ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1157/2022 от 27.06.2022 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-1157/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 года г.Кинешма

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Мяновской Н.К.,

при секретаре Кругловой И.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителей административных ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области 27 июня 2022 года административное дело №2а-1157/2022 по административному иску ФИО1 к Верхне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Владимирской и Ивановской областям, Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области, Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района о признании незаконными решений,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Верхне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Владимирской и Ивановской областям (далее – Верхне-Волжское БВУ), Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области (далее – Департамент), Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района (далее – Администрация) о признании незаконными решений.

Требования мотивированы тем, что он обратился в Верхне-Волжское БВУ с заявлениями вх.№08/26/3-1055 от 16.07.2021, вх.№08/26/3-1321 от 02.11.2021, вх.№08/26/3-1411 от 13.12.2021, вх.№08/26/3-487 от 09.02.2022 года на оформление права пользования участком акватории Горьковского водохранилища на 2460,4 км от устья р.Волга по правому берегу на траверзе 693,8 км (основного судового хода р.Волга (согласно Атласу ЕГС ЕЧ РФ, том 5, изд.2014), Ивановская область, Кинешемский район, город Наволоки, площадью 0,000225 кв.м. для размещения плавательных средств, других объектов и сооружений. Решениями исх.№08/34/2-356 от 07.12.2021, исх.№08/34/2-5 от 17.01.2022, исх.№08/34/2-39 от 17.03.2022 Верхне-Волжское БВУ сообщило об отказе в предоставлении в пользование испрашиваемого участка акватории, ссылаясь на то, что предоставление участка акватории не соответствует целям развития муниципального образования, а сам участок акватории планируется использовать для муниципальных нужд. Отказы Верхне-Волжского БВУ основаны на решениях Департамента исх-№3503-011/5-02 от 01.12.2021, исх-№3811-011/5-02 от 29.12.2021, исх-№659-011/5-02 от 14.03.2022, в которых указывается, что к испрашиваемому месту примыкает земельный участок с кадастровым номером 37:07:000000:5, имеющий вид разрешенного использования «Размещение нижнего пирса», который планируется использовать для муниципальных нужд; Администрацией инициирована работа по внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, в результате которой будет предусмотрено строительство данного пирса. Решения Департамента основаны на решениях Администрации Наволокского городского поселения №2589 от 25.11.2021, №351 от 04.03.2022, согласно которым проект условий использования участка акватории оставлен без согласования ввиду проведения подготовительной работы по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки для размещения пирса на земельном участке с кадастровым номером 37:07:000000:5 в непосредственной близости от испрашиваемой части водного объекта. Административный истец считает, что решения административных ответчиков нарушают его права и законные интересы. Водное законодательство основывается на принципах, в том числе, равном доступе физических лиц к приобретению права пользования водными объектами. В соответствии с пунктом 72 Административного регламента от 22.05.2014 №225 окончательные условия использования водного объекта формируются с учетом полученных предложений от заинтересованных исполнительных органов государственного власти, в систему которых не входят органы местного самоуправления. Согласование условий с Администрацией Наволокского городского поселения противоречит федеральному законодательству. Решение Администрацией Наволокского городского поселения №351 от 04.03.2022 носит незаконный характер, что в свою очередь, порождает незаконность решений Верхне-Волжского БВУ исх.№08/34/2-39 от 17.03.2022 и Департамента исх-№659-011/5-02 от 14.03.2022 года. Отказ Верхне-Волжского БВУ связан с планами на использование участка акватории для муниципальных нужд, решения Администрации и Департамента содержат информацию о планах по использованию для муниципальных нужд земельного участка. Административными ответчиками не доказана невозможность совместного использования испрашиваемого участка акватории. Оспариваемые решения не содержат информации о каких-либо особенностях использования водного объекта, об ограничениях и запретах, установленных в отношении истребуемого участка акватории, установленных федеральным и региональным законодательством, схемами комплексного использования и охраны водных объектов, документами территориального планирования. Решение Департамента содержит сведения о том, что схемой территориального планирования Ивановской области не предусмотрено размещение на данном участке объектов регионального значения. Ссылка в решениях на планы по размещению нижнего пирса лишены определенности, носят вероятностный характер, не подтверждены доказательствами.

