Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2022 г.
Дело №2а-94/2022
УИД 83RS0001-01-2021-001968-04
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Нарьян-Мар 14 февраля 2022 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Распопина В.В.,
при секретаре Майнусове П.З.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о возложении обязанности включить многоквартирный жилой дом в окружной реестр государственной программы,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о возложении обязанности включить многоквартирный жилой дом в окружной реестр государственной программы.
Требования мотивировала тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Указанный дом 26.12.2019 признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно заключению БТИ установлена угроза внезапного обрушения дома, однако ответчиком не предприняты меры к включению дома в программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе».
Просит обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа включить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе».
Определением от 20 января 2022 г. суд перешел к рассмотрению требований по правилам административного судопроизводства.
Административный истец в судебном заседании требования поддержал. Указывает, администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» дом <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Ранее дом находился в реестре многоквартирных жилых домов, подлежащих капитальному ремонту. Поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу, он был исключен из реестра домов, подлежащих капитальному ремонту, в связи с чем в силу прямого указания норм права, он подлежал включению в третий этап государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе». Вместе с тем, поскольку дом угрожает обрушением, он подлежит расселения в рамках текущего этапа программы. В настоящий момент дом не расселен и не снесен, она продолжает проживать в данном жилом помещении. Ею жилое помещение взамен аварийного либо выкупная цена жилого помещения не получены.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, полагая, что Департамент не является надлежащим ответчиком. Кроме того, указывает, что правовые основания для включения дома в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» отсутствуют. Также указывает, что от администрации муниципального образования сообщение о необходимости включения дома в кружной реестр не поступало.
Представитель заинтересованного лица просил требования удовлетворить, указав, что в силу прямого указания норм права в связи с исключением многоквартирного дома из реестра домов, подлежащих капитальному ремонту, он подлежал включению в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» в третий этап, а в связи с угрозой обрушения подлежит расселению в рамках текущего этапа. Также указал, что в адрес Департамента направлялось сообщение о признании дома аварийным и подлежащим сносу для включения его в реестр окружной программы.
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, допросив свидетеля, приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено, что ФИО1 является собственником ? доли в праве на жилое помещение, расположенное по <адрес>
Распоряжением администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 26.12.2019 №978-р многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Указанным распоряжением определен срок выселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях в данном доме до 31.12.2021; предписано организовать с собственниками жилых помещений работу по их участию в сносе дома до 31.12.2021.
Постановлением администрации НАО от 14.11.2013 № 415-п утверждена государственная программа Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе».
Государственная программа является основным инструментом реализации в Ненецком автономном округе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Задачи и цели государственной программы определены в соответствии с приоритетами, установленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года.
Реализация государственной программы будет осуществляться в рамках отдельных мероприятий и подпрограмм, в том числе Подпрограмме 2 - Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа.
Как следует из паспорта Подпрограммы 2, ее целью является: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, снижение доли аварийного жилья в жилищном фонде Ненецкого автономного округа; задачами являются: расселение ветхого и/или аварийного жилищного фонда, снос многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания и/или с высоким уровнем износа, создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда; ответственным исполнителем подпрограммы (соисполнитель подпрограммы) является Департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО,
Подпрограмма реализуется с 2014 года по 2030 год в три этапа: первый этап: жилищный фонд муниципального образования «Город Нарьян-Мар» - 2014 - 2018 годы, жилищный фонд МО «Рабочий поселок Искателей» - 2014 - 2019 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2014 - 2024 годы; второй этап: жилищные фонды муниципального образования «Город Нарьян-Мар» и МО «Рабочий поселок Искателей» - 2017 - 2023 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2017 - 2024 годы; третий этап: жилищные фонды муниципального образования «Город Нарьян-Мар» и МО «Рабочий поселок Искателей» - 2024 - 2030 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2024 - 2030 годы.
В окружной реестр второго этапа подпрограммы 2 (Приложение 2 к подпрограмме 2) включены: многоквартирные дома, признанные в период с 1 января 2012 года по 1 января 2016 года аварийными и подлежащие сносу; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65% и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2016 года, не включенные в реестр первого этапа; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до 1 января 1991 года, не включенные в реестр первого этапа, износ которых составляет 50% и более; многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых по состоянию на 1 января 2016 года превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость строительства, определенную нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; многоквартирные жилые дома, в случае их непредвиденного разрушения, в результате которого проживание и реконструкция не возможны.
Определение условий включения домов в окружной реестр третьего этапа будет осуществлено по результатам реализации второго этапа. До момента определения данных условий в третий этап (Приложение 3 к Подпрограмме 2) включаются многоквартирные дома, исключенные после 1 января 2016 года из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы (за исключением многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о реконструкции) по следующим основаниям: физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) многоквартирных домов, определенный после 1 января 2016 года, составляет свыше семидесяти процентов; совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, определенная после 1 января 2016 года, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает пятьдесят процентов стоимости строительства, утвержденной нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Решение о включении домов в окружной реестр второго этапа принимается на основании представленных муниципальными образованиями и/или собственниками жилых помещений документов, подтверждающих условия формирования второго этапа.
Включение многоквартирных домов в третий этап осуществляется в течение шести месяцев со дня исключения их из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы.
