ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1156/2022 от 19.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-1156/2022

УИД 75RS0003-01-2021-002339-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2022 года

город Чита

Железнодорожный районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Соловьевой Н.А.

при секретаре Поповой Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к УФНС России по Забайкальскому краю о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №1536 от 27.12.2021г (в редакции решения по жалобе МИФНС по Дальневосточному федеральному округу № 07-11/2448 от 06.07.2022г. )

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился с иском в суд, ссылаясь на следующие обстоятельства. УФНС России по Забайкальскому краю было вынесено решение о привлечении истца к административной ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением МИФНС по Дальневосточному федеральному округу, решение УФНС России по Забайкальскому краю было частично изменено. Налоговая инспекция пришла к выводу, согласно сведениям, предоставляемым органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, что в 2020 году административному истцу принадлежало на праве собственности имущество на сумму 13 566 499,04 руб. С учетом стоимости приобретенного имущества по договору купли-продажи №03 от 03.01.2018г. 4 110 000 руб., налоговый орган пришел к выводу о том, что поскольку сумма сделки по договору купли-продажи меньше кадастровой стоимости, налоговая база составила 9 456 499,04 руб. На основании вышеизложенного, ссылаясь на нормы права, ситуацию в экономике, просил отменить решение УФНС России по Забайкальскому краю от 27.12.2021г. №1536, поскольку административный истец какого-либо дохода в результате продажи имущества не получил.

Определением от 28.07.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МИФНС России по ДФО.

В судебное заседание административный истец ФИО1, надлежаще извещенный о дне, времени и месте рассмотрения, не явился. Об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

Представитель УФНС России по Забайкальскому краю ФИО2 исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, полагала, что обжалуемое решение принято законно и обосновано. Просила в удовлетворении отказать.

Заинтересованное лицо МИФНС России по ДФО, надлежаще извещенное о дате, месте и времени, своего представителя не направило. Представило письменный отзыв, в котором полагала необходимым отказать административному истцу в удовлетворении исковых требований.

Заслушав в ходе судебного разбирательства мнение явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в 2020 году ФИО1 на праве собственности принадлежало, а затем было продано следующее имущество:

- земельный участок (кадастровый номер ...), расположенный по адресу: 672040, ..., период владения с 06.04.2018 по 05.11.2020, сумма полученного дохода исходя из кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента составила 3 933 247,73 руб. (5 618 925,33 руб. * 0,7);

гараж (кадастровый номер ...), расположенный по адресу: 672040, ..., период владения с 06.04.2018 по 05.11.2020, сумма полученного дохода исходя из кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента составила 425 083,51 руб. (607 262,15 руб. * 0,7);

иное строение, помещение и сооружение (кадастровый номер ...), расположенное по адресу: 672040, ..., период владения с 06.04.2018 по 05.11.2020, сумма полученного дохода исходя из кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента составила 3 142 951,92 руб. (4 489 931,31 руб. * 0,7);

гараж (кадастровый номер ...), расположенный по адресу: 672040, ..., период владения с 06.04.2018 по 05.11.2020, сумма полученного дохода исходя из кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента составила 525 800,16 руб. (751 143,08 руб. * 0,7);

иное строение, помещение и сооружение (кадастровый номер ...), расположенное по адресу: 672040, г..., период владения с 06.04.2018 по 05.11.2020, сумма полученного дохода исходя из кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента составила 103 678,90 руб. (148 112,72 руб. * 0,7);

иное строение, помещение и сооружение (кадастровый номер ...), расположенное по адресу: 672040, ..., период владения с 06.04.2018 по 05.11.2020, сумма полученного дохода исходя из кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента составила 339 918,69 руб. (485 598,13 руб. * 0,7);

иное строение, помещение и сооружение (кадастровый номер ...), расположенное по адресу: 672040, ..., период владения с 06.04.2018 по 05.11.2020, сумма полученного дохода исходя из кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента составила 997 539,17 руб. (1 425 055,96 руб. * 0,7);

иное строение, помещение и сооружение (кадастровый номер ...), расположенное по адресу: 672040, ..., период владения с 06.04.2018 по 05.11.2020, сумма полученного дохода исходя из кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента составила 1 252 293,05 руб. (1 788 990,07 руб. * 0,7);

иное строение, помещение и сооружение (кадастровый номер ...), расположенное по адресу: 672040, ..., период владения с 06.04.2018 по 05.11.2020, сумма полученного дохода исходя из кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента составила 2 845 985,91 руб. (4 065 694,16 руб. * 0,7).

Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите, в ходе проведения контрольных мероприятий выявлено непредставление ФИО1 в установленный законом срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год и неисчисление налога с доходов, полученных от продажи недвижимого имущества.

МИНФС г. Читы № 2 проведена камеральная проверка по результатам которой установлена неуплата ФИО1 НДФЛ за 2020 год в сумме 1 229 345 руб., поскольку сумма полученного налогоплательщиком дохода от продажи недвижимого имущества за 2020 год составила 13 566 499,04 руб., декларация по НДФЛ за 2020 год налогоплательщиком в налоговый орган не представлена.

Указанное обстоятельство явилось основанием для составления акта налоговой проверки от 08.10.2021 № 13067.

По результатам рассмотрения акта и материалов налоговой проверки Управлением принято решение от 27.12.2021 № 1536, согласно которому налогоплательщику доначислено 1 583 601,01 руб., в том числе: НДФЛ - 1 229 345 руб., пеня - 46 920,01 руб., штрафные санкции по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 184 401,50 руб. и 122 934,50 руб. соответственно.