Просит признать незаконными и отменить решение Верхне-Волжского БВУ исх.№08/34/2-39 от 17 марта 2022 года об отказе ФИО1 в предоставлении водного объекта; решение Департамента исх-№659-011/5-02 от 14 марта 2022 года об отказе в согласовании условий использования водного объекта; решение Администрации Наволокского городского поселения №351 от 04 марта 2022 года об отказе в согласовании условий использования водного объекта; обязать Верхне-Волжское БВУ устранить допущенные нарушения прав путем подготовки и проведения процедуры аукциона по заявлению ФИО1 вх.№08/26/3-487 от 09.02.2022 года.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснил, что он обратился в Верхне-Волжское БВУ с заявлением о предоставлении участка акватории р.Волга в пользование в целях размещения понтона и катера, полагает, что предоставление участка акватории не будет создавать препятствия в пользовании примыкающим земельным участком. В настоящее время Администрация Наволокского городского поселения земельный участок и прилегающую к нему акваторию не использует, в данном месте находится заброшенный пирс.

В судебном заседании представитель административного ответчика Верхне-Волжского БВУ ФИО2 административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях (том 1 л.д.73-76), пояснил, что пунктом 6 Правил от 14.04.2007 №230 предусмотрено, что подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются, в том числе, с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования. По данным Департамента, согласно Постановлению Правительства РФ от 17.02.2018 №171 на территории городского поселения Наволоки создана территория опережающего социально-экономического развития «Наволоки». В 2022-2025 годах на данной территории планируется проведения работ о реализации инфраструктурных проектов с целью реализации инвестиционных проектов. К испрашиваемому месту водного объекта примыкает земельный участок с кадастровым номером 37:07:000000:5, имеющий вид разрешенного использования «Размещение нижнего пирса», который планируется использовать для муниципальных нужд. Администрацией Наволокского городского поселения инициирована работа по внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, в результате которой будет предусмотрено размещение данного пирса. Порядок действий Верхне-Волжского БВУ определен Административным регламентом от 22.05.2014 №225, с учетом положений пунктов 67, 70, 72-74. Просит в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента строительства и архитектуры Ивановской области по доверенности ФИО3 административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (том 1 л.д.69, 240-244), пояснил, что решение об отказе в предоставлении водного объекта в пользование принимает Верхне-Волжское БВУ с учетом полученных предложений от заинтересованных исполнительных органов государственной власти, документов территориального планирования, Департамент решения об отказе в согласовании условий использования водного объекта не принимал, письмом Департамента от 14.03.2022 исх-№659-011/5-02 в адрес Верхне-Волжского БВУ было сообщено, что предложения по условиям использования данного водного объекта отсутствуют, схемой территориального планирования Ивановской области, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 09.09.2009 №255-п, не предусмотрено размещение на данном участке объектов регионального значения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.02.2018 №171 на территории городского поселения Наволоки создана территория опережающего социально-экономического развития «Наволоки». В 2022-2025 годах на данной территории планируется проведения работ о реализации инфраструктурных проектов с целью реализации инвестиционных проектов. По информации Администрации Наволокского городского поселения к испрашиваемому месту примыкает земельный участок с кадастровым номером 37:07:000000:5, имеющий вид разрешенного использования «Размещение нижнего пирса», который планируется использовать для муниципальных нужд. Администрацией Наволокского городского поселения инициирована работа по внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, в результате которой будет предусмотрено размещение данного пирса. Департамент не участвует в подготовке и заключении договора, и не является надлежащим ответчиком по делу. Полагает, что ФИО1 пропущен срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, поскольку до этого он трижды обращался с аналогичными заявлениями о предоставлении этого же водного объекта в пользование, ему было отказано 07.12.2021 года, 17.01.2022 года. Просит в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Наволокского городского поселения по доверенности ФИО4 административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях (том 1 л.д.175-176), пояснил, что пунктом 6 Правил от 14.04.2007 №230 предусмотрено, что подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования. Порядок действий Верхне-Волжского БВУ определяется Административным регламентом от 22.05.2014 №225, пунктами 72-74 которого определено, что окончательные условия использования водного объекта формируются с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования. Запрос предложений в Департаменте и Администрации являлся обязательным. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.02.2018 №171 на территории городского поселения Наволоки создана территория опережающего социально-экономического развития «Наволоки». В 2022-2025 годах на данной территории планируется проведения работ по реализации инфраструктурных проектов с целью реализации инвестиционных проектов. К испрашиваемому месту примыкает земельный участок с кадастровым номером 37:07:000000:5, имеющий вид разрешенного использования «Размещение нижнего пирса», который планируется использовать для муниципальных нужд. Для данного земельного участка изменится территориальная зона с жилой зоны на зону промышленности. Администрацией Наволокского городского поселения инициирована работа по внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, в результате которой будет предусмотрено размещение данного пирса, что приведет к наложению с границами испрашиваемого истцом участка акватории. Просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным этим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3).

