ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115 от 22.01.2018 Дмитровского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Пресниковой И.А., при секретаре Салмановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чеботарева Г.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решения незаконным, внесении изменений в сведения ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском о признании решения административного ответчика незаконным, внесении изменений в сведения ЕГРН, ссылаясь на то, что административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. административному ответчику было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка с К, расположенного по адресу: <адрес>. Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. было приостановлено осуществление кадастрового учета. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. административного ответчика отказано в осуществлении кадастрового учета на основании ст.27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Административный истец не согласен с решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. и просит признать его незаконным, обязать ответчика внести изменения в кадастровый учет указанного земельного участка с К.

Административный ответчик представитель УФСГРКиК по <адрес> с иском не согласился.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата ФСГРКиК» по <адрес> с иском не согласилась.

Суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно положениям пункта 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, по смыслу п.п.1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий : противоречия их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Из представленных в материалы дела документов следует, что решением Дмитровского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ за административным истцом признано право собственности на <данные изъяты> земельного участка общей площадью <данные изъяты>м. с К, расположенного по адресу: <адрес> со внесением изменений в сведения ЕГРП в отношении зарегистрированного права собственности на данный земельный участок, также установлены границы указанного земельного участка общей площадью <данные изъяты>.м. с К по варианту 1 заключения эксперта с указанием границ участка и со внесением изменений в сведения ГКН в отношении площади земельного участка, вторая доля земельного участка осталась в собственности ответчика по указанному гр.делу ФИО (л.д.11), решение суда вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано административному ответчику с заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости – указанного земельного участка с приложением : межевого плана, решения Дмитровского горсуда от 11.03.15г., согласия истца на обработку персональных данных.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка с указанием следующих оснований : 1. с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с К не представлен документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя действовать от имени иных участников долевой собственности, отвечающий требованиям действующего законодательства ; 2. в соответствии с пунктом 22 Требований во взаимосвязи с письмом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ. , если вступившими в силу судебными актами не определено местоположение границ земельных участков ( в них отсутствуют, в т.ч. сведения о координатах характерных точек границ земельных участков), то в состав межевого плана подлежат включению документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством РФ местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в т.ч. схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденной проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд ; 3. в нарушение ч.3 ст.22 Закона отсутствуют личные подписи всех заинтересованных лиц или их представителей в согласовании местоположения границ земельного участка с К. 4. в соответствии с пунктом 29 Требований, в случае внесения в реквизит «3» раздела «Общие сведения о кадастровых работах» сведений о физическом лице в состав приложения межевого плана подлежит обязательному включению согласие заказчика кадастровых работ (физического лица) на обработку персональных данных, в котором заказчик кадастровых работ (физическое лицо) подтверждает свое согласие на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в т.ч. передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в рамках предоставления органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в соответствии с законодательством РФ государственных услуг), в т.ч. в автоматизированном режиме, включая принятие решений на их основе органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в целях предоставления государственной услуги (ФИО).

19.09.17г. административным ответчиком принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости в связи с истечением срока приостановления и не устранением приведенных в уведомлении о приостановлении причин, препятствующих осуществлению учета изменений объекта недвижимости. Суд полагает, что решение ответчика от 19.09.17г. надлежит признать незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.15г. «О государственной регистрации недвижимости» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах. а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, т.е. перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу п.п.5 п.2 статьи 14 приведенного выше Федерального закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с положениями статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно положениям п.п. 5, 7 п.1 статьи 26 приведенного выше Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.15г. осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если : не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав ; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ

В силу статьи 27 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.15г. в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Суд считает, что административным истцом административному ответчику были представлены все необходимые и предусмотренные законом документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Из материалов, представленных в дело следует, что решением Дмитровского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ. признано свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ., выданное нотариусом Дмитровского нотариального округа ФИО в отношении <данные изъяты> земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с К, расположенного по адресу: <адрес> – недействительным. Установлены границы земельного участка с К, расположенного по указанному выше адресу по варианту 1 заключения эксперта, с указанием устанавливаемых судом границ всего земельного участка, но площадью <данные изъяты> кв.м.со внесением изменений в сведения ГКН в отношении площади земельного участка (границы участка до принятия судом судебного акта установлены на местности не были) и за Чеботаревым Г.С. было признано право собственности на <данные изъяты> доли указанного земельного участка со внесением изменений в сведения ЕГРП в отношении зарегистрированного права собственности на данный земельный участок. Решение суда вступило в законную силу и на основании данного судебного акта административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Учитывая данное обстоятельство, требования административного ответчика о представлении истцом документов, подтверждающих полномочия административного истца действовать от имени иных участников долевой собственности, суд находит не основанными на законе. В данном случае основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости является судебный акт, принятый судом по спору между совладельцами спорного земельного участка, а не заявление участков долевой собственности на объект недвижимости.

В соответствии с положениями пункта 22 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.15г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: 1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); 2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков ; 3) документация по планировке территории (проекты территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования; 4)документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством РФ местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в т.ч. схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд ; утвержденные в установленном порядке проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения ; 6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков ; 7) решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки ; 8) вступившие в законную силу судебные акты; 9) иные предусмотренные законодательством документы.

В межевом плане на спорный земельный участок, представленном административным истцом для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, кадастровым инженером было указано, что для подготовки межевого плана используется вступившее в законную силу решение Дмитровского горсуда от 11.03.15г., требование административным ответчиком в этом случае предоставить документы, указанные в пункте п.п.4 пункта 22 приведенного выше приказа являются незаконными. В случае неясности судебного акта в части его исполнения, административный ответчик вправе обратиться в суд за разъяснением данного судебного акта.

Суд находит ссылки административного ответчика на отсутствие личных подписей всех заинтересованных лиц в согласовании местоположения границ земельного участка с К не основанными на законе, поскольку границы указанного земельного участка установлены указанным выше судебным актом и согласование границ земельного участка с иными лицами Законом №218-ФЗ не предусмотрено.

Следует отметить, что в силу пункта 29 приведенного выше приказа Минэкономразвития России от 08.12.15г. №921 в реквизите «3» раздела «Общие сведения о кадастровых работах» межевого плана приводятся сведения о заказчике кадастровых работ, включающего в себя и согласие заказчика кадастровых работ на обработку персональных данных соответственно заказчика данных работ. Требование административного ответчика о предоставлении административным истцом согласия на обработку персональных данных второго совладельца спорного земельного участка гр.ФИО в этом случае противоречит приведенным выше положениям Приказа от 08.12.15г., на положения которого административный ответчик ссылается в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета от 19.06.17г. (л.д.9), гр.ФИО не является заказчиком кадастровых работ. Согласие административного истца – заказчика кадастровых работ, на обработку персональных данных было представлено с документами, поданными административным истцом для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости (л.д.52).

Таким образом, оценивая в совокупности все обстоятельства данного дела, положения закона и представленные сторонами доказательства, суд находит решение административного ответчика от 19.09.17г. об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным, нарушающим права административного истца. Установление границ и площади земельного участка с К в соответствии с решением Дмитровского горсуда от 11.03.15г. в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.15г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и внесения в ЕГРН сведений о местоположении и площади земельного участка с К.

На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с К – незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести в Единый государственный реестр недвижимости по <адрес> изменения в отношении площади и описания местоположения границ земельного участка с К.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Дмитровский горсуд.

СУДЬЯ: