Дело № 2а-114/2023
УИД 60RS0022-01-2023-000077-30
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Псковская область Пушкиногорский районный суд Псковской области (постоянное судебное присутствие в городе Новоржеве Новоржевского района) в составе: председательствующего судьи Ленгарт М.Я.,
при секретаре судебного заседания Александрович Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семиохина М.В. к администрации Новоржевского района Псковской области о признании незаконным бездействия по рассмотрению обращения,
установил:
Семиохин М.В. обратился в суд с иском к администрации Новоржевского района Псковской области о признании незаконным бездействия по рассмотрению обращения.
В обоснование требований указано, что административный ответчик в установленный федеральным законом срок уклонился от ответа на ряд вопросов, поставленных в подписанном административным истцом коллективном обращении от 26.09.2022. В частности, администрацией Новоржевского района Псковской области по итогам рассмотрения обращения дан ответ, датированный 25.10.2022, в котором отсутствуют ответы на вопросы, поставленные в обращении:
о предоставлении земельного участка (аренду или в собственность);
о трудоустройстве в администрацию Новоржевского района Псковской области на должности, не относящиеся к муниципальной службе;
о трудоустройство в муниципальном образовании по месту нахождения административного ответчика;
о размере среднемесячной оплаты труда в администрации района, на территории юрисдикции административного ответчика и в малом бизнесе;
о регистрации административного истца в Новоржевском районе Псковской области.
В связи с чем, административный истец полагает, что были нарушены его права, свободы и законные интересы, регламентированные:
ч.2 ст.24 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы;
п.З ст.5 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым закреплено право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов;
п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на основании которого гарантировано право на объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение обращения;
п.1 ст.8 Федерального закона РФ от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в соответствии с которым предусмотрено право на получение достоверной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Новоржевского района Псковской области, выразившееся в совокупном нарушении его прав на рассмотрение в установленном законом порядке обращения.
В судебном заседании административный истец Семиохин М.А. не присутствовал, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении судом настоящего административного дела без его участия в судебном заседании.
Администрация Новоржевского района Псковской области надлежаще извещенная о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направила, ходатайств об отложении не заявляла, возражений на требование административного истца не представила.
Суд, изучив доводы административного иска, исследовав метериалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.
Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как усматривается из материалов административного дела, Семиохин М.В. и Кайданов А.О.. обратились в администрацию Новоржевского района Псковской области с коллективным обращением, в котором поставили ряд вопросов : о предоставлении им на территории района жилых помещений и земельных участков, оказания содействия в регистрации по месту жительства на территории названного муниципального образования; о предоставлении информации о вакантных должностях в администрации Новоржевского района; возможном трудоустройстве в районе; среднем размере оплаты труда в муниципальном образовании; о мерах поддержки, оказываемых субъектам предпринимательской деятельности.
В качестве обоснования обозначенных вопросов заявителя привели доводы о намерении после освобождения из мест лишения свободы прибыть на территорию Новоржевского района Псковской области и заняться предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства.
Указанное обращение поступило в администрацию Новоржевского района Псковской области 12.10.2023, рассмотрено, по нему дан ответ, подписанный Главой Новоржевского района Пугачевой С.О. на бланке администрации Новоржевского района Псковской области.
Однако, согласно представленной административным ответчиком, на запрос суда копии обращения и ответа на него, судом установлено, что в ответе на обращение отсутствуют ответы на поставленных в обращении вопросы, а именно :
о предоставлении земельного участка (аренду или в собственность);
о трудоустройстве в администрацию Новоржевского района Псковской области на должности, не относящиеся к муниципальной службе;
о трудоустройство в муниципальном образовании по месту нахождения административного ответчика;
о размере среднемесячной оплаты труда в администрации района, на территории юрисдикции административного ответчика и в малом бизнесе;
о регистрации административного истца в Новоржевском районе Псковской области, что в свою очередь послужило основанием для обращения административного истца в суд с рассматриваемым административным иском.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами (организациями, общественными объединениями) права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
В статьей 2 данного Федерального закона установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан устанавливается, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу ч. 1 ст. 10 Закон о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (ч. 1); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (ч. 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. И настоящего Федерального закона (ч. 4).
Как указано в ч. 1 ст. 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При этом п. 3 ст. 5 приведенного Закона указано, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданину гарантировано право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Учитывая вышеприведенные нормы закона и фактические данные, установленные в ходе судебного разбирательства, суд считает доказанным бездействие администрации Новоржевского района Псковской области, выразившееся в не рассмотрении в срок, установленный ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поставленных Семиохиным М.В. в обращении вопросов:
о предоставлении земельного участка (аренду или в собственность);
о трудоустройстве в администрацию Новоржевского района Псковской области на должности, не относящиеся к муниципальной службе;
о трудоустройство в муниципальном образовании по месту нахождения административного ответчика;
о размере среднемесячной оплаты труда в администрации района, на территории юрисдикции административного ответчика и в малом бизнесе;
о регистрации административного истца в Новоржевском районе Псковской области.
Таким образом, обстоятельства, приведенные административным истцом в административном исковом заявлении нашли свое подтверждение, поскольку административным ответчиком при рассмотрении обращения были проигнорированы ряд поставленных в нем вопросов, чем безусловно были нарушены права и законные интересы административного истца, предусмотренные ч.2 ст.24 Конституции РФ, п.З ст.5, п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п.1 ст.8 Федерального закона РФ от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Согласно п. 4.1 ст. 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
Разрешая иск, суд также принимает во внимание, что при рассмотрении административного спора по правилам главы 22 КАС РФ законность оспариваемых действий, решений (бездействия) оценивается на момент их совершения, принятия или на момент, когда от принятия решения либо совершения конкретных действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклонился административный ответчик.
Кроме того, суд учитывает положения п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ). Суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).
При рассмотрении настоящего административного требования, суд считает необходимым признав незаконным бездействие администрации Новоржевского района Псковской области, выразившееся в отсутствии рассмотрения в срок, установленный ч.1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поставленных в коллективном обращении датированным 26.09.2022 и поступившим административному ответчику 12.10.2022, вышеприведенных вопросов, возложить на администрацию дать ответы на поставленные Семиохиным М.В. вопросы, поскольку данные вопросы не были разрешены административным ответчиком и установить для этого месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Согласно ч,1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
При подаче административного искового заявления Семиохин М.В. определением суда от 19.04.2023 был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина, с учетом удовлетворения заявленных административных требований, с административного ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Семиохина М.В. к администрации Новоржевского района Псковской области о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новоржевского района, выразившееся в отсутствии рассмотрения в срок, установленный ч.1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поставленных в коллективном в обращении ( Семиохина М.В. и Кайданова А.О.) датированном 26.09.2022, вопросов: о предоставлении земельного участка (аренду или в собственность); о трудоустройстве в администрацию Новоржевского района Псковской области на должности, не относящиеся кмуниципальной службе; о трудоустройство в муниципальном образовании по месту нахождения административного ответчика; о размере среднемесячной оплаты труда в администрации района, на территории юрисдикции административного ответчика и в малом бизнесе; о регистрации административного истца в Новоржевском районе Псковской области.
Обязать администрацию Новоржевского района Псковской области в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу дать ответ на поставленные в коллективном в обращении (Семиохина М.В. и Кайданова А.О.) датированном 26.09.2022, в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
М.Я. Ленгарт
Решение принято судом в окончательной форме 17.05.2023.