Дело № 2а-1152/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2016 года п.Медведево
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
Председательствующего судьи Ильина Е.В.,
При секретаре судебного заседания Бахтиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл, муниципальному образованию «Сидоровское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, о возложении обязанности по организации и проведению публичных слушаний по вопросу изменений одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид использования, признании незаконными действий главы администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл, в котором просила признать письмо главы муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл от 08 апреля 2016 года № 35 и письмо главы администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл от 22 июня 2016 года № 194 незаконными; обязать главу администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл провести подготовку и необходимые мероприятия по обеспечению проведения публичных слушаний и обеспечить проведение публичных слушаний по изменению одного вида разрешенного использования: «личное подсобное хозяйство» на другой вид разрешенного использования «общественное питание п. 4.6 (размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) и гостиничное обслуживание п. 4.7 (размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них) согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» в отношении земельного участка площадью 1197 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобно хозяйства, с кадастровым номером № ..., расположенного по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности ФИО1; признать незаконными действия главы муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» по отказу в назначении публичных слушаний для предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по вышеуказанному адресу.
В обосновании заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1197 кв.м., расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером № ... 15 марта 2016 года административный истец обратилась в администрацию муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» с заявлением на предмет изменения вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка с разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для ведения личного подсобного хозяйства на общественное питание п. 4.6 (размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) и гостиничное обслуживание п. 4.7 (размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них). Письмом от 08 апреля 2016 года № 35 глава администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» прекратил с административным истцом переписку по данному вопросу, указывая, что ранее ответы на ее заявления давались. Административный истец ФИО1 полагает, что решениями и действиями администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» выразившихся в отказе в организации и проведении публичных слушаний по данному вопросу нарушены ее права и законные интересы, отказ административного ответчика формально является уклонением лица, наделенного государственными полномочиями от принятия решения по проведению публичных слушаний в соответствии с их обязанностями, возложенными в установленном законом порядке.
Определением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 23 июня 2016 года, учитывая положения п. 2 ст. 221 КАС РФ к участию в административном деле в качестве второго административного ответчика привлечено муниципальное образование «Сидоровское сельское поселение».
В судебном заседании административный истец ФИО1, ее представитель по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» ФИО3, глава администрации, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, пояснил аналогично изложенному в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца, поддержал позицию административного ответчика администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение», указал на несоблюдение ФИО1 порядка подачи заявления для проведения публичных слушаний, на не предоставление полного комплекта документов, необходимых для проведения и назначения публичных слушаний. Пояснил, что ранее по вопросу изменения разрешенного вида использования спорного земельного участка, были проведены публичные слушания, по результатам которых было отказано в изменении вида разрешенного использования.
Заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, представитель заинтересованного лица ФИО6- адвокат Целищева Т.Е. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного истца, указав, что имеется вступившее в законную силу решение суда, согласно которому ФИО1 запрещено использовать земельный участок, расположенный по адресу: ..., с кадастровым номером № ... для размещения гостинично-развлекательного комплекса. Полагают, что неоднократно инициирование одного и того же вопроса об изменении разрешенного использования земельного участка при наличии вступившего в законную силу решения суда, является необоснованными. Дополнительно указали на несоблюдение ФИО1 порядка обращения с заявлением о проведении публичных слушаний и на не предоставление полного комплекта документов.
Представители административного ответчика муниципального образования «Сидоровское сельское поселение», заинтересованного лица Собрание депутатов муниципального образования «Сидоровское сельское поселение, заинтересованные лица ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, материалы гражданского дела № 2-1547/2014, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений п. 1 ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № ..., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1197 кв.м., расположенный по адресу: ..., а также жилой дом, назначение: жилой дом, 2-этажный, общая площадь 274,9 кв.м., инв.№ ..., лит. А,А1,А2,1,2,I.II, расположенный по адресу: ....
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территории относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Сидоровское сельское поселение» определен в соответствии с Решением Собрания депутатов муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» от 07 ноября 2014 года № 233-II «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Сидоровское сельское поселение», которым в соответствии с Конституцией РФ, Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Сидоровское сельское поселение», Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Сидоровское сельское поселение», утвержденными решением Собрания депутатов МО «Сидоровское сельское поселение» № 152-II от 30 ноября 2012 года установлен порядок организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Сидоровское сельское поселение».
В соответствии с главой 3 Положения о публичных слушаниях инициаторами публичных слушаний могут являться жители муниципального образования, обладающие избирательным правом – не менее 50 человек (инициативная группа), собрание депутатов, глава муниципального собрания.