Реализация окружных реестров осуществляется последовательно. В рамках отдельного этапа определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда. Выбор первоочередности осуществляется органом местного самоуправления и зависит от технического состояния дома. Кроме того, во внеочередном порядке переселению подлежат граждане, относящиеся к категории "труженики тыла", жилые помещения которых находятся в жилищном фонде, включенном в окружные реестры (за исключением случаев, если в собственности данной категории граждан имеется благоустроенное, не признанное непригодным для проживания, иное жилое помещение).
При наличии угрозы обрушения многоквартирный дом подлежит включению в окружной реестр текущего этапа с первоочередным правом расселения.
Адресный перечень жилых помещений, подлежащих расселению в отчетном году, с указанием способов и планов расселения, а также необходимость передачи земельных участков, освобожденных после расселения и сноса домов, в которых находятся такие жилые помещения, в государственную собственность Ненецкого автономного округа определяются соглашениями между ответственным исполнителем подпрограммы и муниципальным образованием.
Внесение изменений в подпрограмму 2, в том числе включение в нее новых программных мероприятий, а также продление сроков ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению ответственного исполнителя подпрограммы 2.
Судом установлено, что до настоящего момента дом <адрес> не включен в какой-либо этап указанной программы.
Также судом установлено, что ранее на основании постановления администрации Ненецкого автономного округа от 01.04.2014 №109-п дом <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы.
Согласно статье 15 Закона НАО от 15.07.2013 № 77-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа» (в редакции закона, действовавшей на 01.04.2014) региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа) утверждается Администрацией Ненецкого автономного округа в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств окружного бюджета, местных бюджетов.
В региональную программу не включаются: многоквартирные дома, по которым принято решение о признании их аварийными и подлежащими сносу в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации; многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную Администрацией Ненецкого автономного округа. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы Администрацией Ненецкого автономного округа должен быть принят нормативный правовой акт, определяющий порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах; дома, в которых имеется менее чем три квартиры.
На основании Постановление администрации НАО от 14.10.2015 № 329-п «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы» дом <адрес> исключен из региональной программы капитального ремонта.
Вместе с тем, доказательств наличия оснований, предусмотренных ч.3 ст. 15 Закона НАО от 15.07.2013 № 77-ОЗ для исключения дома из региональной программы капитального ремонта в материалы дела не представлено. В отношении указанного многоквартирного дома решение о признании его аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, а равно проведении капитального ремонта на момент исключения его из программы не принималось, нормативный правовой акт, определяющий порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий не принимался, в государственную программу Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» дом не включен.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что дом был исключен из программы капитального ремонта в связи с наличием в нем менее пяти квартир.
Вместе с тем, указанная норма введена законом НАО от 23.04.2019 № 70-ОЗ, и не действовала на момент исключения дома из программы капитального ремонта. На момент постановки дома в данную программу, он соответствовал ее условиям, в связи с чем, с учетом того, что закон обратной силы не имеет, основания для его исключения из программы капитального ремонта по такому основанию отсутствовали.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для исключения спорного многоквартирного жилого дома из региональной программы капитального ремонта, без соблюдения требований, предусмотренных ч.3 ст.15 Закона НАО от 15.07.2013 № 77-ОЗ.
В свою очередь, такой дом подлежал исключению из региональной программы капитального ремонта в связи с признанием его аварийным и подлежащим сносу и соответственно подлежал включению в третий этап государственной программой Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе».
При этом суд также учитывает, что Паспортом государственной программы предусмотрены ее задачи: расселение ветхого и/или аварийного жилого фонда; снос многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания и/или с высоким уровнем износа; создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
Учитывая, что согласно отчету по обследованию здания многоквартирный жилой дом <адрес> угрожает обрушением, с учетом условий программы, дом подлежит включению в текущий этап государственной программы с правом первоочередного расселения.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению, а на административного ответчика подлежит возложению обязанность организовать включение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» текущего этапа с первоочередным правом расселения в связи с угрозой обрушения.
Ссылка представителя административного ответчика на то, что ни собственниками, ни муниципальным образованием документы для включения дома в реестр не подавались противоречит фактическим обстоятельствам.
Из письма администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 26.12.2019 следует факт направления административному ответчику сведений о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно письму Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 20.03.2019 также следует факт ведения переписки по поводу включения указанного дома в реестр.
Доводы представителя административного ответчика о том, что Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа является ненадлежащим ответчиком не основаны на нормах права, устанавливающих Департамент ответственным исполнителем государственной программы Ненецкого автономного округа. Действующие нормы права устанавливают обязанность Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа обеспечивать включение многоквартирных домов в реестр.
Вместе с тем, получив сообщение от муниципального образования о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа мер по включению дома в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» не предпринял, в связи с чем с его стороны имеет место незаконное бездействие.
В свою очередь, без включения дома в окружной реестр государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» лишена возможности осуществить свои полномочия по выбор первоочередности расселения многоквартирных домов, формированию адресного перечня жилых помещений, подлежащих расселению в отчетном году.
В судебном заседании представитель администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» указал на наличие оснований для первоочередного расселения спорного дома.
При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании ст.111 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о возложении обязанности включить многоквартирный жилой дом в окружной реестр государственной программы удовлетворить.
Возложить на Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа обязанность организовать включение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в окружной реестр подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной Постановлением администрации НАО от 14.11.2013 № 415-п текущего этапа с первоочередным правом расселения в связи с угрозой обрушения.
Взыскать с Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (Триста рублей) 00 копеек.
Обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа сообщить об исполнении настоящего решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.В.Распопин