ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1155/19 от 20.09.2019 Вологодского районного суда (Вологодская область)

№ 2а-1155/2019

УИД 35RS0009-01-2019-000937-58

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Гвоздевой Н.В.,

при секретаре Шаманине А. В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца по доверенности ФИО2,

представителя административного ответчика – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по доверенности ФИО3,

специалиста ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащего рассмотрения заявки от 18.01.2019 № 1433860, к Отделу водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о признании незаконным отказа в государственной регистрации решения о предоставлении в пользование водного объекта, выраженного в письме от 25.02.2019 № 36/204, возложении обязанности зарегистрировать в Государственном водном реестре указанное решение,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее – Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащего рассмотрения заявки от 18.01.2019 № 1433860, в обоснование заявленных требований указав, что 18 января 2019 года он обратился в Департамент с заявкой № 1433860 о предоставлении водного объекта (р. Евковка) в пользование в целях сброса сточных вод с приложением комплекта документов. 27 февраля 2019 года, по истечении более 30 дней, ему в Департаменте вручили сопроводительное письмо с отказом отдела водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ по Вологодской области, из которого следовало, что Департамент вынес решение о предоставлении водного объекта в пользование, а отдел водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ по Вологодской области вынес отказ Департаменту в регистрации данного решения от 25 февраля 2019 года за номером 36/204. Ознакомившись с данным ответом, он понял, что по его заявке решение не принято. Считает, что Департамент проявил бездействие, выразившееся в необеспечении надлежащего рассмотрения его заявки от 18 января 2019 года. Кроме того, не согласен с доводами, указанными в письме от 25 февраля 2019 года за № 36/204.

В административном исковом заявлении просит признать незаконным бездействие Департамента, выразившееся в необеспечении надлежащего рассмотрения заявки от 18 января 2019 года № 1433860.

Протокольным определением Вологодского районного суда от 24 мая 2019 года к производству суда принято увеличение исковых требований представителя административного истца по доверенности ФИО2, в соответствии с которыми она в дополнение к ранее заявленным требованиям просит признать незаконным отказ отдела водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ по Вологодской области (далее – Отдел водных ресурсов) в государственной регистрации решения Департамента о предоставлении ФИО1 в пользование водного объекта (река Евковка), выраженный в письме от 25 февраля 2019 года № 36/204; обязать отдел водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ по Вологодской области в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в Государственном водном реестре указанное выше решение Департамента, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержала с учетом их увеличения по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснили, что фактически Департаментом было вынесено решение о предоставлении водного объекта в пользование, что свидетельствует о предоставлении истцом всех необходимых документов. Указанное решение было направлено Департаментом в Отдел водных ресурсов для государственной регистрации. Однако, ФИО1 не был уведомлен о направлении решения для регистрации в государственном водном реестре. При этом на момент принятия решения Департамент обладал информацией, послужившей основанием для отказа в государственной регистрации. Полагали, что Департамент был обязан отстоять принятое решение в Отделе водных ресурсов, а также предоставить информацию, которую Отдел водных ресурсов указал в качестве отсутствующей: о параметрах лотка, фактической производительности, фактической степени очистки. Принятое Департаментом решение о предоставлении водного объекта само по себе считают правильным. Нарушение прав со стороны Департамента просили устранить путем вынесения нового решения с учетом перечисленных в отказе Отдела водных ресурсов недостатков.

Представитель административного ответчика – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Суду пояснил, что заявление ФИО1 было рассмотрено Департаментом в соответствии с требованиями административного регламента. Департамент не предпринимает каких-либо действий в случае вынесения мотивированного отказа Отделом водных ресурсов в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование, такой отказ заинтересованные граждане или юридические лица вправе оспорить. Поскольку ФИО1 был представлен полный пакет необходимых документов, а оснований для отказа не имелось, Департаментом было принято решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Представитель административного ответчика – Отдела водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, в отзыве указывает о несоответствии представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства.

Специалист ФИО4, состоящий в должности заместителя руководителя - начальника отдела водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печорского БВУ Федерального агентства водных ресурсов, в судебном заседании пояснил, что водопользователем в соответствии с законодательством могут являться как физические лица, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели. Все зависит от того, для каких целей будет использоваться водный объект. Вместе с тем, использование водного объекта с целью сброса сточных вод предполагает наличие в собственности водопользователя объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Все объекты, оказывающие негативное воздействие, должны быть поставлены на государственный учет. А поставить объект на государственный учет может лишь индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Мотивированный отказ в регистрации решения от 12 февраля 2019 года связан с тем, что ФИО1 не может как физическое лицо являться водопользователем в соответствии с целями, определенными в решении – сброс сточных вод от многоквартирного дома. Иные недостатки, указанные в письме от 25 февраля 2019 года № 36/204, являются вторичными, их исправление не повлекло бы за собой регистрацию решения о предоставлении водного объекта ФИО1 как физическому лицу для целей сброса сточных вод. Департамент проверяет поступившие от заявителей документы на комплектность и соответствие предъявляемым требованиям, правовой анализ указанных документов впоследствии проводится Отделом водных ресурсов.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что 18 января 2019 года ФИО1 посредством портала государственных и муниципальных услуг Вологодской области обратился в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области с заявкой № 1433860 о предоставлении водного объекта (р. Евковка) в пользование в целях сброса сточных вод, приложив комплект документов.