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (далее - Правила подготовки и заключения договора); Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее - Правила проведения аукциона).

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения аукциона, организатором аукциона является: Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.

Согласно пункту 7 Правил проведения аукциона, организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер "шага аукциона".

В соответствии с пунктом 16 Правил проведения аукциона организатор аукциона не позднее 15 дней до окончания срока подачи заявок вправе отказаться от проведения аукциона и в течение 2 дней обязан известить заявивших об участии в аукционе о своем отказе от проведения аукциона.

В соответствии с пунктом 4 Правил подготовки и заключения договора физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование, обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

Пунктом 6 Правил подготовки и заключения предусмотрено, что подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 22 мая 2014г. № 225 был утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования (далее - Административный регламент №225), который действовал на момент спорных правоотношений и утратил силу 11.04.2022 года.

Административный регламент как подзаконный нормативный правовой акт, принятый Минприроды Российской Федерации, является внутренним документом федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, действует во взаимосвязи с иными нормами, регулирующими вопросы водопользования, и исполнение предусмотренной им последовательности процедур не исключает соблюдения норм Водного кодекса Российской Федерации и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года № 230.

Пунктом 39 Административного регламента №225 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, к которым относятся следующие основания:

1) документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165;

2) получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в пункте 70 настоящего Регламента, в согласовании условий водопользования;

3) право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;

4) использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 70 Административного регламента №225, при определении условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти:

разрабатывается проект условий использования водного объекта; при заключении договора водопользования в отношении нескольких водозаборов, объектов водопользования - условий использования водного объекта по каждому из них;

определяются условия использования водного объекта по согласованию со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции:

1) с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в случае использования водного объекта для целей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящего Регламента;

2) с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения;

3) с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации.

подготавливаются пакеты документов для рассылки заинтересованным исполнительным органам государственной власти для согласования условий использования водного объекта. Каждый пакет документов содержит соответствующее сопроводительное письмо за подписью руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа, запрос предложений по условиям использования водного объекта и проект условий использования водного объекта;

направляются подготовленные пакеты документов в заинтересованные исполнительные органы государственной власти согласно определенному перечню.

Формирование условий использования водного объекта прекращается после получения от всех заинтересованных исполнительных органов государственной власти соответствующих согласований или предложений, но не более чем через тридцать календарных дней с момента направления подготовленных пакетов документов с сопроводительными письмами в соответствующие заинтересованные исполнительные органы государственной власти.

Согласно пункту 72 Административного регламента №225, окончательные условия использования водного объекта формируются с учетом полученных предложений от заинтересованных исполнительных органов государственной власти, а также с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования.

По результатам рассмотрения принятых документов для заключения договора водопользования принимается решение о возможности использования водного объекта для заявленной цели (пункт 73 Административного регламента №225).

Согласно пункту 1 Положения об Отделе водных ресурсов по Владимирской и Ивановской областям Верхне-Волжского БВУ, утвержденного приказом Верхне-Волжского БВУ от 31.03.2021 года N 143 (далее - Положение), отдел является структурным подразделением Верхне-Волжского БВУ, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Владимирской и Ивановской областей, возложенные на Верхне-Волжское БВУ.

