ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1158/2021 от 31.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-1158/2021 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2021 г. г.Иваново

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием представителя административного истца Пименовой Ангелины Юрьевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы дела по административному исковому заявлению

Саид Мазена к ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново, начальнику отделения по вопросам миграции МВД России по Октябрьскому району г. Иваново Петровой Елене Александровне о признании решения незаконным, обязании совершить определённые действия,

установил:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам по тем основаниям, что Саид Мазен, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданином Сирийской Арабской Республики.

16 января 2021 г. административный истец обратился по месту своего фактического пребывания в Российской Федерации в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново с заявлением об оказании ему государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, в соответствии с п.п. 4 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (имеет родителя, сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации).

Вместе с соответствующим заявлением административным истцом в государственный орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от 11 июня 2020 г. № 417: заявление (приложение № 1 к Административному регламенту) в двух экземплярах; сведения о близких родственниках заявителя (приложение № 2 к заявлению о выдаче вида на жительство) в двух экземплярах; личные фотографии; паспорт иностранного гражданина; нотариально заверенная копия перевода паспорта; копия миграционного учета; документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания не ранее чем за 3 месяца на день подачи заявления, о наличии (отсутствии) судимости у заявителя; документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина, подающего заявление, заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у заявителя заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека; копия свидетельства о рождении ребенка; копия свидетельства об установлении отцовства; копия свидетельства о регистрации по месту жительства ребенка; справка о наличии вклада; квитанция об уплате государственный пошлины.

Документы, представленные на иностранном языке, были переведены надлежащим образом, перевод удостоверен органами нотариата.

Все указанные документы были просмотрены и проверены должностным лицом ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново. Каких-либо замечаний к представленному пакету документов у должностного лица не имелось.

Однако, документы на выдачу вида на жительство в Российской Федерации у административного истца приняты не были. За подписью начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново Петровой Е.А. от 16.01.2021, заявителю был выдан отказ, в котором указано, что заявление о выдаче вида на жительство может быть принято у иностранного гражданина, законно находящегося на территории Российской Федерации.

С отказом начальника ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново административный истец не согласен, считает такой ответ незаконным, не основанным на требованиях действующего законодательства, в том числе несоответствующим положениям ведомственного нормативного акта - Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от 11 июня 2020 года № 417, поскольку такого основания для отказа п.п. 53.1 - 53.10 Административного регламента не предусмотрено.

Кроме того, на момент обращения в ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации Саид Мазен находился на территории Российской Федерации без нарушения установленного порядка пребывания (проживания), так как в это время УМВД России по Ивановской области рассматривался вопрос о предоставлении Саид Мазену временного убежища.

9 ноября 2020 г. УМВД России по Ивановской области было принято решение об отказе Саид Мазену в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, с которым он ознакомился и получил соответствующее уведомление 10 ноября 2020 г. Впоследствии данное решение обжаловалось во Фрунзенском районном суде г. Иваново.

Законность нахождения административного истца на территории Российской Федерации на момент обращения за государственной услугой также подтверждается копией решения Фрунзенского районного суда от 18.12.2020, которое на тот период находилось в процессе обжалования, что в свою очередь подтверждается письмом Фрунзенского районного суда от 09.02.2021 о направлении в Ивановский областной суд дела по административному исковому заявлению Саид Мазена о признании незаконным решения УМВД России по Ивановской области об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации для рассмотрения апелляционной жалобы административного истца Саид Мазена на решение суда от 18.12.2020.

В соответствии с Федеральным Законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» данное решение может быть обжаловано в Главном управлении по вопросам миграции МВД России либо суд, в срок не превышающий одного месяца со дня получения уведомления, с того самого момента в соответствии со ст. 398 ГПК РФ, заявитель находится в процессе защиты своих прав при оспаривании решения государственного органа об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища.

При этом, Административный регламент, по мнению истца, не ставит условия получения государственной услуги в зависимости от наличия, либо отсутствия у заявителя визы. Основным необходимым условием является законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации на момент обращения за государственной услугой. Данное условие административным истцом было соблюдено.

