ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1153/18 от 29.01.2018 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №2а-1153/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2018 года г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре Кузьминой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению гражданки Узбекистана ФИО1 к УМВД России по Приморскому краю о признании решения незаконным,

установил:

гражданка Узбекистана ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Приморскому краю о признании решения незаконным, указав в обоснование заявленных требований, что дата ей был выдан отказ в переоформлении патента на основании п. 23 ст. 13.3 Федерального закона от дата № 115-ФЗ. дата административным истцом было подано заявление со всеми предусмотренными документами, в том числе представлено ходатайство и гражданско-правовой договор от дата, заключенный с работодателем ФИО3, которым уведомление о заключении договора было направлено в ОВТМ дата через «Почта России», как ценное письмо (копия описи и чека приложена). Почтовое отправление получено ОВТМ 02.12.2017. Патент был получен административным истцом 08.12.2016, в срок действия патента административный истец осуществляла трудовую деятельность также у иных работодателей. Просит отменить решение УВМ УМВД России от 07.12.2017 об отказе в выдаче трудового патента , переоформить и выдать трудовой патент для продолжения и осуществления трудовой деятельности и уплаты налогов на территории РФ.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО4 на заявленных требованиях настаивали.

Представитель УМВД России по Приморскому краю ФИО5 возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому при проверке журнала учета поступивших уведомлений о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров и базы данных установлено, что уведомление о заключении трудового договора с ФИО1 от физического лица ФИО3 в ОВТМ поступило только 11.12.2017. В течение года – срока действия патента ФИО1 от иных работодателей в отношении данной иностранной гражданки уведомлений о заключении, прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора в ОВТМ ранее не поступало. Внесение в базу ППО «Территория» дела (заявления) о переоформлении патента невозможно в связи с отсутствием ИНН работодателя в базе данных, который вносится при уведомлении о заключении трудового договора.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) определяет патент как документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии указанным Федеральным законом.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ не позднее чем за десять рабочих дней до истечения двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент, за переоформлением патента. При этом число обращений за переоформлением патента не может превышать одного раза.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Пунктом 23 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ предусмотрено, что патент иностранному гражданину не переоформляется в случае отсутствия в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции сведений об осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности в период действия патента.

Как следует из материалов дела, 08.12.2016 УФМС России по Приморскому краю гражданке Узбекистана ФИО1 выдан патент серии 25 на осуществление трудовой деятельности на территории Приморского края в качестве подсобного рабочего.

25.11.2017 административный истец обратилась в отдел по вопросам трудовой миграции УВМ УМВД России по Приморскому краю с заявлением о переоформлении патента, представив в числе иных, предусмотренных действующим законодательством документов, ходатайство работодателя – физического лица ФИО3 о переоформлении патента для гражданки ФИО1 в связи с заключением гражданско-правового договора с 16.11.2017 по 16.11.2018.

Уведомлением от 07.12.2017 № УМВД России по Приморскому краю административному истцу сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патента в соответствии с п. 23 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ ввиду отсутствия в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции сведений об осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности в период действия патента.

Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика, выразившиеся в отказе административному истцу в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патента, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что 16.11.2017 между административным истцом (Исполнитель) и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (Заказчик) заключен гражданско-правовой договор об оказании Исполнителем услуг в качестве подсобного рабочего на срок с 16.11.2017 до окончания патента.

Также из материалов дела следует и не оспаривается административным ответчиком, что заявление о переоформлении патента было подано административным истцом в УМВД России по Приморскому краю в срок, установленный пунктом 8 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ, необходимые документы, предусмотренные пунктом 9 указанной нормы, в том числе ходатайство работодателя ФИО3 о переоформлении иностранному гражданину патента, копия гражданско-правового договора от 16.11.2017 административным истцом представлены, то есть все обязанности, возложенные на иностранного гражданина действующим законодательством, выполнены ФИО1 своевременно и надлежащим образом.

Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также форма такого уведомления утверждены Приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147 (приложение N 21 к названному приказу, далее - Порядок уведомлений).

Пунктом 2 Порядка уведомлений также установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Такое уведомление согласно пункту 6 Порядка уведомлений может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).

В соответствии с пунктом 8 Порядка должностное лицо территориального органа ФМС России, принявшее уведомление, вносит запись о его приеме в журнал учета уведомлений (приложение N 1 к настоящему Порядку).

Регистрационный номер и дата приема уведомления проставляются на бланке уведомления.

Судом установлено, что уведомление о заключении с гражданкой Узбекистана ФИО1 гражданско-правового договора 16.11.2017 направлено работодателем ФИО7 в адрес УМВД России по Приморскому краю 20.11.2017, то есть в течение трех рабочих дней с даты заключения договора (18.11.2017 и дата - нерабочие дни); уведомление направлено почтовой связью с описью вложения. Согласно данным официального сайта «Почта ФИО2» из сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» почтовое отправление с внутрироссийским почтовым идентификатором получено адресатом – УМВД России по Приморскому краю 02.12.2017.

Таким образом, на момент принятия административным ответчиком оспариваемого решения уведомление работодателя о заключении с гражданкой Узбекистана ФИО1 гражданско-правового договора уже поступило в УМВД России по Приморскому краю, что предполагает наличие у территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции сведений об осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности в период действия патента.

Тот факт, что запись о приеме уведомления о заключении трудового договора с гражданкой Узбекистана ФИО1 была внесена в журнал учета уведомлений лишь 11.12.2017, то есть спустя 6 рабочих дней с момента получения почтового отправления, не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патента с учетом тех обстоятельств, что обязанность по направлению уведомления исполнена работодателем в установленный срок, порядок направления уведомления - почтовой связью соответствует требованиям п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Несвоевременное исполнение административным ответчиком обязанностей по регистрации поступившей корреспонденции и внесению соответствующих сведений в журнал учета уведомлений не должно препятствовать реализации права иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.

Непредставление административным истцом доказательств направления работодателем почтового отправления с уведомлением о вручении не имеет правового значения, поскольку информация, полученная с официального сайта ФГУП "Почта России" (из информационной системы "отслеживание почтовых отправлений", в которой указано на получение 02.12.2017 административным ответчиком направленной в его адрес корреспонденции), является допустимым доказательством получения территориальным органом направленной в его адрес корреспонденции.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению с возложением на административного ответчика обязанности в порядке пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов гражданки Узбекистана ФИО1 путем повторного рассмотрения заявления от 25.11.2017 о переоформлении патента в установленный законом срок и в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление гражданки Узбекистана ФИО1 к УМВД России по Приморскому краю о признании решения незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение УМВД России по Приморскому краю, выраженное в уведомлении от 07.12.2017 № 398 УМВД России по Приморскому краю об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патента.

Обязать УМВД России по Приморскому краю устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов гражданки Узбекистана ФИО1 путем повторного рассмотрения заявления от 25.11.2017 о переоформлении патента в установленный законом срок и в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 02.02.2018.

Судья Т.А. Михайлова