Главой 4 Положения о публичных слушаниях установлено, что для назначения публичных слушаний граждане, заинтересованные в проведении публичных слушаний представляют документы, обосновывающие необходимость проведения публичных слушаний.
Статьей 10 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» определен порядок предоставления разрешения на изменение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства требуется в случаях, когда правообладатели планируют использовать принадлежащие им земельные участка или объекты капитального строительства в соответствии с видом использования, которые определены настоящими Правилами как условно разрешенные применительно к соответствующей территориальной зоне, обозначенной на Карте градостроительного зонирования. Физические лица, заинтересованные в получении разрешения на условно разрешенный вид использования, обращаются с соответствующим заявлением, к которому прикладываются: кадастровый паспорт земельного участка, правоустанавливающие документы на земельный участок или объекты капитального строительства, расположенные на нем, предпроектное предложение, градостроительный регламент. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Как следует из материалов дела, 15 июня 2015 года ФИО1 обратилась к главе администрации МО «Сидоровское сельское поселение» с заявлением, в котором просила поменять вид разрешенного использования земельного участка кадастровым номером № ..., расположенного по адресу: ... «для ведения личного подсобного хозяйства» на «здание предприятия общественного питания».
Письмом от 18 июля 2015 года № 35 главы муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» ФИО9 рассмотрено заявление ФИО1 и сообщено, что для принятия решения о назначении публичных слушаний необходимо представить предпроектное предложение, содержащее информацию и документы, предусмотренные п. 3 ст. 10 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл. Указано, что в целях рационального использования и охраны земель муниципального образования «Сидоровское сельское поселение», а также соблюдение прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, в связи с обращениями граждан – владельцев жилых домов, расположенных на ул. Светлая д. Новотроицк с жалобой на негативное воздействие на окружающую среду и нарушение прав жителей на благоприятные условия жизнедеятельности со стороны владельцев гостинично-развлекательного комплекса «Сказка», функционирующего на территории домовладения ФИО1, оснований для назначения публичных слушаний для предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Здание предприятия общественного питания», расположенного по адресу: ..., имеющему вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» не имеется.
15 марта 2016 года ФИО1 вновь подано заявление главе муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» об изменении вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на условно разрешенный вид использование «гостиничное обслуживание 4.7, предприятие общественного питания 4.6» земельного участка с кадастровым номером № ..., расположенного по адресу: № ... 1. Документы, а именно, предпроектное предложение, предусмотренное Положением о публичных слушаниях и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» заявителем не предоставлены. Доказательств обратного суду не представлено.
Письмом от 08 апреля 2016 год № 35 главой муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» заявителю ФИО1 сообщено, что переписка по указанному в обращении вопросу прекращена на основании п. 5 ст. 11 ФЗ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с тем, что по существу вопроса, содержащегося в обращении, неоднократно давались письменные ответы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при обращении ФИО1 с заявлением по вопросу изменения вида разрешенного использования рассматриваемого земельного участка, имеющего вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид «предприятие общественного питание, гостиничное обслуживание», заявителем не соблюден порядок организации и проведении публичных слушаний, не предоставлено каких-либо оснований для назначения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, а также предпроектного предложения, обосновывающего необходимость проведения публичных слушаний, в связи с чем у административных ответчиков не было законных оснований для организации и проведения публичных слушаний.
Помимо того, решением Собрания депутатов муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» Медведевского муниципального района Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 года № 154-II отказано в согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 1197 кв.м. с кадастровым номером № ..., имеющего адрес местонахождения: ... с существующего вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид «для размещения дома отдыха».
Вступившим в законную силу решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл 17 декабря 2014 года ФИО1 запрещено использование земельного участка площадью 1197 кв.м. с кадастровым номером № ... (последующий кадастровый № ...) с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» категории земель «земли населенных пунктов» и жилого дома площадью 274,9 кв.м. с инв.№ ..., расположенных по адресу: ... для размещения гостинично-развлекательного комплекса.
В силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанное вступившее в законную силу решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 17 декабря 2014 года носит преюдициальное значение для данного дела и обстоятельства, установленные этим решением суда не требуют доказывания.
Таким образом, суд не усматривает оснований для признания незаконными действий главы администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» и признания незаконным решения об отказе в проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка и возложения на административных ответчиков обязанности по организации и проведению публичных слушаний по вопросу изменений одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид использования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение», муниципальному образованию «Сидоровское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, о возложении обязанности по организации и проведению публичных слушаний по вопросу изменений одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид использования, признании незаконными действий главы администрации муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильин
В окончательной форме решение принято:
11 июля 2016 года.