ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1153/2017 от 06.10.2017 Чебоксарского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-1153/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

6 октября 2017 года пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики об оспаривании решения органа власти,

У С Т А Н О В И Л

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику, администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, с учётом уточнения, в котором просит признать незаконным отказ с и с датой от 19 мая 2016 года в продлении разрешения на строительство , а также обязать администрацию Синьяльского сельского поселения продлить срок выданного ему ранее разрешения на строительство на один год и устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод, Требования административным истцом мотивированы тем, что 10 мая 2016 года он обратился с заявлением о продлении разрешения на строительство от 21.07.2015 г. в администрацию Синьяльского сельского поселения, и основанием для данного обращения явилось то, что срок действия разрешения на строительство истекал 21 июня 2016 года, после чего ежемесячно обращался в администрацию Синьяльского сельского поселения с просьбой дать ответ на его заявление о продлении разрешения на строительство , но ответа ему не давали, ссылаясь на загруженность другими делами. Далее административный истец указывает, что 28 декабря 2016 года был получен ответ под и с датой от 19 мая 2016 года на его заявление от 10 мая 2016 года, в котором ему отказано в продлении разрешения на строительства , поскольку администрация Синьяльского сельского поселения решило, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения земельный участок с кадастровым находясь в зоне СХ-1 не может использоваться в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка. Также указано, что при этом 26 декабря 2016 года в зале заседания администрации Синьяльского сельского поселения с участием депутатов Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района, специалистов администрации Синьяльского сельского поселения, работников бюджетной сферы и старост деревень проведено публичное слушание по рассмотрению проекта Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в новой редакции и замечаний по проекту решения Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения «Об утверждении Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения в новой редакции» не было. Далее в административном иске указано, что в этих самых Правилах землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения в ст. 48 «Земли, градостроительный регламент на которые не разрабатывается угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения (СХ-1)» приведена таблица под , где согласно п/п 7 значится вид разрешенного использования земельного участка – Свиноводство с кодом (числовым обозначением) в соответствии с Классификатором 1.11, что в свою очередь подразумевает в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением свиней; размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала). Как указывает административный истец, с отказом он не согласен, так как на земельном участке с кадастровым в соответствии с видом разрешенного использования разрешено размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, поскольку он нарушает его права в соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса РФ, согласно которому собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (п. 2 ст. 260), эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, также нарушает права в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, согласно которым срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения, в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления, а также нарушает права в соответствии с п. 2 ст. 40 Земельного кодекса РФ, согласно которого собственникам участков разрешено возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На судебное заседание административный истец ФИО1, надлежаще и своевременно извещённый, не явился, ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела. не заявлял, с учётом суд признаёт его неявку неуважительной. Также учитывая, что он свою позицию заявлял ранее на судебных заседаниях, то суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие административного истца.

На судебное заседание административный ответчик – представитель администрация Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики надлежаще и своевременно извещённый, не явился, ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлял, с учётом суд признаёт неявку данного представителя неуважительной и возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствии.

На судебное заседание заинтересованное лицо – представитель администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещённый, не явился, ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлял, с учётом суд признаёт неявку данного представителя неуважительной и возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствии.

Изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Также согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (п. 8). Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 9).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что также не оспаривается сторонами, административному истцу на праве собственности с 25 декабря 2014 года принадлежит земельный участок с кадастровым и площадью 21500 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала. Участок находится примерно в 770 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика – Чувашия Чебоксарский район Синьяльское сельское поселение, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, ограничения прав и обременение данного объекта недвижимости не зарегистрированы.

Также судом установлено, что следует из представленных материалов дела и не оспаривается сторонами, данный земельный участок согласно Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утверждённых решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29 декабря 2016 года под в новой редакции, находится в территориальной зоне СХ-1.

Администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики 21 июля 2015 года административному истцу выдано разрешение на строительство под объекта капитального строительства – свинофермы на 30 голов, на вышеуказанном земельном участке сроком действия до 21 июля 2016 года.

Административный истец 10 мая 2016 года обратился к административному ответчику с заявлением о продлении вышеуказанного разрешения на строительство под на один год.