В соответствии с пунктами 4.2.5, 4.2.6, 4.2.8 Положения Отдел водных ресурсов Верхне-Волжского БВУ осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности на территории Владимирской и Ивановской областей; контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов в зоне деятельности Отдела; предоставление водоемов, которые полностью расположены на территории Ивановской области.

Полномочия заместителя руководителя Верхне-Волжского БВУ ФИО2 на принятие решения об отказе в предоставлении государственной услуги подтверждены Должностным регламентом, Приказом №18 от 20.01.2022 года (том 1 л.д.124-140).

Судом установлено, что 09 февраля 2022 года ФИО1 обратился в Отдел водных ресурсов по Владимирской и Ивановской областям Верхне-Волжского БВУ с заявлением для заключения договора водопользования на пользование водным объектом - участком акватории Горьковского водохранилища на 2460,4 км от устья р.Волга по правому берегу на траверзе 693,8 км (основного судового хода р.Волга (согласно Атласу ЕГС ЕЧ РФ, том 5, изд.2014), Ивановская область, Кинешемский район, город Наволоки, площадью 0,000225 кв.м., для размещения плавательных средств, других объектов и сооружений (том 1 лд.13).

Заявление соответствовало по форме и приложенным документам, было принято к рассмотрению. Верхне-Волжским БВУ были направлены соответствующие запросы заинтересованным лицам, в том числе, в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (том 1 л.д.142-150). Департамент направил задание в адрес Администрации Кинешемского муниципального района о рассмотрении разработанных условий использования водного объекта в части их соответствия документам территориального планирования и представить информацию в Департамент (том 1 л.д.141, 152)

Приказом Верхне-Волжского БВУ от 22 февраля 2022 года N 74 назначен открытый аукцион по приобретению права на заключение договора водопользования на испрашиваемый участок акватории. Проведение аукциона назначено на 19 мая 2022 года (том 1 л.д.157-158).

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области в письме от 14.03.2022 исх-№659-011/5-02 сообщил Верхне-Волжскому БВУ, что схемой территориального планирования Ивановской области, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 09.09.2009 №255-п, не предусмотрено размещение на данном участке объектов регионального значения. Предложения по условиям использования указанного водного объекта отсутствуют. При этом указал, что по информации Администрации Наволокского городского поселения к испрашиваемому месту примыкает земельный участок с кадастровым номером 37:07:000000:5, имеющий вид разрешенного использования «Размещение нижнего пирса», который планируется использовать для муниципальных нужд. В настоящее время Администрацией Наволокского городского поселения инициирована работа по внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, в результате которой будет предусмотрено размещение данного пирса. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.02.2018 №171, на территории городского поселения Наволоки создана территория опережающего социально-экономического развития «Наволоки». В 2022-2025 годах на данной территории планируется проведения работ о реализации инфраструктурных проектов с целью реализации инвестиционных проектов. Одновременно направлен ответ Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района (том 1 л.д.19).

В письме Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района от 04.03.2022 года №351, направленного в адрес Департамента строительства и архитектуры Ивановской области, сообщалось, что Администрация оставляет без согласования проект условий использования водного объекта – участка акватории Горьковского водохранилища в г.Наволоки Кинешемского района Ивановской области «для размещения плавательных средств, других объектов и сооружений». В настоящее время Администрацией проводится подготовительная работа по внесению изменений в действующие Генеральный план и Правила землепользования и застройки, утвержденные в 2013 году, в части приведения в соответствие границ территориальных зон, а также в части условно разрешенных видов использования. В процессе внесения изменений будет предусмотрено размещение объектов пирса на земельном участке с кадастровым номером 37:07:000000:5 в непосредственной близости от испрашиваемой части водного объекта (том 1 л.д.21).

