ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1157/19 от 26.04.2019 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Административное дело №...а-1157/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2019 г. г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе судьи Руденской Е.С., при секретаре судебного заседания Чап О.Б., с участием представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области о возложении обязанности совершить действия,

установил:

ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с просьбой предоставить информацию об организации выдающей технические условия на технологическое присоединение к сетям газораспределения. ДД.ММ.ГГГГ представителем администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области было сообщено о необходимости обратиться в ООО «Техногаз» с заявлением о выдаче технических условий, которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказало административному истцу в выдаче технических условий со ссылкой на п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и указанием на отсутствие сети газоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 18 Правил ООО «Техногаз» обратилось в министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области с просьбой о включении в программу газификации объекта истца. ДД.ММ.ГГГГ министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области административному истцу было сообщено, что начата процедура по газификации земельного участка истца и, что необходимо получить заявку от администрации Новосибирского района Новосибирской области. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было сообщено, что министерство обратилось в орган местного самоуправления Новосибирской области – Новосибирский район. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области с просьбой выполнить обязательства в установленные п. 18 Правил сроки, но получил отказ, в котором указано, что министерство прекращает переписку с ФИО2 по вопросу обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения. Полагает, что министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области нарушены права истца, поскольку административным ответчиком не исполнены обязательства надлежащим образом; затягивание рассмотрения вопроса об обеспечении технической возможности подключения к сети газораспределения земельного участка истца является причиной невозможности использования истцом газового оборудования.

Просит возложить на министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области исполнение обязанности, установленной п. 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№..., а именно в течение ... рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить изменения в региональную программу газификации в части направленной на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения земельного участка с кадастровым номером №..., принадлежащего ФИО2 и расположенного по адресу: <адрес>

В настоящее судебное заседание административный истец не явился, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно пояснил, что им на земельном участке в настоящее время строится объект, истец пытался получить разрешение на строительство и акт ввода объекта в эксплуатацию, но так как строительство осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения, где оно не предусмотрено, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нет, также истцу ранее выдано уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство. Административные исковые требования просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика исковые требования не признал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве ... суть которых сводится к тому, что региональной программой газификации на территории Новосибирской области является подпрограмма «Газификация» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-<адрес> системы газораспределения для газоснабжения потребителей Новосибирской области осуществляется в соответствии с разработанными схемами газоснабжениями муниципальных образований Новосибирской области. Заявки на участие в подпрограмме «Газификация» принимаются от муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. По результатам рассмотрения многократных обращений административного истца к административному ответчику, сведения о заявке на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения направлены в орган местного самоуправления Новосибирской области – Новосибирский район. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, однако административным истцом не подтверждено наличие на земельном участке объекта капитального строительства. Полагает, что п. 20 Правил, в соответствии с которым, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого входит утверждение региональной программы газификации, к административному ответчику неприменим, поскольку министерство осуществляет свою деятельность на основании Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п, устанавливающего его полномочия, к числу которых деятельность, относящаяся к утверждению (разработке) региональной программы газификации, не относится. Кроме того, исходя из представленных административным истцом документов, можно сделать вывод о местонахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в составе земельных участков, относящихся к земельным участкам ДНП «Лазурный берег», в связи с чем, в соответствии с п. 118 Правил, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям газораспределения исполнителя непосредственно или с использованием сети газораспределения и (или) газопотребления, относящейся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. В удовлетворении заявленных административных исковых требований просил отказать в полном объеме.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в администрацию Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с просьбой предоставить информацию об организации выдающей технические условия на технологическое присоединение к сетям газораспределения.

ДД.ММ.ГГГГ за №... представителем администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области административному истцу было сообщено, что организацией выдающей технические условия на технологическое присоединение к сетям газораспределения в районе по адресу: <адрес> является ООО «Техногаз» ...

ДД.ММ.ГГГГ представителем ООО «Техногаз» на обращение ФИО2 со ссылкой на п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» сообщено о невозможности выдать технические условия для подключения объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке административного истца, в связи с отсутствием технической возможности ввиду отсутствия сети газораспределения. Также разъяснено, что в случае получения мотивированного отказа в выдаче технических условий, заявитель вправе самостоятельно обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к сети газораспределения объекта капитального строительства, или о разработке и утверждении такой региональной программы газификации, согласно п. 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№......

ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО «Техногаз» проинформировал административного истца о том, что в соответствии с п. 18 Правил ООО «Техногаз» обратилось в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства ...

ДД.ММ.ГГГГ представителем министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области административному истцу было сообщено, что в качестве меры поддержки органов местного самоуправления на территории Новосибирской области утверждена и реализуется подпрограмма «Газификация» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2022 годах». Условия участия в подпрограмме «Газификация» регламентируются постановлением Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-<адрес> из условий включения объектов газификации (газоснабжения) в мероприятия подпрограммы «Газификация» является заявка органа местного самоуправления, в данном случае администрации Новосибирского района Новосибирской области, при наличии проектно-сметной документации на объекты капитального строительства, представленных с положительным заключением государственной вневедомственной экспертизы, разработанной на основании согласованного с министерством технического задания на разработку проектной документации для строительства объектов газификации, а также схем газоснабжения Новосибирского района и Барышевского сельсовета. Формирование общего ранжированного перечня объектов газификации для включения в подпрограмму осуществляется ежегодно. Утвержденный комиссией перечень объектов газификации, является руководящим документом для определения перечня объектов подпрограммы «Газификация» на очередной год и выносится на рассмотрение Правительства Новосибирской области в форме проекта распоряжения Правительства Новосибирской области. Таким образом, включение строительства объектов газификации для газоснабжения ДНП «Лазурный берег», в том числе участка №..., в подпрограмму «Газификация» будет рассматриваться установленным порядком, исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию, после предоставления заявки от администрации Новосибирского района ...

