РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» октября 2020 года г. Знаменск
Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Цалиной Т.А.,
при ведении протокола помощником Кравцовой И.С.,
с участием административного ответчика Ахмедова А.М.-о.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1153/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Астраханской области к Ахмедову А.М.о. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области (далее Межрайонная ИФНС России № 4 по Астраханской области) обратилась в суд с административным иском к Ахмедову А.М.-о. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в сумме 4773,98 рублей, в обоснование заявленных требований указала, что административный ответчик Ахмедов А.М.-о. с ДД.ММ.ГГГГ года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ. За время предпринимательской деятельности административный ответчик не исполняла обязанности, возложенные на нее Законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В связи с неисполнением ответчиком обязательств по уплате страховых взносов образовалась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3796,85 рублей, пеня за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 977,13 рублей,
Административному ответчику были направлены требования об уплате недоимок с указанием срока добровольного их погашения. Задолженность административным ответчиком не погашена. Неисполнение обязанности по оплате страховых вносов в добровольном порядке явилось основанием для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании по налогам и пени к мировому судье судебного участка № 2 ЗАТО Знаменск Астраханской области. Мировым судьей был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, но в связи с поступившими от должника возражениями судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ был отменен. Однако, административный ответчик до настоящего времени требования налогового органа оставил без исполнения.
Просит суд взыскать с Ахмедова А.М.-о. задолженность:
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): в размере 3796 (три тысячи семьсот девяносто шесть) рублей 85 (восемьдесят пять) копеек, КБК №;
- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): в размере 977 (девятьсот семьдесят семь) рублей 13 (тринадцать) копеек, КБК №
Представитель истца Межрайонная ИФНС России № 4 по Астраханской области судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства административного дела извещен надлежащим образом судебным извещением в соответствие с частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
Административный ответчик Ахмедов А.М.-о. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с тем, что он в 2007 году прекратил предпринимательскую деятельность, и более ее не возобновлял. Данный факт отражен в сопроводительном письме МИФНС № 4 по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, где 3 пунктом в приложении указано уведомление о снятии с учета в налоговом органе.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 названного Кодекса.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ахмедов А.М.-о. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, он ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ. За время предпринимательской деятельности административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности, возложенные на него Законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС, в связи с чем общая сумма задолженности составила 4773 рубля 98 копеек.
В адрес ответчика направлялось требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и части 1 статьи 18 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Согласно статье 16 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Как следует из пункта 8 статьи 16 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу пунктов 1-3, 5-7 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, Ахмедов А.М.-о. являлся индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ и плательщиком страховых взносов.
Ахмедов А.М.-о. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и утратил статус ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. ???).
Статьей 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» установлено, что органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов обязаны сообщить до 1 февраля 2017 года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон. Установить, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с неуплатой Ахмедовым А.М.-о. страховых взносов образовалась задолженность в размере 4773,98 рублей из которых: задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 3796,85 рублей, пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 977,13 рублей;
На основании статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате недоимки с указанием срока уплаты недоимки в добровольном порядке: № от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9, 12). Административным ответчиком данные требования оставлены без исполнения.
Доводы административного ответчика о том, что в 2007 году он прекратил предпринимательскую деятельность, и более ее не возобновлял, не нашли своего подтверждения в исследованных материалах дела и опровергаются представленными административным истцом доказательствами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ахмедов А.М.-о. обратился в МИФНС № 4 по Астраханской области с заявлением о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, при этом заполняя форму заявления № Р24001 указал об изменении сведений о месте его жительства и сведений о документах, удостоверяющих личность гражданина. В сведениях о месте жительстве лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Ахмедовым А.М.-о. было указано: <адрес>. К заявлению приложена копия паспорта Ахмедова А.М.-о. с отметкой о снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 4 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета: физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора) по месту жительства, месту нахождения воздушного транспортного средства, месту нахождения транспортного средства, указанного в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 настоящего Кодекса, - в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства. Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.
В связи с тем, что обязанность по уплате страховых взносов и пеней не была исполнена административным ответчиком в установленные законом сроки, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ахмедова А.М.-о. задолженности по налогам и пени в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 1 ЗАТО Знаменск Астраханской области Межрайонной ИФНС России № 4 по Астраханской области выдан судебный приказ № 2а-468/2020 о взыскании с Ахмедова А.М.-о. задолженности по налогам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 ЗАТО Знаменск Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше судебный приказ № 2а-468/2020 отменен в связи с возражениями должника на судебный приказ; заявителю разъяснено право предъявления административного искового заявления в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № 4 по Астраханской области обратилась в Ахтубинский районный суд с настоящим административным исковым заявлением, т.е. в течение шести месяцев, установленных пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В настоящее время обязанность по оплате задолженности по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования административным ответчиком не исполнена.
Указанная задолженность по оплате страховых взносов и пени административным ответчиком не оспорена, доказательства, свидетельствующие о том, что обязательство по их уплате было исполнено надлежащим образом и в срок, не представлено. Расчет суммы страховых взносов и пени, подлежащих взысканию проверен судом и является верным.
Принимая во внимание, что административным истцом доказаны основания заявленных требований, административным ответчиком не представлено доказательств того, что в 2007 году он прекратил предпринимательскую деятельность в связи с чем был снят с учета в налоговом органе, кроме того отсутствует надлежащее исполнение обязательств по оплате страховых взносов, правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой суммы судом проверена, административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что истец при предъявлении требований освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу иска в суд, в то время как им предъявлены требования к ответчику имущественного характера, в соответствии с требованиями статей 333.19, 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход в доход бюджета муниципального образования «Ахтубинский район» государственную пошлину в размере 400 рублей.
руководствуясь статьями 48, 69, 75, 387-398, 399-409 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 46, 157, 114, 175-180, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Астраханской области к Ахмедову А.М.о. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени - удовлетворить.
Взыскать с Ахмедова А.М.о. в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области задолженность по:
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): в размере 3796 (три тысячи семьсот девяносто шесть) рублей 85 (восемьдесят пять) копеек, КБК №
- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): в размере 977 (девятьсот семьдесят семь) рублей 13 (тринадцать) копеек, КБК №
а всего взыскать задолженность в размере 4773 (четыре тысячи семьсот семьдесят три) рубля 98 (девяносто восемь) копеек.
Взыскать с Ахмедова А.М.о. в доход бюджета муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» уплату государственной пошлины в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Мотивированное решение составлено 26 октября 2020 года.
Судья: Т.А. Цалина