ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1158/2018 от 15.03.2018 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-1158/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2018 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

В составе:

председательствующего судьи Волковой О.А,

при секретаре Мещановой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тарасенковой Нины Алексеевны к администрации г. Смоленска о признании незаконным постановления об установлении зоны с особыми условиями использования территории,

УСТАНОВИЛ:

Тарасенкова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска о признании незаконным постановления об установлении зоны с особыми условиями использования территории. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, и с 04.10.2017 придомового земельного участка под указанным жилым домом, с кадастровым номером , площадью 4077 кв.м., вид разрешенного использования: под жилым домом, без каких-либо ограничений и обременений поставлен на кадастровый учет администрацией <адрес>. На сайте администрации г. Смоленска размещено постановление -адм от 25.10.2017 «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории». Данным Постановлением необоснованно на указанном земельном участке установлена зона с особыми условиями использования территории – охранная зона тепловых сетей «Тепловая сеть от ЦТП-17» по <адрес> Тепловые сети располагаются в иной конфигурации согласно схеме и проходят по соседнему участку. Граница незаконной охранной зоны, в которой отсутствуют какие-либо сети, совпадает с координатами границы земельного участка площадью 402 кв.м. в соответствии с постановлением администрации г. Смоленска № 862-адм от 30.03.2017, которым ООО «<данные изъяты> незаконно предоставлено право использовать под строительство тепловых сетей в период до 30.05.2017 года. Так как земельный участок, чертеж которого предоставлен в Постановлении № 862-адм от 30.03.2017, располагается на земельном участке под многоквартирным домом по ул. Памфилова д. 7 г. Смоленска, границы которого определены Постановлением администрации г. Смоленска № 1907-адм от 29.10.2012 «Об утверждении проектов планировки и межевания застроенных территорий в г. Смоленске в границах ул. Октябрьской революции – ул. Коммунистическая – ул. Глинки – пл. Победы – пр-т. Гагарина – ул. Николаева; в границах ул. Николаева – пр-т. Гагарина – ул. Кирова – 1-го Краснинского переулка; в границах пр-т. Гагарина – ул. Урицкого - ул. Тенишевой – ул. Кирова» она (административный истец) обратилась в Промышленный суд г. Смоленска с административным иском об отмене указанного постановления с принятием обеспечительных мер. При рассмотрении дела № 2-1672/2017 суд принял меры по обеспечению иска и в период действия Постановления № 862-адм с 30.03.2017 до 30.05.2017 ООО «<данные изъяты>» тепловые сети со своего смежного земельного участка с кадастровым номером не выносило, тепловых сетей на земельном участке в <адрес>, не строило. Постановление № 862-адм от 30.03.2017 утратило свою силу 30.05.2017, а 04.10.2017 участок перешел в собственность жильцов. Таким образом, тепловые сети, как находились ранее, так и находятся до настоящего времени на территории смежного земельного участка ООО «<данные изъяты> в <адрес>. Считает, что ООО «<данные изъяты> пытаются любыми способами перенести теплосети со своего земельного участка на участок по <адрес>. Оспариваемое Постановление № 2996-адм от 25.10.2017 не соответствует фактическому нахождению тепловых сетей в указанной зоне, препятствует реализации права собственности на придомовую территорию и использованию ее по назначению.

Просит суд признать незаконным и отменить Постановление администрации г. Смоленска № 2996-адм от 25.10.2017 «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории».

Административный истец Тарасенкова Н.А. в судебное заседание не явилась, обеспечив явку своего представителя Литвиненко О.В., действующей на основании доверенности, которая заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив дополнительно, что ответчиком не представлено доказательств правомерности принятого постановления по критерию наличия фактических оснований для его принятия, поскольку не доказано, что теплосеть располагается в определенных постановлением границах охранной зоны. Оспариваемое постановление вынесено без правовых на то оснований в виду отсутствия тепловых сетей в указанной зоне. Просит административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации г. Смоленска - Курзинер О.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, представив письменные возражения на административный иск, из которого следует, что постановлением администрации г. Смоленска от 10.08.2007 № 2151-адм за МУП «Смоленсктеплосеть» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество на сумму 175 090 573 руб. 95 коп. согласно приложению № 1 и № 2. Данным постановлением за МУП закреплена и тепловая сеть от ЦТП 117 по <адрес> до тепловой камеры-1, инвентарный . 25.07.2017 в адрес администрации г. Смоленска обратилось МУП «Смоленсктеплосеть» с заявлением об утверждении схемы расположения границ зоны с особыми условиями использования территории по объекту «Тепловая сеть от ЦТП-117 по <адрес> инвентарный , расположенной по адресу: <адрес>», находящему в хозяйственном ведении МУП. Администрация г. Смоленска, установила зону с особыми условиями использования территории – охранную зону тепловых сетей «Тепловая сеть от ЦТП-117 по <адрес>, инвентарный », в соответствии со схемой расположения границ зоны с особыми условиями использования территории. Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий – охранной зоне тепловых сетей «Тепловая сеть от ЦТП-117 по <адрес> до тепловой камеры-1, инвентарный » в государственный кадастр недвижимости внесены 14.02.2018 года. Таким образом, администрация г. Смоленска, как уполномоченный орган приняла оспариваемое постановление в пределах своей компетенции, оспариваемое постановление соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, оснований для признания его незаконным не имеется.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица СМУП «Смоленскпетлосеть, будучи извещенным надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило, о причинах неявки суду не сообщило, возражений относительно заявленных требований не представило.

Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в обязанности административного истца входит доказывание следующих обстоятельств: 1) нарушены ли его права, свободы и законные интересы, 2) соблюдены ли сроки обращения в суд.

В обязанности же административного ответчика входит доказывание следующих обстоятельств: 1) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, полномочия административного ответчика, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 2) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на незаконность действий административного ответчика по вынесению Постановления № 2996-адм от 25.10.2017 «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его определениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Тарасенковой Н.А. принадлежит квартира, расположенная в многоквартирном <адрес>, земельный участок под которым также сформирован и поставлен на кадастровый учёт (л.д. 10).

В силу положений ст. 36 ЖК РФ административному истцу Тарасенковой Н.А., а также ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок № <адрес> <адрес>, с кадастровым номером , на котором расположен их многоквартирный дом и объекты инфраструктуры этого дома (л.д. 11-13).

Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома.

Постановлением администрации г. Смоленска от 10.08.2007 № 2151-адм за МУП «Смоленсктеплосеть» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество на сумму 175 090 573 руб. 95 коп. согласно приложению № 1 и № 2. Данным постановлением за МУП закреплена и тепловая сеть от ЦТП 117 по <адрес><адрес> инвентарный (л.д. 42-47).

25.07.2017 в адрес администрации г. Смоленска обратилось МУП «Смоленсктеплосеть» с заявлением об утверждении схемы расположения границ зоны с особыми условиями использования территории по объекту «Тепловая сеть от ЦТП-117 по <адрес>, инвентарный , расположенной по адресу: <адрес>», находящему в хозяйственном ведении МУП (л.д. 48-50).

25.10.2017 постановлением администрации г. Смоленска № 2996-адм «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории», установлена зона с особыми условиями использования территории – охранная зона тепловых сетей «Тепловая сеть от ЦТП-117 по <адрес>, инвентарный », в соответствии со схемой расположения границ зоны с особыми условиями использования территории (л.д. 14-15).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (в ред. от 31.12.2017г.).

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Пунктом 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определено понятие охранной зоны, как зоны с особыми условиями использования территорий (в ред. от 31.12.2017г.).

Понятие «охранная зона тепловых сетей» содержится в нормативно-правовом акте «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей».

Согласно п. 1 «Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей», утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 г. № 197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

Охране подлежит весь комплекс сооружений в устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.

Приказом Госстроя России от 21.04.2000 № 92 утверждены организационно-методические рекомендации по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 33 указанных Рекомендаций, в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления Правил охраны тепловых сетей.

Охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.

Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность. Согласно п. 4 «Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей», утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 г. № 197, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Таким образом, для обеспечения сохранности тепловых сетей в пределах охранной зоны в соответствии с требованиями законодательства устанавливается обременение.

Из материалов дела усматривается, что 30.03.2017 постановлением администрации г. Смоленска № 862-адм «Об использовании земельного участка по <адрес> без его предоставления и установления сервитута», ООО «<данные изъяты> предоставлено право использовать без предоставления и установления сервитута земельный участок площадью 402 кв.м., отнесенный к категории земель населенных пунктов, находящийся на землях государственная собственность на которые не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, в целях строительства тепловых сетей протяженностью до 150 метров. Срок использования земельного участка, указанного в п. 1 настоящего постановления, - до 30.05.2017 года. Координаты характерных точек границ земельного участка предполагаемого к использованию, отображены на схеме границ, являющейся неотъемлемой часть данного постановления (л.д. 21-24).

Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 28.11.2017 по гражданскому делу № 2-1672/2017 по иску Тарасенковой Н.А. к администрации г. Смоленска о признании незаконным ненормативного акта о предоставлении земельного участка, производство по делу прекращено, в связи с истечением срока использования земельного участка ООО «Метрум», на основании постановления № 862-адм администрации г. Смоленска от 30.03.2017 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «<адрес> не реализовало свое право в установленный срок.

Действующее законодательство, регулирующее деятельность в сфере теплоснабжения в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на тепловых сетях и для исключения возможности повреждения трубопроводов, устанавливает охранные зоны и не содержит норм, позволяющих охранные зоны на действующих тепловых сетях не устанавливать.

Между тем, из представленных в материалы дела, схем расположения границ зоны с особыми условиями использования территории по объекту: Тепловая сеть от ЦТП-117 по <адрес> инвентарный , расположенной по адресу: <адрес>, прошедших согласование с администрацией г. Смоленска 20.04.2016 и 12.10.2017 усматривается, что на по состоянию на 20.04.2016 границы охранной зоны теплотрассы не установлены, как не установлено и нахождение коммунальных тепловых сетей на спорном участке.

Других доказательств фактических обстоятельств дела в опровержение доводов административного истца не представлено.

Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком не представлено доказательств правомерности принятого постановления по критерию наличия фактических оснований для его принятия, поскольку не доказано, что на земельном участке по <адрес>, с кадастровым номером на котором расположен многоквартирный дом и объекты инфраструктуры этого дома, находятся коммунальные тепловые сети, в связи с чем имеются основания для установления границ охранной зоны.

В силу изложенного, анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит в выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным и отмене обжалуемого постановления.

Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Тарасенковой Нины Алексеевны к администрации г. Смоленска о признании незаконным постановления об установлении зоны с особыми условиями использования территории, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации г. Смоленска № 2996-адм «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории» от 25.10.2017 года.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца с момента изготовления его в мотивированной форме.

Судья О.А. Волкова