ДД.ММ.ГГГГ представителем министерства на повторное обращение административного истца было сообщено, что по результатам рассмотрения обращения, сведения о заявке на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения направлены в орган местного самоуправления Новосибирской области – Новосибирский район ...

Вышеуказанные действия осуществлены министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области в пределах полномочий и в соответствии с Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Порядка взаимодействия между министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и органами местного самоуправления Новосибирской области по обмену информацией в части учета всех обращений заявителей на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения», регламентирующим последовательность взаимодействия между министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и органами местного самоуправления Новосибирской области по обмену информацией в части учета обращений заявителей, являющихся таковыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Региональной программой газификации на территории Новосибирской области является подпрограмма «Газификация» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2022 годах», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п, в которой определены условия участия и порядок формирования перечня объектов, финансируемых за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Полномочия административного ответчика, в рамках подпрограммы «Газификация» определены задачей 2 раздела «Цели и задачи подпрограммы», как оказание содействия населению Новосибирской области при газификации домовладений.

Мероприятия подпрограммы «Газификация» направлены на достижение цели по обеспечению надежного газоснабжения потребителей Новосибирской области и повышение уровня газификации территории Новосибирской области. При этом строительство системы газораспределения для газоснабжения потребителей Новосибирской области осуществляется в соответствии с разработанными схемами газоснабжениями муниципальных образований Новосибирской области.

Заявки на участие в мероприятиях подпрограммы «Газификация» принимаются от муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

В соответствии с пунктом 5 положения по ранжированию объектов газификации (газоснабжения) для определения ежегодного перечня объектов газификации (газоснабжения) подпрограммы «Газификация», приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... утвержден порядок взаимодействия между министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и органами местного самоуправления Новосибирской области по обмену информацией в части учета всех обращений заявителей на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения.

По результатам рассмотрения многократных обращений административного истца к административному ответчику, сведения о заявке на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения в соответствии с п. 6 Порядка, утвержденного Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№..., направлены в орган местного самоуправления Новосибирской области – Новосибирский район, на территории которого расположен объект капитального строительства, в целях:

- включения мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства в муниципальную программу газификации, схему газоснабжения и газификации;

- разработки проектно-сметной документации (при соблюдении порядка согласования технического задания на разработку проектной документации на строительство объектов газификации в рамках подпрограммы «Газификация», утвержденного приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...) для подачи заявки в соответствии с условиями подпрограммы «Газификация».

Таким образом, какого-либо бездействия административного ответчика, судом не установлено.

Оснований для возложения на министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области исполнения обязанности, установленной п. 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№..., в течение ... рабочих дней утвердить изменения в региональную программу газификации в части направленной на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения земельного участка с кадастровым номером №... принадлежащего ФИО2 и расположенного по адресу: <адрес> также не имеется, исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Пунктом 1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

В соответствии с абз. 2 п. 2 Правил, подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения - это совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

В соответствии с п. 20 Правил (в редакции, действовавшей в спорный период), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого входит утверждение региональной программы газификации, в течение 22 рабочих дней со дня поступления обращения заявителя или исполнителя, предусмотренного в пунктах 16 - 18 и 74(3) - 74(5) настоящих Правил, принимает решение о внесении изменений в региональную программу газификации (или о ее разработке и утверждении, если не утверждена), направленных на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства, или мотивированном отказе во внесении в региональную программу газификации таких изменений (или в ее разработке), о чем информирует исполнителя и заявителя в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Между тем, административным истцом не представлено доказательств наличия на земельном участке, принадлежащем истцу, объекта капитального строительства.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Как пояснил административный истец в судебном заседании, им на земельном участке в настоящее время строится объект, строительство которого им осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения, где строительство таких объектов не допускается, он пытался получить разрешение на строительство и акт ввода объекта в эксплуатацию, но соответствующие документы ему не были выданы, в подтверждение чего им представлено уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство ... Каких-либо сведений о допустимости возведения капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №..., материалы дела не содержат и сведений об их предоставлении административному ответчику не представлено.

Вместе с тем, как следует из представленных документов, земельный участок административного истца расположен в составе земельных участков, относящихся к земельным участкам ДНП «Лазурный берег», что не исключает возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства, принадлежащего истцу, к сетям газораспределения исполнителя непосредственно или с использованием сети газораспределения и (или) газопотребления, относящейся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, в соответствии с п. 118 Правил и соблюдения необходимых условий ...

Кроме того, административный ответчик осуществляет свою деятельность на основании Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п, устанавливающего его полномочия, к числу которых деятельность, относящаяся к утверждению (разработке) региональной программы газификации – не относится.

В соответствии с п.п. 3 п. 12 Положения, административный ответчик осуществляет подготовку предложений по разработке и корректировке генеральных схем газоснабжения и газификации Новосибирской области, однако не осуществляет полномочия по утверждению (разработке) региональной программы газификации, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность, предусмотренная п. 20 Правил.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

Отказать ФИО2 в удовлетворении административного иска к министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области о возложении обязанности совершить действия.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский районный суд Новосибирской области.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья «подпись»

Подлинник решения находится в материалах административного дела №...а1157/2019 в Новосибирском районном суде Новосибирской области.