Дело №2а-1153/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2020 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
судьи Лукьяновой Л.В.,
при секретаре Суботней Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Псковский природоохранный межрайонный прокуратур обратился в суд с административным иском к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области о признании незаконным бездействия.
В обоснование заявленных требований указано, что Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Псковской области проведена проверка исполнения органами государственной власти, а также хозяйствующими субъектами Псковской области законодательства при осуществлении мероприятий по восстановлению лесов.
В ходе анализа нормативно-правовой базы в части воспроизводства лесов, установлено, что на территории Псковской области отсутствует административный регламент по предоставлению государственной услуги по приему отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Уполномоченным на разработку административного регламента по предоставлению государственной услуги по приему отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении от граждан, юридических лиц, осуществляющих воспроизводство лесов, лесоразведение, является Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области.
Целью принятия административного регламента является обеспечение открытости порядка предоставления государственной услуги, повышение качества ее исполнения. Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги, а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при ее предоставлении.
Поскольку принятие отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении является государственной услугой, осуществление которой должно осуществляться в соответствии с утвержденным регламентом, разработка данного регламента исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, является обязательным.
В связи с отсутствием административного регламента, предусматривающего порядок принятия, а также основания для отказа в принятии отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, лесничествами Псковской области отчеты формы l-ВЛ за 2018 год приняты без приложения подтверждающих материалов дистанционного зондирования, фото- и видеофиксации лесного участка.
Таким образом, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений полномочия по воспроизводству лесов и лесоразведению не могут осуществляться надлежащим образом в отсутствие указанного административного регламента, в результате чего нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника государственного лесного фонда, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.
С учетом изложенного, Псковский природоохранный межрайонный прокуратур обратился в суд с административным иском и просит признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке административного регламента по осуществлению государственной функции (полномочий) по приему отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении от граждан, юридических лиц, осуществляющих воспроизводство лесов и лесоразведение. Обязать Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области разработать административный регламент по осуществлению государственной функции (полномочий) по приему отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении от граждан, юридических лиц, осуществляющих воспроизводство лесов и лесоразведение, и направить его для утверждения высшему должностному лицу Псковской области.
В судебном заседании административный истец требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика - Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области административный иск не признал, указав, что Приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 452 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований, к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме» утверждены и перечень информации и форма и порядок и сроки отчета, что является достаточным для осуществления гражданами и юридическими лицами обязанности предоставления отчета. Утверждение административного регламента является правом, а не обязанностью высшего должностного лица субъекта РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 25 статьи 81 Лесного кодекса РФ установление формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Статьей 66 Лесного кодекса РФ регламентировано представление гражданами, юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов и лесоразведение, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В отчете о воспроизводстве лесов и лесоразведении содержится информация о мероприятиях по лесовосстановлению и лесоразведению, о площади, на которой осуществляется воспроизводство лесов, о характеристиках используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) и другая информация.
В соответствии с ч. 4 ст. 66 Лесного кодекса РФ Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 21.08.2017 № 452, вступивший в силу 06.01.2018, которым утверждены: перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, форма отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, порядок представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме.
Согласно Порядку предоставления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении (далее - Отчет) должен представляться гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов и лесоразведение, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации. Отчет должен представляться непосредственно либо через многофункциональные центры представления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения, на основании п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете по природным ресурсам и экологии Псковской области, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 13.07.2009 N 250 (ред. от 21.01.2019) установлено, что комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области (далее Комитет) является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области природопользования и охраны окружающей среды и в области безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии с пунктом 3.1. Положения о Комитете по природным ресурсам и экологии Псковской области (далее - Положение), для реализации возложенных задач в сфере лесопользования Комитет осуществляет, в том числе полномочия: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (подпункт 3.1.16. пункта 3.1. Положения).
Согласно пункту 1.4. Положения Комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии со структурными подразделениями аппарата Администрации области, органами исполнительной власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из пункта 1.3. Положения следует, что Комитет принимает правовые акты в форме приказов. Приказы, принятые в пределах компетенции и во исполнение полномочий Комитета, являются обязательными для исполнения на территории области в порядке, аналогичном с исполнением актов Администрации области. Согласно пункту 4.5 Положения для реализации возложенных полномочий Комитет имеет право: вносить на рассмотрение в установленном порядке проекты актов Администрации области по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, а также законопроекты для представления в установленном порядке в областное Собрание депутатов.
К отношениям, возникающим в связи с предоставлением Государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, применяются положения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу п. 1 4.1 ст. 6, ст. 12 Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Закона).
Из части 13.1. статьи 13 Закона следует, что порядок разработки и утверждения административных регламентов федеральными органами исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373.
В соответствии с п. 6 Правил разработка и утверждение административных регламентов предоставления государственных услуг исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, Постановлением Правительства от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» предусмотрено обязательное утверждение административного регламента исполнения государственных полномочий и порядок его разработки.
Из части 10 ст. 83 Лесного кодекса РФ следует, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 части 12 статьи 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 10 настоящей статьи, утверждать регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.
Из системного анализа указанных норм права в их совокупности следует, что в случае отсутствия утвержденного на федеральном уровне административного регламента, определяющего порядок предоставления услуг, субъекты Российской Федерации вправе до их утверждения, утверждать такие регламенты самостоятельно.
Согласно п. 1 ст. 1З Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Требования к разработке и утверждению административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Псковской области предусмотрены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 22.04.2011 № 150.
Согласно п. 2.1 указанного Положения административные регламенты разрабатываются органами исполнительной власти области, к компетенции которых относится предоставление соответствующей государственной услуги, на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства российской Федерации, законов области и иных нормативных правовых актов области, положения о соответствующем органе исполнительной власти области и настоящего положения.
Уполномоченным на разработку административного регламента по предоставлению государственной услуги по приему отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении от граждан, юридических лиц, осуществляющих воспроизводство лесов, лесоразведение, является Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области.
Целью принятия административного регламента является обеспечение открытости порядка предоставления государственной услуги, повышение качества ее исполнения. Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги, а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при ее предоставлении.
Поскольку принятие отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении является государственной услугой, осуществление которой должно осуществляться в соответствии с утвержденным регламентом, разработка данного регламента исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, является обязательным.
Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Псковской области проведена проверка исполнения органами государственной власти, а также хозяйствующими субъектами Псковской области законодательства при осуществлении мероприятий по восстановлению лесов.
В ходе анализа нормативно-правовой базы в части воспроизводства лесов, установлено, что на территории Псковской области отсутствует административный регламент по предоставлению государственной услуги по приему отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Также проверкой установлено, что в связи с отсутствием административного регламента, предусматривающего порядок принятия, а также основания для отказа в принятии отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, лесничествами Псковской области отчеты формы l-ВЛ за 2018 год приняты без приложения подтверждающих материалов дистанционного зондирования, фотои видеофиксации лесного участка.
На основании изложенного, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности факта неправомерного бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по приему отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении от граждан, юридических лиц, осуществляющих воспроизводство лесов и лесоразведение.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области о признании незаконным бездействия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области по разработке административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по приему отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении от граждан, юридических лиц, осуществляющих воспроизводство лесов и лесоразведение.
Обязать Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области разработать и направить на утверждение административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по приему отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении от граждан, юридических лиц, осуществляющих воспроизводство лесов и лесоразведение.
В соответствии со статьей 227 КАС РФ Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.В. Лукьянова
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2020 года.