Уведомлением от 19 мая 2016 года под ему было отказано в данном продлении разрешения на строительство, полученное административным истцом 28 декабря 2016 года, что следует из административного иска и административным ответчиком не представлено доказательств обратного, по мотивам того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики сельскохозяйственные объекты и сельскохозяйственные предприятия располагаются в территориальной зоне СХ-2 «Зона сельскохозяйственного назначения», а вышеуказанный земельный участок с кадастровым расположен в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», в связи с чем для продления разрешения на строительство объекта «Свиноферма на 30 голов» необходимо внести изменения в эти Правила землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, изменив территориальную зону СХ-1 на СХ-2.

Указанные обстоятельства установлены судом и входят в предмет доказывания по настоящему делу.

Как следует из буквального содержания административного искового заявления и собранных по делу материалов, а также из правовой позиции, на которой настаивал административный истец, последним заявлены вышеуказанные требования к административному ответчику по мотивам того, что тот не продлевает ему вышеуказанное разрешение на строительство под объекта капитального строительства – свинофермы на 30 голов на вышеуказанном земельном участке с кадастровым и площадью 21500 кв.м., сроком действия до 21 июля 2016 года, выданное администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики 21 июля 2015 года.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 4 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

В силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (п.1). Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях (п. 3). Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (п. 4). Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района (п.п. 3 п. 6). В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр (п. 9).

В силу п. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта

В соответствии с п. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Иной порядок распределения обязанностей указан в ч. 2 ст. Кодекса административного судопроизводства РФ, где указано, что обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, и указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Наличие обязанности по доказыванию предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В связи с этим суд считает необоснованными доводы представителя административного ответчика о том, что вышеуказанный земельный участок административного истца входит во второй пояс санитарной зоны артезианской скважины, где нельзя строить производственные здания, ввиду того, что административным ответчиком как органом местного самоуправления суду не представлено соответствующих относимых и допустимых доказательств нахождения данного земельного участка в границах зоны санитарной охраны второго пояса источников водоснабжения, что также следует из письма Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарск от 9 марта 2017 года под , хотя, как указано выше, обязанность представления таких доказательств положениями Кодекса административного судопроизводства РФ возложена именно на административного ответчика. Также, как указано выше, в Едином государственном реестре недвижимости ограничения прав и обременение данного земельного участка административного истца не зарегистрированы.

Однако, учитывая вышеуказанные установленные обстоятельства дела и оценивая представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, основываясь на вышеуказанных нормах права, а также разрешая административные исковые требования в заявленных пределах, суд приходит к выводу о том, что данные административные исковые требования не подлежат удовлетворению, так как суду представлены соответствующие относимые и допустимые доказательств законности оспариваемого уведомления от 19 мая 2016 года под об отказе в продлении разрешения на строительство под объекта капитального строительства – свинофермы на 30 голов, на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым , сроком действия до 21 июля 2016 года, выданного администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики 21 июля 2015 года, в том числе по причине того, что данный земельный участок находится в территориальной зоне, не предполагающей на нём строительство сельскохозяйственных объектов и сельскохозяйственных предприятий.

Так, в силу ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Согласно п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны, это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки, это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и ограничение их использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

По смыслу ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований,, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и тому подобное, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Как указано выше, решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29 декабря 2016 года под , утверждены Правила землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в новой редакции, согласно которым земельный участок административного истца с кадастровым и площадью 21500 кв.м., в продлении разрешения на строительство на котором и отказано оспариваемым уведомлением от 19 мая 2016 года под , находится в территориальной зоне СХ-1.

Согласно данных Правил землепользования и застройки (ст. 48), зона СХ-1 это сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения, ни которые градостроительный регламент не разрабатывается (л.д. 83), что также следует из сведений, находящихся в общем доступе в сети Интернет.

Так, ч. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения разграничены по составу на сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в составе земель сельскохозяйственного назначения могут находится: 1. Сельскохозяйственные угодья; 2. Земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия; 3. Водные объекты; 4. Здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принцип оборота земель сельскохозяйственного назначения - это сохранение целевого использования земельных участков.

Также в ч.1 ст. 79 Земельного кодекса РФ установлен особый правовой режим земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)), а именно приоритет их использования и особую охрану.

Конкретный вид разрешенного использования устанавливается градостроительным регламентом, который, в свою очередь, не применяется для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения – ст. 48 вышеуказанных Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.

