ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11508/2021 от 06.12.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-11508/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 06 декабря 2021 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., единолично, при секретаре Банщиковой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ноевой- Кузьминой Любовь Михайловны к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании действий незаконными,

у с т а н о в и л :

Ноева- Кузьмина Л.В. обратилась в суд с административным иском к Окружной администрации г. Якутска о признании действий незаконными.

В обоснование требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: ____ Административный истец обратилась с заявлением о перераспределении указанного земельного участка. Решением ДИЗО ОА г. Якутска от ____ 2016г. административному истцу дано согласие на заключение соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В последующем ОА г. Якутска отозван фрагмент земельного участка от ____ 2016г. из проекта межевания территории квартала 111, утвержденного распоряжением главы городского округа «город Якутск» «Об утверждении проекта межевания территории квартала 111 ГО «город Якутск» от ____ 2014г.». ДИЗО ОА г. Якутска отказано в заключении соглашения на образованный земельный участок. Данные действия административный истец считает незаконными, нарушающими его права и законные интересы. Просит признать действия Окружной администрации г. Якутска по отзыву согласованного фрагмента земельного участка от ____ 2016г. из проекта межевания территории квартала 111, утвержденного распоряжением главы городского округа «город Якутск» «Об утверждении проекта межевания территории квартала 111 ГО «город Якутск» от ____ 2014г.», отказ в заключении соглашения на образованный земельный участок в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером общей площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: ____ незаконными, обязать Окружную администрацию г. Якутска заключить соглашение на образованный земельный участок в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером общей площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: г. ____

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2021г. в качестве административного соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2021г. в качестве заинтересованного лица привлечен Корякин Евгений Данилович

В суд административный истец, заинтересованное лицо не явились, извещены, заявлений и ходатайств не поступило. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Михайлова Т.С. административный иск поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске. Срок обращения в суд не пропущен. Если суд считает, что срок обращения в суд пропущен, просила восстановить, поскольку истица обращалась в прокуратуру, ответчику.

Представитель административных ответчиков Прокопьев А.А. с иском не согласился, пояснив, что действия органа местного самоуправления являются законными. Истцом пропущен срок обращения в суд.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрен ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.

В силу ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;

4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;

5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

3. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;

4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

Согласно ч.11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.

В силу пункта 14 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

Иные основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка после получения согласия Земельным кодексом РФ не предусмотрены.

Как следует из материалов, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: г____

Административный истец обратилась с заявлением о перераспределении указанного земельного участка.

Решением ДИЗО ОА г. Якутска от ____ 2016г. административному истцу дано согласие на заключение соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Согласно информации, предоставленной Управлением архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска, запрашиваемые границы земельного участка, соответствуют утвержденному проекту межевания территории. Также указано о необходимости выполнения кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в кадастровом учете таких земельных участков в уполномоченный орган по проведению государственного кадастрового учета.

____ 2016г. за утвержден фрагмент земельного участка из проекта межевания территории квартала 111, утвержденного распоряжением главы ГО «город Якутск» «Об утверждении проекта межевания территории квартала 111 ГО «город Якутск» от ____ 2014г. г, площадь земельного участка ___.м.

Административным истцом проведены кадастровые работы, ____ 2018 г. земельный участок площадью ___ кв.м. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер .

____ 2018г. ОА г. Якутска отзывала фрагмент из проекта межевания территории квартала 111 за исх. номером от ____ 2016г.

Решениями Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска административному истцу было отказано в заключении соглашения на образованный в результате перераспределения земельный участок, расположенный по адресу: ____ в связи с отзывом фрагмента из проекта межевания территории квартала 111 за исх. номером от ____ 2016г.

Из обстоятельств дела усматривается, что на момент дачи согласия на перераспределение земельного участка он соответствовал проекту межевания территории квартала 111 ГО «город Якутск», утвержденному распоряжением главы ГО «Город Якутск» от ____ 2014г. .

Доводы представителя административного ответчика о том, что в настоящее время согласно распоряжению ОА г. Якутска от ____ 2018г. №2р «О внесении изменений в проект межевания территории квартала «111» города Якутска городского округа «город Якутск» границы испрашиваемого земельного участка являются территорией общего пользования, несостоятельны. На момент дачи согласия на перераспределение земельного участка он соответствовал проекту межевания территории квартала 111, утвержденному распоряжением главы ГО «Город Якутск» от ____ 2014г. . Последующее изменение проекта межевания территории квартала не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка при получении согласования. Данное основание не предусмотрено Земельным кодексом РФ. Кроме того, согласование перераспределения испрашиваемого земельного участка не нарушает прав заинтересованного лица. Заинтересованное лицо является собственником земельных участков с кадастровыми номерами которые огорожены единым забором. Доступ к соединенному земельному участку имеется со стороны дороги.

Доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, несостоятельны. В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Вместе с тем в силу положений части 7 этой же статьи пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено названным Кодексом. Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ). Из обстоятельств дела усматривается, что в целях восстановления нарушенных прав административный истец неоднократно обращалась к административному ответчику, прокуратуру. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что срок обращения в суд пропущен административным истцом по уважительной причине, а потому подлежит восстановлению.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административного истца.

Нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем возложения на ДИЗО ОА г. Якутска обязанности рассмотреть заявление административного истца о заключении соглашения на образованный в результате перераспределения земельный участок, расположенный по адресу: ____ с кадастровым номером в соответствии с законодательством РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия Окружной администрации г. Якутска по отзыву фрагмента из проекта межевания территории квартала «111» за исх. от ____ 2016г.

Признать незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска по отказу в заключении соглашения на образованный в результате перераспределения земельный участок с кадастровым номером .

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска рассмотреть заявление Ноевой- Кузьминой Любовь Михайловны о заключении соглашения на образованный в результате перераспределения земельный участок, расположенный по адресу: ____, с кадастровым номером в соответствии с законодательством РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья В.Г. Смирникова

Решение изготовлено в окончательной форме 06 декабря 2021г.