Предоставление государственной услуги «Предоставление водных объектов, их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Вологодской области, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование» осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ, Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 844 (далее – Правила), Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной государственной услуги, утвержденным приказом Минприроды РФ от 14.09.2011 № 763 (далее – административный регламент)

В связи с тем, что заявление было подано ФИО1 через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области, информация о принятом Департаментом решении и направлении решения на регистрацию в государственном водном реестре была размещена в административной части портала 15 февраля 2019 года.

При этом Правилами и административным регламентом не предусмотрена процедура письменного уведомления заявителя о принятом решении о предоставлении водного объекта в пользование до его государственной регистрации в государственном водном реестре (далее - ГВР).

В соответствии с пунктом 28 Правил после принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование оно подлежит государственной регистрации в ГВР в установленном порядке и вступает в силу с даты его регистрации в ГВР.

Правила оформления государственной регистрации в ГВР договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.08.2007 № 216, согласно п.3 которых, а также п.34.1 административного регламента уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляет внесение на государственную регистрацию документов в регистрирующий орган.

При этом срок регистрации документов, внесенных на регистрацию в ГВР, осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов в регистрирующий орган.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент направил решение на регистрацию в ГВР в Отдел водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ по Вологодской области.

Письмом от 25 февраля 2019 года в адрес Департамента из отдела водных ресурсов Двинско - Печорского БВУ по Вологодской области поступил мотивированный отказ в государственной регистрации.

Согласно пункту 35.3 административного регламента в случае отказа в регистрации в ГВР решения о предоставлении водного объекта в пользование должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов в уполномоченном органе, направляет заявителю мотивированный отказ в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование. Данный отказ передается заявителю непосредственно или высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение двух рабочих дней с момента получения отказа в регистрации в ГВР решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Мотивированный отказ Отдела водных ресурсов с сопроводительным письмом Департамента от 26 февраля 2019 года был получен ФИО1 лично 27 февраля 2019 года.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии нарушения Департаментом сроков оказания государственной услуги и рассмотрения заявления ФИО1, в связи с чем предъявленные к Департаменту требования удовлетворению не подлежат.

При этом суд учитывает, что административным истцом не приведены доказательства нарушения его прав со стороны Департамента с учетом того, что с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 12 февраля 2019 года ФИО1 согласен.

Доводы ФИО1 и его представителя об обязанности Департамента после получения мотивированного отказа устранить указанные в нем недостатки в оформлении решения о предоставлении водного объекта в пользование суд считает несостоятельными, поскольку нормами действующего законодательства такая возможность не предусмотрена.

Рассматривая требования административного истца в части признания незаконным отказа Отдела водных ресурсов в государственной регистрации решения Департамента о предоставлении ФИО1 в пользование водного объекта, суд учитывает следующее.

В качестве основания такого отказа, выраженного в письме от 25 февраля 2019 года № 36/204, приводится отсутствие обоснования объема водопотребления и водоотведения (нормативно-балансный расчет, представленный физическим лицом, выполнен на 246 человек).

В соответствии п. 8 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 844, на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4-6 настоящих Правил по месту расположения водного объекта».

При обращении с указанным заявлением ФИО1, как физическим лицом, были приложены сведения о водном объекте из Государственного водного реестра, выданные юридическому лицу - ООО «Строительное управление-35».

На основании нормативно-балансового расчета использования водных ресурсов, представленного ФИО1, Отделом водных ресурсов был сделан вывод о фактическом осуществлении административным истцом функций транзитной организации, заключающихся в транспортировке сточных вод и оказании населению коммунальных услуг по отведению сточных вод.

Указанный вывод в ходе рассмотрения дела не опровергнут, административным истцом не оспорен.

Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, регулируются пунктами 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» транзитной организацией является организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные или канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды или сточных вод.

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнителями коммунальных услуг являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Таким образом, деятельность по оказанию населению коммунальных услуг по водоотведению ФИО1 как физическим лицом противоречит действующему законодательству.

Доказательств намечаемого использования водного объекта – р. Евковка ФИО1 как физическим лицом для личных нужд, не связанных с обеспечением водоотведения многоквартирного дома, суду не представлено.

Данное обстоятельство, по мнению суда, является достаточным для принятия решения об отказе в регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование в Государственном водном реестре.

При указанных обстоятельствах оснований для признания незаконным отказа, выраженного в письме Отдела водных ресурсов от 25 февраля 2019 года № 36/204 с последующим возложением обязанности произвести регистрацию решения от 12 февраля 2019 года в Государственном водном реестре у суда не имеется, в связи с чем требования административного истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащего рассмотрения заявки от 18.01.2019 № 1433860, к Отделу водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о признании незаконным отказа в государственной регистрации решения о предоставлении в пользование водного объекта, выраженного в письме от 25.02.2019 № 36/204, возложении обязанности зарегистрировать в Государственном водном реестре указанное решение, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья Н.В. Гвоздева

Мотивированное решение изготовлено 25.09.2019.