При вынесении оспариваемого решения Управлением установлено смягчающее ответственность обстоятельство (высокие риски наступления неблагоприятных экономических последствий в связи с распространением коронавирусной инфекции), в связи с чем размер штрафа уменьшен в 2 раза.

Не согласившись с вышеназванным решение налогового органа, ФИО1 была подана жалоба МИФНС по ДФО.

По результатам рассмотрения жалобы ФИО1 МИФНС по ДФО было принято решение от 06.07.2022 №07-11/2448@, согласно которому решение УФНС России по Забайкальскому краю №1536 от 27.12.2021г. отменено частично. Вышестоящим налоговым органом учтены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств: несоразмерность деяния тяжести наказания (совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла на совершение правонарушения), введение ограничительных мер иностранными государствами и международными организациями, и на основании подпункта 3 пункта 1, пункта 4 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ дополнительно снижен размер налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 НК РФ, по пункту 1 статьи 122 НК РФ, в 4 раза. Общая сумма штрафных санкций составила 76 834,01 руб.

Пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение, которыми у него возникло. Также учитываются доходы, полученные в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

При этом доходом физических лиц согласно статье 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц, определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату’ его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведённых им и документально подтверждённых расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Согласно пункту 4 статьи 217.1 НК РФ в случаях, не указанных в пункте 3 статьи 217.1 НК РФ, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Статья 214.10 НК РФ, которой установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, введена Федеральным законом №325-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №325-Ф3) в главу 23 НК РФ.

Ранее указанные правоотношения регулировались пунктом 5 статьи 217.1 НК РФ, который утратил силу с 01.01.2020 в соответствии с Федеральным законом №325-Ф3.

Таким образом, налогообложение доходов физических лиц от продажи недвижимого имущества, полученных до 1 января 2020 года, осуществляется с учетом положений пункта 3 статьи 217.1 НК РФ, а в отношении доходов, полученных с 1 января 2020 года, с учетом положений пункта 2 статьи 214.10 НК РФ.

В силу Федерального закона от 03.07.2016 №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федерального закона от 03.07.2016 №237-Ф3) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 №237-Ф3).

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с данной статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

На основании пункта 4 статьи 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (срок уплаты НДФЛ за 2020 год- 15.07.2021).

Пунктом 1 статьи 229 НК РФ установлено, что налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 НК РФ (срок представления декларации по НДФЛ за 2020 год - 30.04.2021).

В силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту" учёта влечёт взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Из материалов дела следует, что в отношении ФИО1 проведена камеральная проверка на основании расчета НДФЛ, созданного 16.07.2021 за 2020г., по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества (земли, нежилых зданий), расположенного по адресу: 672040. <...>.

Расчет налога на доходы физических лиц произведен в соответствии с абз.1 п.1.2 ст.88 НК РФ на основе имеющихся у налогового органа сведений.

Сумма дохода от продажи восьми объектов нежилого назначения и земли составила 4 110 000 руб., кадастровая стоимость всех объектов – 19 380 712,91 руб.

Для расчета налоговой базы кадастровая стоимость всех объектов с учетом понижающего коэффициента 0.7 составила 13 566 499,04 руб.

Учитывая, что сумма сделки по договору купли-продажи от 22.10.2020г. в размере 4 110 000 руб. меньше кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0.7, то для целей налогообложения применяется п.2 ст. 214.10 НК РФ.

По результатам камеральной налоговой проверки установлено, что общая сумма дохода от продажи объектов недвижимого имущества составила 13 566 499,04 руб., общая сумма расходов, связанных с приобретением объектов недвижимости составила 4 110 000 руб., налоговая база равна 9 456 499,04 руб.

Вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности №1536 от 27.12.2021, по данным которого сумма начисленного налога на доходы составила 1 229 345 руб. (9 456 499,04 руб. * 13%), пени – 46 920.01 руб., штрафа – 307 336 руб. Решение вступило в силу 25.02.2022г.

01.06.2022 ФИО1 представлена жалоба на вынесенное решение, в которой указано, что какого-либо дохода не возникло, и нет оснований для начисления НДФЛ.

06.07.2022 MИФНС России по Дальневосточному федеральному округу вынесено решение по жалобе, в котором доводы налогоплательщика о неверном исчислении суммы НДФЛ признаны несостоятельными. Однако решение УФНС России по Забайкальскому краю от 27.12.2021 №1536 о привлечении к налоговой ответственности было отменено в части штрафных санкций. А именно в качестве обстоятельств смягчающих налоговую ответственность признано:

несоразмерность деяния тяжести наказания (совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла на совершение правонарушения);

введение ограничительных мер иностранными государствами и международным организациям.

Сумма штрафных санкций с учетом позиции, изложенной в решении по апелляционной жалобе по п.1 ст. 119 НК РФ составила 46 100,38 руб. (было 184 401,50 руб.), по п.1 ст. 122 НК РФ составила 30 733,63 руб. (было 122 934,50 руб.).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Вместе с тем, привлечение ответчика к налоговой ответственности проведено в соответствии с действующим законодательством, каких-либо нарушений процедуры проведения проверки, порядка привлечения к ответственности и взыскания налога, пени и штрафных санкций допущено не было. Расчет суммы налога, штрафа и пени произведен правильно в соответствии с требованиями налогового законодательства. Предусмотренных законом оснований для их снижения с учетом всех обстоятельств по делу не имеется.

На основании вышеизложенного, с учетом отмены вышеназванного решения, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к УФНС России по Забайкальскому краю о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края.

Судья Н.А.Соловьева

Решение в окончательной форме изготовлено 31.08.2022.