ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1154/2023 от 03.11.2023 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-1154/2023

УИД 27RS0020-01-2023-002295-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2023 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Куксенко А.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дащенко Н.Н.,

с участием помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Симаковой М.Ю., действующая на основании поручения от 03.11.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аяно-Майского муниципального района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Село Аян» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия в непринятии мер по наполнению и размещению подразделов официального сайта органа местного самоуправления, посвященных вопросам противодействия коррупции, о понуждении к совершению действий по приведению официального сайта органа местного самоуправления в соответствии с п.п. 6, 25, 28 Требований, утвержденных приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530 н,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Аяно-Майского муниципального района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации сельского поселения «Село Аян» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия в непринятии мер по наполнению и размещению подразделов официального сайта органа местного самоуправления, посвященных вопросам противодействия коррупции, о понуждении к совершению действий по приведению официального сайта органа местного самоуправления в соответствии с п.п. 6, 25, 28 Требований, утвержденных приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530 н.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Аяно-Майского района проведен мониторинг официального сайта Администрации сельского поселения «Село Аян», в ходе которого установлены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Так в разделе «Противодействие коррупции» в нарушении п.п. 6, 28 Требований к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установленные приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530 н (далее -Требование), не содержится ссылка «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции», при переходе по которой осуществляется доступ к подразделу «Обращения граждан», включающему в том числе информацию о нормативном правовом акте, регламентирующем порядок рассмотрения обращений граждан; способах для граждан и юридических лиц беспрепятственно направлять свои обращения в государственный орган, Банк России, фонд, корпорацию, организацию (информация о работе «горячей линии», «телефона доверия», отправке почтовых сообщений, форма направления сообщений гражданами и организациями через сайт).

Подраздел «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)» не обеспечивает доступ к информации о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), а именно отсутствуют сведения по членам комиссии, обладающих правом совещательного голоса с указанием фамилии и инициалов, занимаемой должности (для представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования - с указанием также и места работы); положение о комиссии не предоставляет доступ к размещенному файлу (п. 25 Требований).

Отсутствие вышеуказанной информации на официальном сайте администрации зафиксировано в составленном по результатам проверки акте от 16.10.2023 и приложенным к нему скриншотах страниц официального сайта.

Таким образом, Администрацией сельского поселения «Село Аян» нарушены требования Закона № 8-ФЗ, Закона № 273-ФЗ в части размещения в полном объеме информации на официальном сайте в сети Интернет, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на своевременное получение полной информации о деятельности органов местного самоуправления.

В рамках досудебного урегулирования вопроса прокуратурой района 16.10.2023 главе Администрации сельского поселения «Село Аян» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, нарушения на момент подачи искового заявления не устранены.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Село Аян», выразившееся в непринятии мер по наполнению и размещению подразделов официального сайта органа местного самоуправления «Село Аян» под доменом http://ayanspamr.khabkrai.ru информацией, предусмотренной п.п. 6, 25, 28 Требований, установленных приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Возложить на Администрацию сельского поселения «Село Аян» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность привести официальный сайт органа местного самоуправления «Село Аян» под доменом http://ayanspamr.khabkrai.ru в соответствие с п.п. 6, 25, 28 Требований, установленных приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Симакова М.Ю. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Пояснила, что на сегодняшний день указанные в исковом заявлении нарушения административным ответчиком не устранены.

В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации сельского поселения «Село Аян» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался.

Руководствуясь положениями ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица – представителя административного ответчика Администрации сельского поселения «Село Аян» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, явка которого в силу закона не является обязательной, судом его явка обязательной не признавалась.

Изучив материалы дела, выслушав лицо, участвующее в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

В силу ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Пунктами 1, 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ) для целей указанного закона используются следующие основные понятия: пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом; официальный сайт - сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого в сети «Интернет» включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона, являются открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации.

Статьей 6 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, предусмотрено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Частью 2.1 ст. 7 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, предусмотрено, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения на официальных сайтах в форме открытых данных.

Согласно ст. 8 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, пользователь информацией имеет право: получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 9 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ предусмотрено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Согласно статьи 11 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.

Статьей 13 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, предусмотрен перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Как следует из ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ) противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В соответствии п. 1 ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, профилактика коррупции осуществляется путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

На основании ст. 2 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, правовую основу противодействия коррупций составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530н установлены Требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Требования).

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Аяно-Майского района проведен мониторинг официального сайта Администрации сельского поселения «Село Аян», в ходе которого установлены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Так в разделе «Противодействие коррупции» в нарушении п.п. 6, 28 Требований к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установленные приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530 н (далее -Требование), не содержится ссылка «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции», при переходе по которой осуществляется доступ к подразделу «Обращения граждан», включающему в том числе информацию о нормативном правовом акте, регламентирующем порядок рассмотрения обращений граждан; способах для граждан и юридических лиц беспрепятственно направлять свои обращения в государственный орган, Банк России, фонд, корпорацию, организацию (информация о работе «горячей линии», «телефона доверия», отправке почтовых сообщений, форма направления сообщений гражданами и организациями через сайт).

Подраздел «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)» не обеспечивает доступ к информации о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), а именно отсутствуют сведения по членам комиссии, обладающих правом совещательного голоса с указанием фамилии и инициалов, занимаемой должности (для представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования - с указанием также и места работы); положение о комиссии не предоставляет доступ к размещенному файлу (п. 25 Требований).

Отсутствие вышеуказанной информации на официальном сайте администрации зафиксировано в составленном по результатам проверки акте от 16.10.2023 и приложенным к нему скриншотах страниц официального сайта, а также проверена судом в ходе рассмотрения дела.

16.10.2023 прокуратурой района главе Администрации сельского поселения «Село Аян» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Согласно ответа Администрации сельского поселения «Село Аян» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края от 25.10.2023 № 170/2-16 о рассмотрении представления прокурора района, установлено, что представление прокурора района рассмотрено 25.10.2023 с участием прокурора, которое признано законным, обоснованным и удовлетворено. В настоящее время вышеуказанные нарушения не устранены, по причине отсутствия в Администрации сельского поселения «Село Аян» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края специалиста по информационным технологиям.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, руководствуясь вышеизложенными нормами права, установив, что Администрацией сельского поселения «Село Аян» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, допущены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на своевременное получение полной информации о деятельности органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о необходимости признать бездействие административного ответчика незаконным и возложить обязанность на административного ответчика устранить нарушения.

Заявленный прокурором срок для устранения выявленных нарушений суд признает, разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Аяно-Майского муниципального района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Село Аян» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия в непринятии мер по наполнению и размещению подразделов официального сайта органа местного самоуправления, посвященных вопросам противодействия коррупции, о понуждении к совершению действий по приведению официального сайта органа местного самоуправления в соответствии с п.п. 6, 25, 28 Требований, утвержденных приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530 н удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Село Аян» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непринятии мер по наполнению и размещению подразделов официального сайта органа местного самоуправления «Село Аян» под доменом http://ayanspamr.khabkrai.ru информацией, предусмотренной п.п. 6, 25, 28 Требований, установленных приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Обязать Администрацию сельского поселения «Село Аян» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести официальный сайт органа местного самоуправления «Село Аян» под доменом http://ayanspamr.khabkrai.ru в соответствие с п.п. 6, 25, 28 Требований, установленных приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 20.11.2023.

Судья А.И. Куксенко