказал во включении указанных земельных участков в границы населенного пункта, указав, что включение в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения противоречит государственной политике области, направленной на сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения. Полагает данный отказ необоснованным и незаконным, поскольку указанные земельные участки не могут использоваться для сельскохозяйственных нужд - почва имеет низкую сельскохозяйственную ценность. Администрация района не обосновала свой отказ в соответствии с положениями действующего законодательства. Включение земельных участков, предоставленных гражданам из земель сельскохозяйственного назначения, в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования осуществляется в порядке ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Просит признать незаконным отказ администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о включении земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> от <дата> года; обязать административного ответчика вынести решение о включении указанных земельных участков в земли населенного пункта - <адрес> с одновременным изменением вида разрешенного использования земельных участков с «для сельскохозяйственных целей» на «индивидуальное жилищное строительство».

Определением суда от 22 декабря 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Вологодской области.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержала. Суду пояснила, что в <адрес> не имеется свободных земельных участков для застройки жилыми домами, принадлежащие ей земельные участки примыкают к населенному пункту. Земельные участки не используются ею по назначению, за что она привлекалась к административной ответственности, решения об изъятии земель уполномоченным органом не принималось.

В судебном заседании представители административного истца - ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенности, требования поддержали. ФИО2 пояснила, что принадлежащие истцу земельные участки имеют большую площадь, находятся за границами сельского поселения, почвы непригодны для производства сельскохозяйственных работ. Истец не имеет возможности использовать земельные участки по назначению для сельскохозяйственных работ, за что привлекалась к административной ответственности. Порядок рассмотрения заявления истца предусмотрен ст. 4.1. ФЗ Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», не известно соблюден ли ответчиком порядок рассмотрения заявления, получен необоснованный отказ.

В судебное заседание представитель административного ответчика - администрации Череповецкого муниципального района не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором указал, что для земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются. Изменение вида разрешенного использования для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 статьи 7 ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В соответствии с п.1 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, включение земельных участков в границы населённых пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации были ограничены сроком до 31 декабря 2012 года и обусловлены отсутствием генерального плана поселения. Генеральный план Коротовского сельского поселения утвержден Советом Коротовского сельского поселения от 28 июня 2011 года. В связи с тем, что спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, на которые в соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются, определить (установить) вид разрешённого использования земельных участков не представляется возможным. В рамках полномочий администрацией района подготовлен проект генерального плана сельского поселения Уломское, который находится в стадии согласования и доработки после поступивших замечаний из Правительства области, в которых имеются замечания по землям сельскохозяйственного назначения, которые были включены в границы населённого пункта по генеральному плану одного из преобразованных сельских поселения, вошедших в состав вновь образованного сельского поселения Уломское. Просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Правительства Вологодской области ФИО4 пояснила, что указанная истцом статья 4.1. ФЗ Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» регулирует порядок принятия решения органом субъекта Российской Федерации, и не распространяется на принятие решения органом местного самоуправления по заявлению истца. Изменение границ населенного пункта производится по определенной Градостроительным кодексом РФ процедурой с последующим внесением изменения в проект генерального плана, который подлежит согласованию с органом субъекта Российской Федерации. При направлении ответчиком проекта генерального плана сельского поселения Уломское по включению в границы населенного пункта иных земель сельскохозяйственного назначения Правительством Вологодской области отказано в согласовании проекта. Ответ истцу был дан уполномоченным органом; принятие решения по заявлению заинтересованного лица о включении земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли населенного пункта осуществляется по усмотрению органа местного самоуправления и не является государственной услугой. В случае неиспользования собственниками земель сельскохозяйственного назначения законодательством предусмотрена процедура изъятия указанных земельных участков с последующей продажей на торгах.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные суду документы, полагает в удовлетворении требований административного истца ФИО1отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 228 указанного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено в судебном заседании, на основании свидетельств о государственной регистрации права ФИО1 является собственником трех земельных участков с кадастровыми номерами <№> площадью 73000 кв.м, <№> площадью 66000 кв.м, <№> площадью 33000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственных целей, расположенных по адресу: <адрес> (л.д.13, 14, 15).

