ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-114/2021 от 11.03.2021 Азовского районного суда (Омская область)

№ 2а-114/2021

55RS0008-01-2021-000147-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2021 года с. Азово Омской области

Азовский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Иордан Н.А., при секретаре Демьяновой Е.В., при помощнике судьи Логиновой Ю.А., которая осуществляла подготовку и организацию судебного процесса, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Азовского немецкого национального района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании незаконными бездействия, выразившиеся в непринятии мер по рассмотрению во 2-4 кварталах 2020 года вопросов правоприменительной практики по вступившим в законную силу решениям,

у с т а н о в и л :

Прокурор Азовского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельского поселения о признании незаконными бездействия, выразившиеся в непринятии мер по рассмотрению во 2-4 кварталах 2020 года вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений. Просит признать незаконными бездействия администрации Березовского сельского поселения, выразившиеся в непринятии мер по рассмотрению во 2-4 кварталах 2020 года вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, обязав ответчика провести анализ правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений и разместить его на официальном сайте администрации сельского поселения.

В судебном заседании ст. помощник прокурора района Богатова Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще.

Выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц.

На основании п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В соответствии с п. 4.1 ст. 36 и п. 9.1. ст. 37 Закона № 131-Ф3 глава муниципального образования и местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами.

Согласно п. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-Ф3 противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.

В п. 2.1 ст. 6 Федерального закона № 273-Ф3 установлено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения одной из основных мер – рассмотрения в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений. В соответствии с п. 20 ст. 7 Федерального № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе, являются повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Аналогичные обязанности по профилактике коррупции закреплены Законом Омской области от 29.06.2017 № 1983-ОЗ «О противодействии коррупции в Омской области» (далее – Закон № 1983-ОЗ).

Согласно п. 3 ст. 9 Закона № 1983-ОЗ одной из мер по профилактике коррупции является рассмотрение в государственных органах Омской области не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) данных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

В судебном заседании установлено, что администрацией сельского поселения во 2-4 кварталах 2020 года вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений 1 раз в квартал не рассматривались, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации не публиковались. За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 года имеются 8 вступивших в законную силу решений Азовского районного суда Омской области об обязании принять меры и признании бездействия администрации Березовского сельского поселения незаконным. Информация о деятельности органов местного самоуправления размещается на официальном сайте администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области – http://azov.omskportal.ru (вкладка Березовское сельское поселение). Однако указанная правоприменительная судебная практика в установленном законом порядке не анализировалась, на официальном сайте в сети "Интернет" не размещалась.

Таким образом, меры по профилактике коррупции администрацией сельского поселения не принимаются, не исполняются такие основные принципы противодействия коррупции как приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Не размещение указанных сведений нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения, поскольку неразмещение необходимых сведений, также несвоевременная актуализация размещенной информации нарушает право граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.

В силу статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на установление срока.

С учетом объема предстоящих работ, суд полагает возможным предоставить разумный и технически исполнимый срок для устранения нарушений до .....

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие администрации Березовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению во 2-4 кварталах 2020 года вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Обязать администрацию Березовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района провести анализ правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений и разместить его на официальном сайте администрации сельского поселения в срок до .....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Иордан