ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1158/19 от 13.02.2020 Кимрского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<****>

13 февраля 2020 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Благонадеждиной Н.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой О.В.,

с участием представителя административного истца - старшего помощника Кимрского межрайонного прокурора Тверской области Уткиной ФИО6

представителя административного ответчика – Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области – Брендакова ФИО7

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области о возложении обязанности организовать размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кимрский городской суд Тверской области с вышеназванными административными исковыми требованиями, которые мотивирует тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой на основании решения коллегии прокуратуры Тверской области от 19 декабря 2018 года проведена проверка исполнения Администрацией Приволжского сельского поселения Кимрского района законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг, в ходе которой установлено следующее.

19 декабря 2019 года в период времени с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут произведен осмотр страницы сайта в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.gosuslugi.ru. В ходе осмотра установлено, что при открытии страницы указанного сайта в разделе Администрация Приволжского сельского поселения Кимрского района отсутствуют сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией Приволжского сельского поселения, а именно: прием заявлений, документов, а также постановка граждан учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; выдача справки о временном пребывании на территории Приволжского сельского поселения, справки о составе семьи, справки о постоянной регистрации на день смерти, справки на обеспечение печного отопления (дрова); выдача архивных справок и архивных копий, подтверждающих право на владение землей; выдача документов (выписки из домовой книги, выписки из похозяйственной книги, справок и иных документов); выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капительного строительства; продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, прекращение действия разрешения на строительство; выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию; выдача разрешения на размещение объекта мелкорозничной сети либо предоставления услуг; выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капительного строительства; признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; выдача разрешения на вырубку деревьев и кустарников; выдача разрешений на производство земляных работ; выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; прием в эксплуатацию после перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; прием в эксплуатацию после переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; принятие решений о подготовке и утверждении документации по планировке территории в границах земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; присвоение, изменение и аннулирование адресов объекта адресации; предоставление объектов муниципального нежилого фонда во временное владение и (или) пользование; выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства; рассмотрение обращений граждан; предоставление информации о деятельности органов местного самоуправления Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области; приватизация муниципального имущества; предоставление муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, пролонгация действующих договоров, изменение условий действующих договор без проведения торгов; выдача градостроительного плана земельного участка; утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в безвозмездное пользование; подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; предварительное согласование предоставления земельного участка; предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение; обмен земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности; установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов; выдача разрешения на создание семейного (родового) захоронения и предоставление участка под семейное (родовое) захоронение на определенных для данной цели кладбищах Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области; оформление и выдача разрешения на захоронение (подзахоронение) на территории Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области; направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, или уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; направление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, или уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Указанные муниципальные услуги предоставляются администрацией Приволжского сельского поселения в соответствии с решением Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района № 25 от 25 октября 2019 года.

По результатам осмотра был составлен акт проверки с приложением фототаблицы.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

На основании ст. 4 ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закона № 210-ФЗ) в числе основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг значатся: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Согласно ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 21 Закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает в том числе доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг. В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru). Несоблюдение вышеуказанных требований федерального законодательства, нарушает права граждан и неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг. В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района в части не размещения сведений на едином портале государственных и муниципальных услуг о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией Приволжского сельского поселения Кимрского района; обязать Администрацию Приволжского сельского поселения Кимрского района поселения организовать размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования в соответствии с решением Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района от 25 октября 2019 года № 25.

Определением Кимрского городского суда Тверской области от 23 января 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ведущий специалист Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области Максимова ФИО8

В судебном заседании 13 февраля 2020 года административные исковые требования прокурор уточнил, просил признать незаконным бездействие Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района в части не размещения сведений на едином портале государственных и муниципальных услуг о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией Приволжского сельского поселения Кимрского района; обязать Администрацию Приволжского сельского поселения Кимрского района поселения в срок до 01 декабря 2020 года организовать размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования в соответствии с решением Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района от 25 октября 2019 года № 25.

Представитель административного истца – старший помощник Кимрского межрайонного прокурора Тверской области Уткина ФИО9 административные исковые требования с учетом их уточнения поддержала, настаивала на полном удовлетворении.