<дата> года ФИО1 обратилась с заявлением к главе Череповецкого муниципального района, в котором просит решить вопрос о включении данных земельных участков в границы <адрес>, обосновав тем, что включение участков в границы населенного пункта позволит изменить вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственных целей» на «индивидуальное жилищное строительство» и «ведение личного подсобного хозяйства», вследствие чего появится возможность сформировать из них несколько земельных участков с целью застройки жилыми домами малой этажности, размещения площадки для сбора ТБО, КТП, детских игровых площадок, спортивных площадок, магазина (л.д.24-25).

Письмом администрации Череповецкого муниципального района от <дата> года ФИО1 сообщено, что положения схемы территориального планирования Череповецкого муниципального района, утвержденной решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 23.12.2010 № 296, учтены действующими генеральными планами Ягницкого, Коротовского, Николо-Раменского сельских поселений. Изменения в части демографического прогноза количества населения, объемов жилищного, дачного строительства, развития рекреационной инфраструктуры не вносились. Включение в границы населенных пунктов из земель сельскохозяйственного назначения противоречит государственной политике области, направленной на сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, в том числе на предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота. В связи с чем комиссией по подготовке проекта генерального плана сельского поселения Уломское принято решение об отклонении предложения административного истца о включении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта (л.д.26).

В установленный законом срок ФИО1 обратилась в Череповецкий городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного отказа. Определением суда от <дата> года ФИО1 отказано в принятии административного искового заявления, разъяснено право обращения с исковым заявление в Череповецкий районный суд Вологодской области (л.д.27).

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с переводом земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются земельным и градостроительным законодательством, а также нормами Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

При наличии генеральных планов городских округов изменение границ населенных пунктов в силу части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьями 20, 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения (городского округа), схема территориального планирования муниципального района утверждаются представительными органами соответствующего муниципального образования.

Генеральный план Коротовского сельского поселения утвержден Советом Коротовского сельского поселения № 90 от 28 июня 2011 года.

Согласно правовой позиции, приведенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июня 2014 года (ответ на вопрос 5) градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ".

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель. Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Статьей 84 Земельного кодекса РФ определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В рамках предоставленных полномочий административным ответчиком подготовлен проект генерального плана сельского поселения Уломское Череповецкого муниципального района Вологодской области, который находится в стадии согласования и доработки. Постановлением Правительства Вологодской области № 942 от 23 октября 2017 года отказано в согласовании проекта указанного генерального плана, которым предлагалось включение в границы населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Исходя из системного анализа приведенных выше норм права, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Доводы истца и ее представителей о том, что принадлежащие ФИО1 земельные участки общей площадью 172000 кв.м. непригодны для использования в сельскохозяйственных целях, судом отклоняются как не имеющие правового значения для рассматриваемого спора.

В соответствии с положениями статей 42, 77,79 Земельного кодекса РФ, статьи 1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" для сельскохозяйственных угодий установлен особый режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения на них строений; сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Государственная политика Вологодской области направлена на сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения. Одним из направлений Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынке Вологодской области на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года № 1222 является предотвращение выбытия сельскохозяйственных земель из оборота.

При указанных обстоятельствах у администрации Череповецкого муниципального района, с учетом планирования территориального и градостроительного развития района и сельского поселения Уломское, потребностей в жилищном и дачном строительстве, имелись полномочия и основания для отказа в удовлетворении заявления истца о включении принадлежащих ей земельных участков общей площадью 172000 кв.м. из категории земли сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта с целью расширения границ населенного пункта для последующего строительства жилого комплекса (96 индивидуальных жилых домов) с инфраструктурой. При этом суд не вправе вмешиваться в установленную законом процедуру рассмотрения заявлений об изменении вида разрешенного использования земельных участок, возлагая на административного ответчика обязанность принять конкретное решение.

С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требования административного истца ФИО1 о признании незаконным отказа административного ответчика № <№> от <дата> года о включении земельных участков в земли населенного пункта, возложении на ответчика обязанности вынести решение о включении земельных участков в земли населенного пункта с одновременным изменением вида разрешенного использования

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении требований административного истца ФИО1 к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным отказа № <№> от <дата> года о включении земельных участков в земли населенного пункта, возложении обязанности вынести решение о включении земельных участков в земли населенного пункта с одновременным изменением вида разрешенного использования - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Г. Савилова

Решение в окончательной форме изготовлено 15 января 2018 года.

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда О.Г. Савилова