Отделом водных ресурсов по Владимирской и Ивановской областям Верхне-Волжского БВУ в лица заместителя руководителя ФИО2 на основании представленных Департаментом документов, в том числе, письма Администрации Наволокского городского поселения, вынесен мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели исх.№08/34/2-39 от 17.03.2022 года, согласно которому ФИО1 отказано в предоставлении водного объекта для заявленной в заявлении от 09.02.2022 вх. №08/26/3-487 цели со ссылкой на пункт 6 Правил подготовки и заключения договора, Пункт 72 Административного регламента, письмо Департамента строительства и архитектуры Ивановской области от 14.03.2022 исх-№659-011/5-02, в котором указано, что участок акватории планируется использовать для муниципальных нужд (том 1 л.д.16).

Приказом руководителя Верхне-Волжского БВУ №110 от 16.03.2022 года открытый аукцион, назначенный на 19.05.2022 года, отменен (том 1 л.д.153).

Административный истец не согласен с решениями административных ответчиков, полагает, что оснований для отказов в согласовании условий использования водного объекта и в предоставлении его в пользование, не имелось.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 37:07:000000:5, расположенный по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, город Наволоки, относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение нижнего пирса, вид права: государственная собственность (том 1 л.д.24-30), указанный земельный участок находится в непосредственной близости к участку акватории водного объекта, который ФИО1 просит предоставить в пользование.

08 апреля 2022 года административный истец обращался в Администрацию о предоставлении информации, для каких конкретных муниципальных нужд предназначен земельный участок с кадастровым номером 37:07:000000:5 (том 1 л.д.48), 25 апреля 2022 года в его адрес направлен ответ, в котором указано, что земельный участок предназначен для муниципальных нужд, а именно, потребностей Наволокского городского поселения, в настоящий момент Администрация не может уточнить для решения каких вопросов местного значения будет использоваться данный участок. В случае возникновении ситуации, при которой будет необходимо задействовать данный земельный участок для решения какого-либо вопроса местного значения, будет решаться вопрос о его конкретном использовании (том 1 л.д.49).

Административный регламент №225 в пункте 67 предусматривает административную процедуру рассмотрения принятых Верхне-Волжским БВУ документов, в том числе, рассмотрение комплекта документов, проверку расчетов, определение условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти, оценку возможности использования водного объекта для заявленной цели.

Полученные от административного истца документы были приняты как соответствующие требованиям к оформлению, разработан проект условий использования водного объекта, определены условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, пакеты документов направлены заинтересованным исполнительным органам государственной власти, в том числе, в Департамент строительства и архитектуры по Ивановской области, который сообщил, что предложения по условиям использования испрашиваемого водного объекта отсутствуют, схемой территориального планирования Ивановской области не предусмотрено размещение на данном участке объектов регионального значения.

Исходя из положений пункта 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, пункта 72 Административного регламента, при решении вопроса о формировании окончательных условий использования водного объекта, заявленного административным истцом, в отсутствие предложений от заинтересованных исполнительных органов государственной власти, административному ответчику Верхне-Волжскому БВУ, следовало, в том числе, получить документы территориального планирования Наволокского городского поселения, которые свидетельствовали о том, что использование водного объекта для заявленной цели (для размещения плавательных средств, других объектов и сооружений) невозможно. При принятии решения административный ответчик Верхне-Волжское БВУ ограничилось информацией о том, что прилегающий земельный участок 37:07:000000:5 планируется использовать для муниципальных нужд, приняв во внимание письмо Администрации от 04 марта 2022 года. При этом из письма Администрации следовало, что действующие Генеральный план и Правила землепользования и застройки, утвержденные в 2013 году, не содержат информации, которая бы препятствовала сформировать окончательные условия использования водного объекта. Ссылка на то, что в процессе внесения изменений будет предусмотрено размещение объектов пирса на земельном участке с кадастровым номером 37:07:000000:5 в непосредственной близости от испрашиваемой части водного объекта, не была подтверждена документами территориального планирования.

В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1). Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (ч.3). Подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования (п.5.2).