Представитель административного ответчика – Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области – Брендаков ФИО10 административные исковые требования признал частично, пояснив, что в соответствии с решением Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района от 25 октября 2019 года № 25 приняты существующие административные регламенты на основании, которых осуществляется предоставление муниципальных услуг. Несоответствие отдельных формулировок положений административных регламентов структурным требованиям, установленным порталом, явились причиной того, что размещенные муниципальные услуги не прошли процедуру согласования порталом, поэтому необходимо привести административные регламенты в соответствии с техническими возможностями сайта госуслуги. В четыре регламента внесены изменения в 2019 году. Работы по размещению на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией Приволжского сельского поселения, уже ведутся, что подтверждается скриншотом страницы сайта Реестра государственных и муниципальных услуг (rgu.tverreg.ru) в разделе Администрация Приволжского сельского поселения. От Кимрского межрайонного прокурора поступал протест, что административный регламент не удовлетворяет требованиям. В ответе на представление Кимрской межрайонной прокуратуры исх. № 29-Б от 21 августа 2019 года (исх. № 282 от 30 октября 2019 года) указывается, что в тексты административных регламентов предоставления муниципальных услуг в срок до 01 марта 2020 года будут внесены изменения, учитывающие возможность получения муниципальных услуг в электронном виде. В целях устранения нарушений федерального законодательства и обеспечения получения заявителями полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг через единый портал государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru) распоряжением Администрации № 67 от 27 декабря 2019 года «О мерах по обеспечению получения заявителями сведений о муниципальных услугах с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определены меры и порядок устранения нарушений, явившихся предметом административного искового заявления Кимрского межрайонного прокурора. В приведенных в административном исковом заявлении нормах отсутствует указание на установленные сроки размещения сведений на едином портале государственных и муниципальных услуг о муниципальных услугах с момента утверждения административного регламента муниципальной услуги или решения Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района от 25 октября 2019 года № 25. Без указания сроков размещения сведений на едином портале государственных и муниципальных услуг невозможно определить незаконное бездействие Администрации. Просил учесть, что в результате несчастного случая, ведущий специалист Администрации Максимова ФИО11 обладающая определенными навыками и знаниями, и ответственная за размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг в срок до 24 января 2020 года сведений о муниципальных услугах, с 02 января 2020 года по 20 января 2020 года находилась в стационаре на лечении, что подтверждается листком нетрудоспособности, и не могла выполнять свои обязанности. Иные работники Администрации не имели определенных навыков и знаний для размещения сведений о муниципальных услугах. В соответствии с п.п. 3 п. 1.8 Порядка срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта регламента на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и не может быть менее пятнадцати дней со дня его размещения. Таким образом, не возражал в удовлетворении административного искового требования в части обязания Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района поселения в срок до 01 мая 2020 года организовать размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования в соответствии с решением Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района от 25 октября 2019 года № 25, в остальной части административных исковых требований просил отказать.

Заинтересованное лицо Максимова ФИО12 в судебное заседание не явилась. О времен и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении административного дела без ее участия ввиду неудовлетворительного состояния здоровья. По существу дела сообщила, что размещение информации в сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг требует определенных знаний и навыков. Возложенные на нее обязанности пунктом 1 Распоряжения Администрации № 67 от 27 декабря 2019 года выполнить не смогла по состоянию здоровья, поскольку находилась на лечении в стационаре. Возложенные на нее обязанности пунктом 2 и 3 названного Распоряжения будут выполнены в установленные сроки.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица, против чего не возражали представители сторон

Суд, заслушав представителей сторон, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Пунктом 3 вышеуказанного постановления предусмотрено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственным или иными публичными полномочиями в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ходе судебного заседания установлено, что Кимрской межрайонной прокуратурой на основании решения коллегии прокуратуры Тверской области от 19 декабря 2018 года проведена проверка исполнения Администрацией Приволжского сельского поселения Кимрского района законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В ходе указанной проверки 19 декабря 2019 года был произведен осмотр страницы сайта в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.gosuslugi.ru.

