ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-114/19 от 17.04.2019 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2019 года с. Еланцы

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре судебного заседания Протасове А.Г.,

с участием административного истца ФИО1, представителей административного ответчика КДН и ЗП ОРМО ФИО3, ФИО4, заместителя прокурора Ольхонского района Корсунова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-114/2019 по административному иску ФИО1 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ольхонского районного муниципального образования об отмене постановления о постановке несовершеннолетнего на учет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Ольхонский районный суд с административным исковым заявлением к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ольхонского районного муниципального образования об отмене постановления о постановке несовершеннолетнего на учет.

Просит отменить постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ о постановке несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находящегося в социально-опасном положении на учет в Банк данных <адрес> о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> муниципального образования вынесла постановление о постановке ее несовершеннолетнею сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находящегося в социально-опасном положении на учет в Банк данных <адрес> о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. С указанным решением не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что в действиях ее сына ФИО2 отсутствует факт административного правонарушения, никаких телесных повреждений во время игры ФИО7, он не причинял, указанные в решении обстоятельства, не носят антиобщественный характер и не нарушают общественный порядок. Комиссия не заслушала все ее объяснения, не дала возможности защитить интересы ребенка. Комиссией не учтены положительные характеристики всех членов семьи. В постановлении Комиссии никак не обосновано решение о том, что ФИО2, вследствие безнадзорности или беспризорности, находясь в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, совершает правонарушение. Согласно предоставленным характеристикам все члены семьи и семья в целом характеризуется только с положительной стороны, родители занимаются воспитанием ФИО2, интересуются учебой и посещают родительские собрания, ребёнок посещает спортивные секции. Ни одного факта ненадлежащего исполнения родительских обязанностей Комиссией не представлено. Законных доводов о том, что ФИО2 находится в условиях безнадзорности и беспризорности не представлено. К ФИО2 незаконно и необоснованно применено понятие несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, в связи с чем, оснований для постановки на учет в указанный Банк данным не имеется.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала иск по доводам, изложенным в нем, просит удовлетворить, суду пояснила, что ее сын ФИО2 является отличником в школе, участвует в школьных и внешкольных мероприятиях, с первого класса посещает спортивные кружки, не раз награждался грамотами. Классный руководитель, тренер спортивной секции, соседи отзываются о сыне только с положительной стороны. Заседание комиссии состоялось через 6 месяцев с момента данного инцидента, ребенок очень переживает по данному поводу. Считает, данное постановление было принято с нарушением требований закона.

Представители административного ответчика КДН и ЗП ОРМО ФИО3, ФИО4, административный иск не признали, суду показали, что они действовали в рамках закона. Материалы на несовершеннолетнего ФИО2 поступили в комиссию ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с графиком работы были рассмотрены ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО2, снят с учета Банка данных СОП.

Заместитель прокурора <адрес> Корсунов Е.А. считает постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, законным и обоснованным. Постановление направлено не только на защиту несовершеннолетнего ФИО2, но и на защиту прав несовершеннолетнего ФИО7, которому был нанесен удар металлической трубой.

Суд, выслушав пояснения сторон, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования административного истца не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 2 ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд, удовлетворяет такие требования при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требование о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком либо совершенного им действия (бездействия).

Судом установлено, что административный истец оспаривает действия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> муниципального образования, выраженные в постановке несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находящегося в социально-опасном положении на учет в Банк данных <адрес> о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В судебном заседании при рассмотрении дела установлено, что ФИО1 имеет несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривался факт совершения правонарушения несовершеннолетним ФИО2, по результатам рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних было вынесено Постановление на основании которого, несовершеннолетний ФИО2 был поставлен на учет в Банк данных <адрес> о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Административный истец не согласен с принятым решением, считает, что оснований для вынесения постановления не имелось, постановление было вынесено с нарушением требований закона.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний ФИО2 играя с несовершеннолетними ФИО12, ФИО7, в правила дорожного движения, неожиданно ударил металлической трубкой ФИО7 по спине. Инспектором ПДН ОУУП и ПДН ОП ФИО8 отказано в возбуждении уголовного дела по п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием события преступления, предусмотренных ст. 116.1, ст. 116 УК РФ.

