Дело № 2а-1156/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2018 г. г. Хабаровск
Краснофлотский районный суд г.Хабаровска:
в составе председательствующего судьи Тараник А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Давыдове Т.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО УК «Северный округ» к и.о.прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Верхотуровой Олесе Васильевне о признании представления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ООО УК «Северный округ» обратился в суд с иском к и.о.прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Верхотуровой О.В. о признании представления незаконным, ссылаясь на то, что 06.07.2018 г. исполняющим обязанности прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска О.В. Верхотуровой в отношении генерального директора ООО УК «Северный округ» ФИО3 вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием рассмотрения данного представления, принятия действенных мер к устранению выявленных нарушений законодательства, а также причин и условий, им способствующих и исключению подобных нарушений впредь. За выявленные нарушения федерального законодательства предложено рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Согласно тексту представления со ссылкой на ч.9.1 ст. 156 ЖК РФ, нарушение действующего законодательства выразилось в том, что ООО УК «Северный округ» перерасчет платы за потреблённый коммунальный ресурс по отведению сточных вод в МКД №... по **** за период с августа 2017 года по ноябрь 2017 года не произведено. Выявленные в ходе проведенной проверки нарушения допущены ввиду недобросовестного исполнения должностными лицами ООО УК «Северный округ» своих обязанностей, отсутствия должного контроля за деятельностью подчиненных со стороны, что приводит к нарушению действующего федерального законодательства. С данным представлением не согласны, считают его не соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, по следующим основаниям:
1) в соответствии с ч. 9.1. ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данная норма введена с 01.01.2017 г.
Размер платы по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД в соответствии с требованиями ст. 156 ЖК РФ при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод определяется исходя из норматива отведения сточных вод.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 19.05.2017 г. №198-пр с 01.06.2017 г. впервые установлено, что норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из суммы нормативов потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ООО УК «Северный округ» должно было производить начисление платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества с 01.06.2017 г.
г. в адрес ООО УК «Северный округ» поступило письмо Министерства ЖКХ Хабаровского края №... от 23.06.2017 г. в соответствии с которым управляющим организациям края предписано не производить начисление платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД с 01.06.2017. Однако, уже 16.08.2017 г. было получено второе письмо Министерства ЖКХ Хабаровского края от 12.08.2018 г., в соответствии с которым плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества должна начисляться в составе платы за содержание жилого помещения с 01.06.2017 г. ООО УК «Северный округ» производило начисление платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД с 01.06.2017 г.
Протоколом совещания при Правительстве Хабаровского края от 22.11.2017г. рекомендовано, не производить начисления платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, при наличии акта на предмет отсутствия принимающих устройств коммунального ресурса «отведение сточных вод» с 01.12.2017 г.
ООО УК «Северный округ» в одностороннем порядке составлен акт об установлении факта отсутствия конструктивных особенностей многоквартирного дома, предусматривающих возможность оказания услуги отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах. Данный акт был направлен в адрес МУП ГХ «Водоканал» (письмо от 12.02.2018г. №...).
28.02.2018 г. в адрес МУП г. Хабаровска «Водоканал» направлено обращение о принятии или отказе в принятии актов об отсутствии конструктивных особенностей многоквартирного дома, предусматривающих возможность оказания услуги отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации административного истца.
Однако, после получения 01.03.2018г. корректирующего счета на уменьшение объема отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах за декабрь месяц 2017г., а также счета за январь 2018г. без учета объема за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, административным истцом 15.03.2018г. дано распоряжение о прекращении начисления платы за отведение сточных вод на СОИ и производства перерасчета по данной услуги с декабря 2017г. Перерасчет отразился в квитанциях за март месяц 2018г.
Жилищным кодексом РФ (ст. 156), постановлением Правительства Хабаровского края от 19.05.2017 г. №198-пр с 01.06.2017 г. установлена обязанность начисление и внесение платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества с 01.06.2017 г.
С 01.06.2017 г. МУП г. Хабаровска «Водоканал» производит начисление за объемы СОИ по водоотведению с 01.06.2017 г. и предъявляло их к оплате ООО УК «Северный округ». Поскольку ООО УК «Северный округ», являясь управляющей организацией, не является непосредственным потребителем коммунального ресурса, оплата данных объемов производилась за счет платы, вносимой собственниками/нанимателями помещений.
