Дело № 2а-1158/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Антиповой И.М.,
при секретаре Фроловой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске
04 мая 2016 г.
дело по административному иску Захаровой О.Е. о признании незаконным предписания УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области № 15 от 30.11.2015г
УСТАНОВИЛ:
Захарова О.Е. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным предписания УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области № 15 от 30.11.2015г., просит признать предписание УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области № 15 от 30.11.2015 г. в части пункта 1, пункта 2, пункта 3 незаконным и отменить.
Требования мотивированы тем, что отделом надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области 30 ноября 2015 года проведена плановая проверка Администрации Междуреченского городского округа, по результатам которой выдано предписание №15, с п.п. 1,2,3 которого истец полностью не согласен.
В судебном заседании административный истец Захарова О.Е., действующая на основании доверенности от 31.03.2016г., поддержала доводы административного иска в полном объеме.
В настоящее судебное заседание представитель административного ответчика УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области К. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом, направил письменные возражения на иск.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что
Главным управлением деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области в период с 13.11.2015г. по 30.11.2015г. проведена плановая выездная проверка в отношении органа местного самоуправления - Администрации Междуреченского городского округа, по адресу: г.Междуреченск, пр. Строителей, 20а, а ходе которой были выявлены нарушения установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о чем составлен акт проверки от 30.11.2015г. № и администрации Междуреченского городского округа выдано предписание от 30.11.2015г. №.
Исследовав данное предписание, судом установлено, что в оспариваемых административным истцом пунктах указано:
- в пункте 1, что система оповещения объектов, муниципального и регионального уровня технически и программно не сопряжены, чем нарушены требования пункта 4 Положения, утвержденного Приказом МЧС России, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовой коммуникации РФ от 25.07.2006года № 422\90376 «Об утверждении положения о системах оповещения населения»; пункт м) части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
- в пункте 2 указано, что количество сирен и громкоговорителей, работающих в режиме сирен, которые должны являться основным средством доведения единого сигнала опасности «Внимание всем» в местах массового пребывания людей, недостаточно для оповещения населения г. Междуреченска и прилегающих территорий, чем нарушены пункт м) части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
- в пункте 3 указано, что местная система оповещения не приведена к соответствию проектов 2013 года на строительство муниципальной части региональной автоматизированной системы центрального оповещения (РАСЦО) и комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН), чем нарушены пункт м) части 2 статьи 2.1 Федерального закона от 21.12.2994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Срок устранения выявленных нарушений указан – 01.06.2016года.
Рассматривая требования действующего законодательства, нарушения которого указаны в рассматриваемом представлении, судом установлено, что в силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (пункт 28 части 1).
Статьей 1 Федерального закона 21.12.1994 N 68-ФЗ определено, что оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите; информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности; комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
МЧС России 24.12.2002 утверждены Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (далее по тексту Методические рекомендации).
Указанные Методические рекомендации изданы в соответствии с пунктами 1 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", поэтому подлежат применению при разработке технических заданий на проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию локальных систем оповещения в районах размещения ядерно, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.
Приказом МЧС России, Министерства связи Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации от 25.07.2006 N 422/90/376 утверждены «Положения о системах оповещения населения", которое разработано и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения (далее - систем оповещения), определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В пункте 4 данного Положения указано, что
системы оповещения создаются: на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации); на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа); на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
Пунктом "м" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ к числу полномочий органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено самостоятельное создание и поддержание в постоянной готовности муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Как указано в возражениях должностного лица ГУ МЧС России по Кемеровской области на территории Кемеровской области (региональном уровне) создана региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО). Местная система оповещения, созданная на территории Междуреченского городского округа, представляет собой комплекс технических средств оповещения. Локальные системы оповещения (далее - ЛСО) на территории Междуреченского городского округа созданы <адрес> на базе аппаратуры №. Указанные ЛСО в случае возникновения ЧС обеспечивают оповещение работников этих объектов, а также населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения (2,5 км). Создание дополнительных ЛСО на потенциально-опасных объектах в г. Междуреченске не требуется.
Однако, технические средства ЛСО не подключены к местной системе оповещения и РАСЦО; местная система оповещения города не сопряжена с РАСЦО (отсутствует модуль сопряжения). Тем самым, считают, что администрации необходимо организовать сопряжение систем оповещения объектового и муниципального уровня с региональной системой оповещения.