Осмотром установлено, что при открытии страницы указанного сайта в разделе Администрация Приволжского сельского поселения Кимрского района отсутствуют сведения о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией Приволжского сельского поселения, а именно: прием заявлений, документов, а также постановка граждан учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; выдача справки о временном пребывании на территории Приволжского сельского поселения, справки о составе семьи, справки о постоянной регистрации на день смерти, справки на обеспечение печного отопления (дрова); выдача архивных справок и архивных копий, подтверждающих право на владение землей; выдача документов (выписки из домовой книги, выписки из похозяйственной книги, справок и иных документов); выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капительного строительства; продление срока действия разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, прекращение действия разрешения на строительство; выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию; выдача разрешения на размещение объекта мелкорозничной сети либо предоставления услуг; выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капительного строительства; признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; выдача разрешения на вырубку деревьев и кустарников; выдача разрешений на производство земляных работ; выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; прием в эксплуатацию после перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; прием в эксплуатацию после переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; принятие решений о подготовке и утверждении документации по планировке территории в границах земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; присвоение, изменение и аннулирование адресов объекта адресации; предоставление объектов муниципального нежилого фонда во временное владение и (или) пользование; выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства; рассмотрение обращений граждан; предоставление информации о деятельности органов местного самоуправления Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области; приватизация муниципального имущества; предоставление муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, пролонгация действующих договоров, изменение условий действующих договор без проведения торгов; выдача градостроительного плана земельного участка; утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в безвозмездное пользование; подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; предварительное согласование предоставления земельного участка; предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение; обмен земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности; установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов; выдача разрешения на создание семейного (родового) захоронения и предоставление участка под семейное (родовое) захоронение на определенных для данной цели кладбищах Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области; оформление и выдача разрешения на захоронение (подзахоронение) на территории Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области; направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, или уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; направление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, или уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Представитель административного ответчика – Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области – Брендаков ФИО13 не отрицал факт отсутствия на сайте указанной выше информации.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, Кимрский межрайонный прокурор обратился в Кимрский городской суд с вышеназванными административными исковыми требованиями.

При рассмотрении требований Кимрского межрайонного прокурора суд исходит из следующего.

Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. ст. 24, 29).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закона № 210-ФЗ) под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В числе основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг значатся: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 21 Закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает в том числе доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг.

Частью 3 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru).

Суд соглашается с позицией Кимрского межрайонного прокурора о том, что несоблюдение Администрацией Приволжского сельского поселения вышеуказанных требований федерального законодательства, нарушает права граждан и неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг.

Перечень муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области, предусмотрен решением Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района от 25 октября 2019 года № 25.

Вопреки мнению административного ответчика обязанность по своевременному размещению на едином портале государственных и муниципальных услуг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о предоставляемых муниципальных услугах возложена Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в том числе и на местные администрации и иные органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия, начиная с даты вступления настоящего Федерального закона, то есть с 30 июля 2010 года и не позднее 01 июля 2011 года, и принятия каких-либо дополнительных подзаконных актов в указанной части, не требуется.

То обстоятельство, что распоряжением Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области от 27 декабря 2019 года № 67 Максимова ФИО14 назначена ответственным исполнителем в части размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о муниципальных услугах, не свидетельствует об отсутствии законного бездействия со стороны Администрации Приволжского сельского поселения, учитывая срок, истекший с момента вступления в силу Закона № 210-ФЗ.

Установив изложенные обстоятельства, суд приходит к мнению об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

В силу положений ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд, в том числе, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, с учетом позиции сторон полагает, что требования Кимрской межрайонной прокуратуры должны быть исполнены Администрацией Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области в срок до 01 декабря 2020 года, считая, что указанный срок является достаточным и реальным для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области в части не размещения сведений на едином портале государственных и муниципальных услуг о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области.

Обязать Администрацию Приволжского сельского поселения Кимрского района Тверской области в срок до 01 декабря 2020 года организовать размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования, а именно в соответствии с решением Совета депутатов Приволжского сельского поселения Кимрского района от 25 октября 2019 года № 25.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: Н.Л.Благонадеждина

Решение принято в окончательной форме 25 февраля 2020 года.

<****>

<****>

<****>

<****>

Судья Н.Л.Благонадеждина

1версия для печатиДело № 2а-205/2020 (2а-1158/2019;) ~ М-1135/2019 (Решение)