В связи с чем, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, данный вопрос рассматривался на заседании комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ по итогам заседания комиссии было вынесено постановление о постановке несовершеннолетнего ФИО2, на учет в Банк данных семей инесовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

ФИО1 не согласна с принятым постановлением, так как считает, что данное постановление вынесено с нарушением требований закона, нарушен порядок привлечения к ответственности и внесении сведений в банк данных семей, находящихся в социально опасном положении, она не была ознакомлена с документами, ей не были разъяснены ее права.

В соответствии со ст.9 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав относится к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции она обязана обеспечить соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляет их защиту от всех форм дискриминации.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав действует в соответствии с Положением о районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области, утвержденным Постановлением администрации области от 26.03.2008 №65-па, Постановлением Правительства Иркутской области от 06.08.2015 № 382-пп «Об утверждении Положения о банке данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»

Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со ст.37 вышеназванного Положения комиссия по вопросам своей компетенции, установленной федеральными нормативными правовыми актами, и в предусмотренных ими случаях готовит заключения и вносит представления, в том числе совместно с иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также принимает постановления и выносит определения.

Комиссия по вопросам своей компетенции принимает постановления, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Также применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, родителей и иных законных представителей, заседание комиссии считается правомерным, если на нем присутствует не менее половины ее состава.

В соответствии с ч.3 ст.11 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.»

В целях создания в Иркутской области единой системы учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области утвердило Положение о банке данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и определяет порядок организации работы по формированию и ведению банка данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Банк данных представляет собой информационную систему, содержащую информацию о семьях и несовершеннолетних.

Формирование и ведение Банка данных осуществляется на основании решений о постановке на учет, решений о снятии с учета, принимаемых районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также информации, предоставляемой органом (учреждением) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственным за работу с конкретной семьей и несовершеннолетним, в порядке, установленном пунктом 8 настоящего Положения (далее соответственно - районные (городские) комиссии, ответственный субъект системы профилактики).

Решения о постановке на учет и решения о снятии с учета принимаются на заседаниях районных (городских) комиссий.

При рассмотрении на заседании районной (городской) комиссии вопроса о постановке семьи и несовершеннолетнего на учет в Банк данных или снятии с учета из Банка данных заслушивается информация субъектов системы профилактики, учитывается мнение несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), изучаются и анализируются имеющиеся документы.

Основанием для принятия оспариваемого постановления послужило копия постановления РП (д.<адрес>) МО МВД России «Эхирит-Булагатский» об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего ФИО9

В целях координации деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих деятельность на территории <адрес>, по организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, утвержден Порядок межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и (или) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В соответствии с п.19 вышеназванного Порядка, в случае подтверждения по результатам проверки наличия признаков нахождения семьи и (или) несовершеннолетнего в социально опасном положении, также в случаях поступления информации в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона № 120-ФЗ, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав готовит материалы на семью и (или) несовершеннолетнего для рассмотрения на очередном заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и привлечения родителя (законного представителя) или несовершеннолетнего к административной ответственности.

В соответствии с п.26 вышеназванного Положения в ходе заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по решению вопросов о постановке на учет, снятии с учета Банка данных СОП, продолжении ИПР в отношении семей и (или) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении:

1) заслушивается информация ответственного представителя субъекта системы профилактики, осуществившего первичное обследование и составившего Акт первичного обследования, а также информация других субъектов системы профилактики по месту выявления семьи и (или) несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении;

2) заслушивается и учитывается мнение непосредственно рассматриваемых несовершеннолетнего, родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

3) изучается и анализируется Акт первичного обследования и другие имеющиеся документы.

При рассмотрении данного вопроса необходимо установить, что оспариваемое постановление принято с соблюдением установленного порядка, в пределах предоставленных комиссии полномочий, является законным и обоснованным.

Поскольку по делу достоверно установлено, что Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушений порядка принятия оспариваемого решения не установлено, существенных нарушений, влияющих на существо принятого решения, не выявлено, то при указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что приятое постановление соответствует требованиям закона.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при рассмотрении вопроса о постановке семьи несовершеннолетнего на учет в Банк данных, нарушений порядка рассмотрения и принятия решения по данному вопросу, не установлено.

Кроме того, Постановлением КДН от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО2 снят с учета Банка данных СОП.

Судом, также проверены сроки обращения административного истца в суд с заявлением, нарушений срока не установлено.

В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для признания постановления незаконным, не имеются.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ольхонского районного муниципального образования об отмене постановления о постановке несовершеннолетнего на учет, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Афанасьева

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>