ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1153/20 от 20.10.2020 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«20» октября 2020 года г. Знаменск

Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Цалиной Т.А.,

при ведении протокола помощником Кравцовой И.С.,

с участием административного ответчика Ахмедова А.М.-о.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1153/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Астраханской области к Ахмедову А.М.о. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области (далее Межрайонная ИФНС России № 4 по Астраханской области) обратилась в суд с административным иском к Ахмедову А.М.-о. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в сумме 4773,98 рублей, в обоснование заявленных требований указала, что административный ответчик Ахмедов А.М.-о. с ДД.ММ.ГГГГ года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ. За время предпринимательской деятельности административный ответчик не исполняла обязанности, возложенные на нее Законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В связи с неисполнением ответчиком обязательств по уплате страховых взносов образовалась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3796,85 рублей, пеня за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 977,13 рублей,

Административному ответчику были направлены требования об уплате недоимок с указанием срока добровольного их погашения. Задолженность административным ответчиком не погашена. Неисполнение обязанности по оплате страховых вносов в добровольном порядке явилось основанием для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании по налогам и пени к мировому судье судебного участка № 2 ЗАТО Знаменск Астраханской области. Мировым судьей был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, но в связи с поступившими от должника возражениями судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ был отменен. Однако, административный ответчик до настоящего времени требования налогового органа оставил без исполнения.

Просит суд взыскать с Ахмедова А.М.-о. задолженность:

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): в размере 3796 (три тысячи семьсот девяносто шесть) рублей 85 (восемьдесят пять) копеек, КБК ;

- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): в размере 977 (девятьсот семьдесят семь) рублей 13 (тринадцать) копеек, КБК

Представитель истца Межрайонная ИФНС России № 4 по Астраханской области судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства административного дела извещен надлежащим образом судебным извещением в соответствие с частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.

Административный ответчик Ахмедов А.М.-о. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с тем, что он в 2007 году прекратил предпринимательскую деятельность, и более ее не возобновлял. Данный факт отражен в сопроводительном письме МИФНС № 4 по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, где 3 пунктом в приложении указано уведомление о снятии с учета в налоговом органе.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 названного Кодекса.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ахмедов А.М.-о. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, он ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ. За время предпринимательской деятельности административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности, возложенные на него Законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС, в связи с чем общая сумма задолженности составила 4773 рубля 98 копеек.

В адрес ответчика направлялось требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и части 1 статьи 18 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Согласно статье 16 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

Как следует из пункта 8 статьи 16 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу пунктов 1-3, 5-7 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как усматривается из представленных в материалы дела документов, Ахмедов А.М.-о. являлся индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ и плательщиком страховых взносов.

Ахмедов А.М.-о. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и утратил статус ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. ???).

Статьей 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» установлено, что органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов обязаны сообщить до 1 февраля 2017 года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон. Установить, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в связи с неуплатой Ахмедовым А.М.-о. страховых взносов образовалась задолженность в размере 4773,98 рублей из которых: задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 3796,85 рублей, пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 977,13 рублей;

На основании статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате недоимки с указанием срока уплаты недоимки в добровольном порядке: от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9, 12). Административным ответчиком данные требования оставлены без исполнения.

Доводы административного ответчика о том, что в 2007 году он прекратил предпринимательскую деятельность, и более ее не возобновлял, не нашли своего подтверждения в исследованных материалах дела и опровергаются представленными административным истцом доказательствами.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ахмедов А.М.-о. обратился в МИФНС № 4 по Астраханской области с заявлением о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, при этом заполняя форму заявления № Р24001 указал об изменении сведений о месте его жительства и сведений о документах, удостоверяющих личность гражданина. В сведениях о месте жительстве лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Ахмедовым А.М.-о. было указано: <адрес>. К заявлению приложена копия паспорта Ахмедова А.М.-о. с отметкой о снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 4 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета: физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора) по месту жительства, месту нахождения воздушного транспортного средства, месту нахождения транспортного средства, указанного в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 настоящего Кодекса, - в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства. Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

В связи с тем, что обязанность по уплате страховых взносов и пеней не была исполнена административным ответчиком в установленные законом сроки, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ахмедова А.М.-о. задолженности по налогам и пени в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 1 ЗАТО Знаменск Астраханской области Межрайонной ИФНС России № 4 по Астраханской области выдан судебный приказ № 2а-468/2020 о взыскании с Ахмедова А.М.-о. задолженности по налогам и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 ЗАТО Знаменск Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше судебный приказ № 2а-468/2020 отменен в связи с возражениями должника на судебный приказ; заявителю разъяснено право предъявления административного искового заявления в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № 4 по Астраханской области обратилась в Ахтубинский районный суд с настоящим административным исковым заявлением, т.е. в течение шести месяцев, установленных пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В настоящее время обязанность по оплате задолженности по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования административным ответчиком не исполнена.

Указанная задолженность по оплате страховых взносов и пени административным ответчиком не оспорена, доказательства, свидетельствующие о том, что обязательство по их уплате было исполнено надлежащим образом и в срок, не представлено. Расчет суммы страховых взносов и пени, подлежащих взысканию проверен судом и является верным.

Принимая во внимание, что административным истцом доказаны основания заявленных требований, административным ответчиком не представлено доказательств того, что в 2007 году он прекратил предпринимательскую деятельность в связи с чем был снят с учета в налоговом органе, кроме того отсутствует надлежащее исполнение обязательств по оплате страховых взносов, правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой суммы судом проверена, административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая, что истец при предъявлении требований освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу иска в суд, в то время как им предъявлены требования к ответчику имущественного характера, в соответствии с требованиями статей 333.19, 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход в доход бюджета муниципального образования «Ахтубинский район» государственную пошлину в размере 400 рублей.

руководствуясь статьями 48, 69, 75, 387-398, 399-409 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 46, 157, 114, 175-180, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Астраханской области к Ахмедову А.М.о. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени - удовлетворить.

Взыскать с Ахмедова А.М.о. в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области задолженность по:

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): в размере 3796 (три тысячи семьсот девяносто шесть) рублей 85 (восемьдесят пять) копеек, КБК

- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ): в размере 977 (девятьсот семьдесят семь) рублей 13 (тринадцать) копеек, КБК

а всего взыскать задолженность в размере 4773 (четыре тысячи семьсот семьдесят три) рубля 98 (девяносто восемь) копеек.

Взыскать с Ахмедова А.М.о. в доход бюджета муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» уплату государственной пошлины в сумме 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.

Мотивированное решение составлено 26 октября 2020 года.

Судья: Т.А. Цалина