Соответственно с учетом всех перерасчетов, произведенных МУП г. Хабаровска «Водоканал» объемы отведения сточных вод в целях СОИ за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 г. были предъявлены ООО УК «Северный округ». А соответственно, в случае произведения перерасчета платы за отведение сточных вод в целях СОИ с августа по ноябрь 2017 г., как того требует прокуратура, ООО УК «Северный округ» вынуждено взять эти расходы на себя.
Управляющая организация, действующая в вопросе возмещения расходов на оплату объема коммунального ресурса на отведения сточных вод в целях СОИ исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников. Следовательно, управляющая организация не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению платы за отведение сточных вод в целях СОИ.
Представление и.о. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска от 6 июля 2018 г. N ... в числе прочих содержит требование о решении вопроса о привлечении должностных лиц, виновных в вышеуказанных нарушениях к ответственности. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.
Просят суд представление и.о. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Верхотуровой О.В. от 06.07.2018 г. №..., вынесенное в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Северный округ» ФИО3 об устранении нарушений федерального законодательства признать незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административный иск поддержала по основаниям, изложенным в нем. Просила исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 административный иск не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях. Просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ( включая решения, действия ( бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 15 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Полномочия прокурора определены ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ», согласно которой, прокурор при осуществлении возложенных на него функций в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок ( пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона ( пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме ( пункт 1 статьи 24).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О указал, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Положения статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", наделяющие прокурора (его заместителя) правом вносить подлежащее безотлагательному рассмотрению представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, при том что заинтересованным лицам предоставлена возможность судебного обжалования решений прокурора, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.
Согласно ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1).
В ходе рассмотрения дела установлено следующее:
06.07.2018 г. и.о. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Верхотуровой О.В. в адрес генерального директора ООО «УК «Северный округ» ФИО3 вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, из которого следует, что прокуратурой района по обращению Т о нарушении ее жилищных прав проведена проверка совместно со специалистами Хабаровского отделения государственного жилищного надзора комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, в ходе которой установлено, что многоквартирный дом ... по **** оборудован общедомовыми приборами учета электрической энергии, холодной воды и тепловой энергии (отопление и горячей воды). Согласно информации ООО «УК «Северный округ» расчет платы за коммунальный ресурс по отведению сточных вод, потребляемый при использовании и содержании общего имущества за период с августа 2017 года по январь 2018 года производился исходя из утвержденного норматива потребления. ООО «УК «Северный округ» представлен акт об установлении факта наличия или отсутствия конструктивных особенностей МКД, предусматривающий возможность оказания услуги отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД от 31.01.2018года. Согласно вышеуказанного акта в МКД отсутствует санитарно-техническое оборудование для отведения сточных вод в помещениях, включенных в состав общего имущества. Конструктивные особенности МКД не предусматривают возможность предоставления услуги отведение сточных вод в целях содержания общего имущества МКД, поскольку места общего пользования МКД не оснащены необходимым санитарно-техническим оборудованием, канализационными сливами. Отведение сточных вод из помещений, входящих в состав общего имущества МКД не осуществляется. Начисление платы за коммунальный ресурс по отведению сточных вод, используемый в целях содержания общего имущества МКД, учитывая, что конструктивные особенности МКД не предусматривают возможность потребления данного коммунального ресурса при содержании общего имущества МКД, осуществлялся ООО «УК «Северный округ» в период с августа 2017 по март 2018 включительно в МКД ... по **** необоснованно, в нарушении требований ч. 9.1. ст. 156 ЖК РФ. 02.07.2018 ООО «УК «Северный округ» предоставлены сведения по произведению перерасчета платы за коммунальный ресурс по отведению сточных вод в МКД ... по **** за период с декабря 2017 по март 2018 года, перерасчет платы за период с августа 2017 по ноябрь 2017 не произведен. Выявленные нарушения допущены ввиду недобросовестного исполнения должностными лицами своих обязанностей, отсутствия должного контроля со стороны руководства.
Согласно письму министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 2017года, адресованное главам муниципальных образований, проектом постановления от 09.06.2015 №... предусмотрена отмена норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД. Необходимо довести до управляющих организаций…информацию об исключении платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД с 01 июня 2017 года.