В данной части указанные обстоятельства оспорены административным истцом, представлены сведения о мероприятиях по созданию локальной системы оповещения, что подтверждается Постановлением администрации Междуреченского городского округа от 26.03.2015 года № 803 -п « «О создании и использовании муниципальных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Междуреченском городском округе», проектной организацией, разработанной ООО «ИНКОМ» на создание Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС на территории Кемеровской области» Междуреченский городской округ.
В соответствии с пунктом 1.6 Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденных МЧС Российской Федерации 24 декабря 2002 года, локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи. Согласно пункту 4.4 указанных методических рекомендаций, в плане мероприятий по созданию локальной системы оповещения весь период работ целесообразно разделить на три этапа: подготовка к проектированию и проектирование локальной системы оповещения 4-8 месяцев; проведение строительно-монтажных и пусконакладочных работ 8-12 месяцев; приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО 4-8 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» предписано органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерного, радиационного, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать начиная с 1993 года: включение в проект на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектов; создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон). Из чего следует, что обязанность по созданию локальных систем оповещения названным постановлением возложена на субъект Российской Федерации.
Однако, рассматривая, исходя из требований о соблюдении принципа законности, обоснованности и исполнимости самого предписания как юридически значимого документа, суд признает, что должностным лицом … в пункте 1 предписания не указано, какие именно требования по технической и программной сопряженности не соблюдены администрацией Междуреченского городского округа, в чем выразились установленные нарушения и, соответственно, не конкретизировано, какие именно мероприятия должно произвести лицо, чтобы устранить установленные в ходе проверки нарушения законодательства. Данное также не позволяет оценить и выполнимость предписания к установленному сроку.
Относительно пункта 2 и 3 предписания, должностным лицом также в Возражениях также даны пояснения, что в соответствии с Проектной документацией от 2013 года на реконструкцию муниципальной части региональной автоматизированной системы централизованного оповещения, для перекрытия зон оповещения на всей территории Междуреченского городского округа, необходимо иметь 17 электросирен и 13 громкоговорителей. Как показала проверка, на территории Междуреченского городского округа необходимое количество электросирен и громкоговорителей не приобретено, имеющееся их количество не обеспечивает равномерное оповещение населения в местах массового пребывания людей.
В полномочия органов местного самоуправления, согласно пункту «н» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», входит обеспечение, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) создается на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения.
Во исполнение Указа Президента РФ от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» Коллегией Администрации Кемеровской области издано постановление от 4 апреля 2013 г." № 138 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области». Согласно указанному постановлению на территории Междуреченского городского округа существуют зоны экстренного оповещения.
В целях оперативного доведения до населения г. Междуреченска, попадающего в зоны экстренного оповещения, сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей. Администрации необходимо модернизировать местную систему оповещения, в соответствии с Проектной документацией 2013 на реконструкцию муниципальной части региональной автоматизированной системы централизованного оповещения и комплексной системы экстренного оповещения населения. На момент проведения проверки работы по модернизации местной системы оповещения и созданию дополнительных элементов комплексной системы экстренного оповещения населения Администрацией Междуреченского городского округа не проводились.
В соответствии с пояснениями представителя административного истца, оповещение населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера осуществляется всеми возможными способами, в частности; с помощью установленных систем оповещения на ОАО «Распадская»; с помощью сирен №, установленных <адрес> и <адрес> с помощью сирен, установленных <адрес>; через местные электронные СМИ; через динамики проводного вещания; автотранспортом ГИБДД (передвижные громкоговорящие устройства), для чего разработаны и утверждены патрулирования для оповещения населения. Считают, что срок устранения нарушения должен быть продлен на 24 - 26 месяцев.
Как следует из текста пунктов 2,3 рассматриваемого предписания должностным лицом также нарушены требования о законности, обоснованности и исполнимости предписания, не конкретизировано, какие именно мероприятия должно произвести лицо, чтобы устранить установленные в ходе проверки нарушения законодательства. Должностным лицом не мотивирована обоснованность установления указанного в предписании срока выполнения предписания, в том числе с учетом позиции административного истца о сроке и возможности его продления.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца и об отмене пунктов 1,2,3 предписания УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области № 15 от 30.11.2015 г.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Захаровой О.Е., признать предписание УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области № 15 от 30.11.2015 г. в части пункта 1, пункта 2, пункта 3 незаконным и отменить его.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме,
Судья: И.М. Антипова
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 08 мая 2016 года.
Судья: И.М. Антипова