ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11535/19 от 23.01.2020 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-631/2020

УИД 35RS0010-01-2019-015509-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 23 января 2020 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Леоновой И.М.,

с участием:

- административного истца ФИО1,

- представителя административного истца ФИО2,

- представителя административного ответчика Администрации города Вологды по доверенности ФИО3,

- заинтересованного лица кадастрового инженера ФИО4

при секретаре Стариковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Вологды о признании необоснованным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, возложении обязанности дать разрешение на внесение изменений в проект межевания территории города Вологды,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Вологды, мотивируя требовании тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. В июне 2019 года им подготовлен проект строительства административного здания на вышеуказанном земельном участке. Для благоустройства территории и организации парковочных мест требуется дополнительная территория. 20 мая 2019 года он обратился в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с предложением подготовки проекта межевания кадастрового квартала с целью перераспределения вышеуказанного земельного участка с землями муниципальной собственности за собственные денежные средства. Письмом от 20 июня 2019 года Департамент сообщил, что в границах кадастровых кварталов , , , , принято решение о проведении в публичных слушаниях. 08 июля 2019 года ФИО1 было отказано в участии в публичных слушаниях. 11 сентября 2019 года ФИО1 подано заявление в Администрацию города Вологда с просьбой внести изменения в проект межевания территории г. Вологды. Письмом от 03 октября 2019 года было отказано в перераспределении земельного участка, так как предложение не соответствует требованиям статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит:

- признать необоснованными и снять возражения Департамента градостроительства Администрации города Вологды в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

- возложить обязанность на Департамент градостроительства Администрации города Вологды дать разрешение на внесение изменений в проект межевания территории города Вологды в границах кадастрового квартала , утвержденного постановление Администрации города Вологды от 22 июля 2019 года .

Протокольным определением от 25 декабря 2019 года к участи в деле в качестве заинтересованного лица привлечена кадастровый инженер ФИО4

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 возражала относительно удовлетворения административных требований по доводам и основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву. Дополнительно пояснила, что в соответствии со статьей 11.2 ЗК РФ перераспределение - одна из форм образования земельного участка, статьей 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель допускается только в определенных случаях, площадь земельного участка истца 845 кв.м., просит перераспределить до 1430 к.м. Согласно прилагаемой схеме истец просит увеличить земельный участок путем перераспределения в обход процедуры. Увеличение площади путем перераспределения допускается не более чем на 10%.

Заинтересованное лицо кадастровый инженер ФИО4 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

По смыслу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Совокупности таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

20 мая 2019 года ФИО1 обратился в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с предложением подготовки проекта межевания кадастрового квартала 35:24:0501013 с целью перераспределения вышеуказанного земельного участка с землями муниципальной собственности за собственные денежные средства.

Письмом от 20 июня 2019 года Департамент градостроительства Администрации города Вологды сообщил, что в соответствии с постановлением Главы города Вологды от 04 июня 2019 года принято решение о проведении публичных слушаний по инициативе Мэра города Вологды от 08 июля 2019 года по проекту об утверждении проектов межевания территории города Вологды в границах кадастровых кварталов , , , , .

02 июля 2019 года истцом направлено подготовленное предложение по проекту об утверждении проектов межевания территории города Вологды в границах кадастровых кварталов , , , , с приложением схематических ситуаций.

Данные предложения не были зарегистрированы, в связи с тем, что поступили с нарушением требований пункта 12 статьи 5.1 ГрК РФ.

11 сентября 2019 года ФИО1 подано заявление в Администрацию города Вологды с просьбой внести изменения в проект межевания территории города Вологды с обоснованием по перераспределению соответствующему статье 39.28 ЗК РФ.

Ответом о рассмотрении обращения от 03 октября 2019 года Департаментом градостроительства Администрации города Вологды ФИО1 было отказано в перераспределении земельного участка, так как предложение не соответствует требованиям статьи 39.28 ЗК РФ, согласно которой перераспределение земель и (или земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, на основании проекта межевания территории возможно в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. Кроме того, на данной территории предусмотрено образование иного земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена, площадью 2149 кв.м. с видом разрешенного использования «объекты инженерно-технического обеспечения» с учетом существующих инженерных сетей.

Не согласившись с данным ответом, истец обратился в суд с настоящим иском.

Анализируя содержание ответа о рассмотрении обращения Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 03 октября 2019 года , суд приходит к выводу, что его содержание может быть оценено как отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку содержит указание на такой отказ со ссылкой на статью 39.28 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 29.29 ЗК РФ.

Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Согласно пункту 14 этой же статьи уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

Судом установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО1, составляет 845 кв.м., по заявлению о внесении в проект межевания территории г. Вологды в границах кадастрового квартала ФИО1 просит образовать земельный участок площадью 1430 кв.м. путем перераспределения из земель неразграниченной государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером , согласно прилагаемой схеме. В таком случае площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка, более чем на десять процентов.

Статья 11.9 ЗК РФ содержит перечень требований к образуемым и измененным земельным участкам.

В силу положений пункта 6 данной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Реализуя предоставленные законом полномочия по распоряжению земельными участками, органы местного самоуправления обязаны соблюдать основные принципы градостроительной деятельности, в том числе принцип обеспечения устойчивого развития территорий.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в статье 39.16 ЗК РФ.

Так, согласно пункту 9 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.

Статьей 39.9 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в постоянное (бессрочное) пользование.

В данном случае административный истец не подпадает под критерии, установленные статьями 39.9 и 39.20 ЗК РФ на получение земельного участка в собственность бесплатно либо в безвозмездное пользование. Ему земельные участки могут быть предоставлены в собственность по договору купли-продажи либо по договору аренды.

Предоставление земельных участков в собственность или в аренду осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона.

Как следует, из представленной в материалы дела схеме земельного участка, истец просит сформировать земельные участки в границах красных линий, что невозможно по нормам действующего законодательства, поскольку он находится в территориях общего пользования. Проектом межевания перераспределение возможно только для устранения вклинивания, вкрапливания, межполосицы, изломанности границ земельных участков.

Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которыми могут включаться в состав различных территориальных зон.

В соответствии с генеральным планом городского округа применительно к территории г. Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 29.12.2014 , часть образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка расположена в границах территории общего пользования.

Кроме того, из постановления Администрации города Вологды от 22 июня 2019 год следует, что на испрашиваемом истцом земельном участке предусмотрено образование иного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 2149 кв.м. с видом разрешенного использования «объекты инженерно-технического обеспечения» с учетом существующих инженерных сетей.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что отказ Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 03 октября 2019 года в образовании земельного участка в границах кадастрового квартала , утвержденного постановлением Администрации города Вологды от 22 июля 2019 года является законным и обоснованным.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.М. Леонова

Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2020 года.