В ходе рассмотрения дела в подтверждение своей позиции Администрацией представлены Постановление Главы Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района №4-п от 22.04.2022 года «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области», которое не содержит указаний на конкретные мероприятия, сроки их выполнения, а также письмо от 30.05.2022 года №1414 в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области о выполнении работ по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Наволокского городского поселения (том 1 л.д.123, 159-162), указанные документы не могут быть приняты судом в качестве доказательств по рассматриваемому спору, поскольку они составлены после вынесения оспариваемого решения и не учитывались при принятии Верхне-Волжским БВУ мотивированного отказа от 17 марта 2022 года.

Суду представлены Протокол заседания Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации №53 от 21.10.2021 года, на котором был одобрен инфраструктурный проект Ивановской области, Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №779/пр от 25.10.2021 года «Об утверждении перечня инфраструктурных проектов», в который включен инфраструктурный проект «Строительство объектов инфраструктуры для размещения резидентов ТОСЭР «Наволоки» в г.Наволоки Кинешемского района Ивановской области» (том 1 л.д.164-167, 168-171). Указанные документы не свидетельствуют о наличии препятствий в предоставлении водного объекта в пользование административного истца.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО1 к Верхне-Волжскому БВУ подлежат удовлетворению, следует признать незаконным и отменить решение Отдела водных ресурсов по Владимирской и Ивановской областям Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов исх.№08/34/2-39 от 17 марта 2022 года об отказе ФИО1 в предоставлении водного объекта для заявленной цели, в целях устранения допущенных нарушений прав административного истца Отдел водных ресурсов по Владимирской и Ивановской областям Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов следует обязать повторно рассмотреть заявление ФИО1 вх.№08/26/3-487 от 09.02.2022 года в соответствии с установленной административной процедурой.

Довод представителя Верхне-Волжского БВУ о том, что мотивированный отказ прав административного истца не нарушает, суд считает необоснованным, поскольку принятое решение препятствует предоставлению водного объекта в пользование для заявленной цели.

Суд не находит оснований для возложения на административного ответчика Верхне-Волжское БВУ обязанности по подготовке и проведению процедуры аукциона, поскольку решение указанного вопроса находится в исключительной компетенции Верхне-Волжского БВУ и вывод о наличии либо отсутствии оснований для этого, должен быть сделан компетентным органом при рассмотрении заявления с учетом всех конкретных обстоятельств, в том числе установленных судом при рассмотрении данного дела. Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о возложении на Верхне-Волжское БВУ обязанности устранить допущенные нарушения прав путем подготовки и проведения процедуры аукциона по заявлению ФИО1 вх.№08/26/3-487 от 09.02.2022 года, следует отказать.

Суд не находит оснований для признания незаконными и отмене решений Департамента строительства и архитектуры Ивановской области № исх-659-011/5-02 от 14.03.2022 года и Администрации Наволокского городского поселения №351 от 04.03.2022 года, поскольку в указанных письмах содержалась информация, которая истребовалась в рамках межведомственного взаимодействия в связи с обращением ФИО1, решения при этом не принимались, при этом нарушений прав административного истца не допущено.

Административные ответчики ссылаются на то, что административным истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд, поскольку ранее он обращался с аналогичными заявлениями в Верхне-Волжское БВУ, в предоставлении водного объекта в пользование ему было отказано (том 1 л.д.178-238).

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Суд считает, что срок на обращение в суд административным истцом не пропущен, оспариваемое решение принято 17 марта 2022 года, истец обратился в суд 20 апреля 2022 года. То обстоятельство, что ранее рассматривались аналогичные заявления ФИО1 о предоставлении того же участка акватории и ему было отказано, не свидетельствует о пропуске срока, поскольку, как следует из объяснений истца, им принимались меры к получению согласований, но ему было отказано. Действующее законодательство не запрещает повторное обращение с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО1, удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Отдела водных ресурсов по Владимирской и Ивановской областям Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов №08/34/2-39 от 17 марта 2022 года об отказе ФИО1 в предоставлении водного объекта для заявленной цели.

Обязать Отдел водных ресурсов по Владимирской и Ивановской областям Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов устранить допущенные нарушения прав путем повторного рассмотрения заявления ФИО1, №08/26/3-487 от 09.02.2022 года в соответствии с установленной административной процедурой.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Мяновская Н.К.

Мотивированное решение составлено 07 июля 2022 года.