Согласно письму министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 2017года, адресованное главам муниципальных образований, плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД должна начисляться в составе платы за содержание жилого помещения с 01 июня 2017 года.
Из акта от 31.01.2018года следует, что конструктивные особенности МКД ... по **** не предусматривают возможность отведения сточных вод из помещений, входящих в состав общего имущества МКД, по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, потребляемых при содержании общего имущества, то в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, правовые основания для начисления платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества отсутствуют.
12.02.2018 года ООО «УК «Северный округ» направляет и.о. директора МУП г. Хабаровска «Водоканал» акты об установлении факта отсутствия конструктивных особенностей МКД.
Согласно ответу МУП г. Хабаровска «Водоканал» от 26.03.2018 г., адресованному ООО «УК «Северный округ», в соответствии Протокола совещания при Правительстве Хабаровского края от 29.11.2017, плата за услугу «отведение сточных вод» на СОИ не начисляется на основании актов обследования на предмет отсутствия конструктивных особенностей принимающих устройств коммунального ресурса «отведение сточных вод» в составе общего имущества с 01.12.2017г. Объемы СОИ по водоотведению за декабрь 2017 были скорректированы в начислении за февраль, корректировочной счет –фактурой №... от 15.02.2018г.
Согласно ответу МУП г. Хабаровска «Водоканал» от 01.08.2018 г., адресованному ООО «УК «Северный округ», начисление за услугу «отведение сточных вод» на СОИ за период с июня 2017 по ноябрь 2017 производилось общим объемом за холодное водоснабжение и водоотведение следующим образом: в счет –фактуре №... от 31.10.2017 – СОИ на водооотведение за июль, август, сентябрь, октябрь 2017 составили 37011,62 куб. м., в счет –фактуре №... от 31.11.2017 – СОИ на водооотведение за июнь 2017 – 9252,905 куб. м., ноябрь 2017 – 9252,905 куб. м.
Согласно разъяснениям от 04.09.2017 №... Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представленных в адрес Правительства Хабаровского края, обязанность потребителей в многоквартирном доме производить оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества (в составе платы за коммунальные услуги или в составе платы за содержание жилого помещения) определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, определяемой наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем и наличием в многоквартирном доме ресурсопотребляющего оборудования, включенного в состав общего имущества.
Судом установлено, что административным истцом был произведен перерасчет платы за коммунальный ресурс по отведению сточных вод за период с декабря 2017 по март 2018, перерасчет не произведен за период с августа 2017 по ноябрь 2017года.
Судом установлено, что начисление платы за коммунальный ресурс по отведению сточных вод, используемый в целях содержания общего имущества МКД, учитывая, что конструктивные особенности МКД не предусматривают возможность потребления данного коммунального ресурса при содержании общего имущества МКД, осуществляется в нарушение требований ч.9.1 ст. 156 ЖК РФ.
Ссылка ООО «УК «Северный округ» на письмо Министерства ЖКХ Хабаровского края от 12.08.2017, согласно которому плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества должна начисляться в составе платы за содержание жилого помещения с 01.06.2017, суд находит несостоятельной, поскольку требования данного письма противоречат федеральному законодательству, в частности ч.9.1 ст. 156 ЖК РФ.
Действующим жилищным законодательством установлено, что потребители должны оплачивать услуги только исходя из фактически предоставляемых услуг, перечень которых указывается в договоре на предоставление услуг или договоре управления.
При этом управляющая организация вправе обратиться в суд для решения спорного вопроса с МУП г.Хабаровска «Водоканал» о произведении перерасчета платы за коммунальную услугу, которая не предоставляется жильцам дома по ****.
Так как со стороны ООО «УК «Северный округ» имелось нарушение жилищного законодательства, принимая во внимания установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что вынесенное и.о. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Верхотуровой О.В. представление от 06.07.2018 г. № ... является законным.
В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлены нарушения действующего жилищного законодательства при начислении платы за коммунальную услугу. Данные нарушения допущены ввиду недобросовестного исполнения должностными лицами ООО «УК «Северный округ» своих обязанностей. Прокуратурой предложено решить вопрос о привлечении виновных должностных к ответственности.
Кроме того, в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО УК «Северный округ» к и.о.прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Верхотуровой Олесе Васильевне о признании представления незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, его вынесший.
Мотивированное решение составлено 12.09.2018 года.
Судья подпись Тараник А.Ю.