Также об этом указано в ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения,

Таким образом из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что поскольку градостроительный регламент для функциональной зоны сельскохозяйственного использования (СХ-1), в границах которой расположен земельный участок административного истца, не установлен, то данные земли предполагается использовать как сельскохозяйственные угодья, и таким образом возможность их использования для застройки и последующей эксплуатации объекта капитального строительства – свинофермы на 30 голов, исключается.

Аналогичный вывод содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 года, где указано, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены, и запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.

В связи с этим оспариваемое уведомление от 19 мая 2016 года под об отказе административному истцу в продлении разрешения на строительство под по мотивам того, что сельскохозяйственные объекты и сельскохозяйственные предприятия располагаются в территориальной зоне СХ-2 «Зона сельскохозяйственного назначения», а земельный участок административного истца с кадастровым расположен в зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий», в связи с чем для продления разрешения на строительство объекта «Свиноферма на 30 голов» необходимо внести изменения в эти Правила землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, изменив территориальную зону СХ-1 на СХ-2, обоснованны и соответствуют нормам права, что также следует из содержания ст. 45 Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, согласно которым строительство, реконструкция объектов капитального строительства предусмотрена для территориальной зоны СХ-2, и. как указано выше, использование земельного участка, находящегося в территориальное зоне СХ-1, в которой находиться и данный земельный участок административного истца с кадастровым , для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе объекта капитального строительства – свинофермы на 30 голов, не допускается.

На основании вышеизложенного доводы административного истца о том, что на земельном участке с кадастровым в соответствии с видом разрешенного использования и с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, разрешено размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, и данный отказ в продлении разрешения на строительство нарушает его права в соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса РФ, согласно которому собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (п. 2 ст. 260 ГК РФ), эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, а также нарушает права в соответствии с п. 2 ст. 40 Земельного кодекса РФ, согласно которого собственникам участков разрешено возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, признаются необоснованными как основанные на неправильном применении норм материального права.

На основании вышеизложенного также доводы административного истца о том, что данный отказ в продлении разрешения на строительство нарушает его права в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, согласно которым срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения, и в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления, также признаются необоснованными.

Также при этом суд учитывает, что обязав административного ответчика продлить административному истцу на новый срок (на один год) разрешение на строительство объекта капитального строительства – свинофермы на 30 голов, на земельном участке, расположенном в границах территориальной зоны СХ-1 (сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения) суд фактически изменил бы градостроительные регламенты соответствующей территориальной зоны, подменив тем самым органы местного самоуправления, к исключительному ведению которых относится организация и проведение публичных слушаний по разрешению вопросов изменения территориальной зоны СХ-1 на СХ-2 (ст. 33 Градостроительного кодекса РФ), что недопустимо.

Также при этом необходимо отметить, что из представленных в суд административным ответчиком документов следует, что согласно заключения о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения от 15 сентября 2017 года исключен из проекта внесения изменений в данные Правила изменение части территориальной зоны з сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения (СХ-1) на зону сельскохозяйственных предприятий (СХ-2) вышеуказанного земельного участка с кадастровым , принадлежащий административному истцу, в границах которого и расположен объекта капитального строительства – свинофермы на 30 голов, о продлении разрешения на строительство которого и заявлены требования.

Также при отказе административному истцу в удовлетворении его требований о признании незаконным отказа от 19 мая 2016 года в продлении разрешения на строительство , а также обязании администрацию Синьяльского сельского поселения продлить срок выданного ему ранее разрешения на строительство сроком на один год и устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод, необходимо учитывать положения п. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым, как указано, выше данный срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство, а как указано выше, настоящее разрешение на строительство под объекта капитального строительства – свинофермы на 30 голов, на земельном участке административного истца сроком действия до 21 июля 2016 года, было выдано администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики, и таким образом, в силу положений п. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, оно должно быть продлено также администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики, а административный истец обратился с заявлением о продлении данного разрешения на строительство к административному ответчику, а не к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, что предполагает отсутствие в этой части нарушения прав административного истца, так как последний с заявлением к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о продлении срока выданного ему вышеуказанного разрешения на строительство под не обращался, о чём не представлено соответствующих доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа с и с датой от 19 мая 2016 года в продлении разрешения на строительство , а также обязании администрацию Синьяльского сельского поселения продлить срок выданного ему ранее разрешения на строительство на один год и устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его вынесения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: Афанасьев Э.В.