Отказ в приеме заявления и документов на выдачу вида на жительство в Российской Федерации, как единственного способа для легализации в Российской Федерации административного истца нарушает его законное право на пребывание (проживание) в Российской Федерации со своей семьей, своими детьми и с высокой вероятностью может повлечь высылку из Российской Федерации, как нарушителя режима пребывания.

Учитывая изложенное, а также то, что решением государственного органа нарушаются права, свободы, законные интересы административного истца, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеральным законом «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1, международными правовыми актами, в частности право на неприкосновенность частной жизни, право на государственную защиту со стороны Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 214 и 218КАС РФ, истец просит суд признать незаконным отказ начальника ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново Петровой Л.A. в принятии, регистрации и рассмотрении по существу заявления и документов на выдачу вида на жительство в Российской Федерации гражданину Сирийской Арабской Республики Саид Мазену, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; устранить допущенное нарушение, обязав административного ответчика - ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново принять у гражданина Сирийской Арабской Республики Саид Мазена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявление и пакет документов, подаваемый административным истцом 16 января 2021 г. на выдачу вида на жительство в Российской Федерации для рассмотрения по существу.

Административный истец Саид Мазен, уведомленный о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, от его имени участвует представитель по доверенности Пименова А.Ю., которая требования, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Административные ответчики – Петрова Е.А., ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново, уведомленные о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явились, направили письменные возражения на иск, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Существо возражений сводится к тому, что согласно Положения об отделении по вопросам миграции ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново, утвержденного приказом ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново от 12.03.2021 №45, к основным функциям и полномочиям ОВМ ОМВД, относится в том числе, прием документов и заявлений на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство на территории РФ.

В соответствии со ст.24 Закона РФ от 15.08.1996 года № 114-ФЗ (в ред.от 08.12.2020) «О порядке выезда из Российской Федерации и о въезде в Российскую Федерацию» (с изм.и доп., вступившими в силу с 04.02.2021) иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

С учетом изложенного, при наличии действующей визы, в том числе электронной, а также миграционной карты и при условии пребывания в Российской Федерации без нарушения срока, установленного ст.5 ФЗ-115 (срок действия выданной визы), иностранный гражданин вправе подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание.

Гражданин Саид Мазен 16 января 2021 г. обратился в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново с заявлением об оказании ему государственной услуги по выдаче вида на жительство, в соответствии п.4 ч.2 ст.8 ФЗ-115 от 25.07.2002 (в соответствии с которым без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается иностранному гражданину, имеющему родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации.

То есть основанием для подачи заявления, явилось наличие родственных связей.

Процедура и сроки предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации урегулированы Административным регламентом МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ, утвержденного приказом МВД России от 11.06.2020 №417.

В оказании государственной услуги сотрудниками ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново в приеме заявления и документов на вид на жительство на территории РФ гражданину Саид Мазен было отказано, в связи с нахождением иностранного гражданина на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания).

Таким образом, поскольку гражданин Саид Мазен, является гражданином Сирийской Арабской Республики, с которой установлен визовый режим въезда в РФ для принятия заявления о выдаче вида на жительство в РФ в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса, он должен иметь действующую визу и миграционную карту.

Кроме того, при подаче документов сотрудник отделения по вопросам миграции не был уведомлен гр. или его представителем о том, что находится в процессе судебной защиты своих прав, а именно о том, что он оспаривает в суде решение государственного органа об отказе в предоставлении ему временного убежища.

Выслушав Пименову А.Ю., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что 16 января 2021 г. административный истец обратился по месту своего фактического пребывания в Российской Федерации в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново с заявлением об оказании ему государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, в соответствии с п.п. 4 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Вместе с заявлением для получения государственной услуги административным истцом были представлены документы, предусмотренные пунктами 26 – 49 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от 11 июня 2020 г. № 417, а именно: заявление (приложение № 1 к Административному регламенту) в двух экземплярах; сведения о близких родственниках заявителя (приложение № 2 к заявлению о выдаче вида на жительство) в двух экземплярах; личные фотографии; паспорт иностранного гражданина; нотариально заверенная копия перевода паспорта; копия миграционного учета; документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания не ранее чем за 3 месяца на день подачи заявления, о наличии (отсутствии) судимости у заявителя; документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина, подающего заявление, заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у заявителя заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека; копия свидетельства о рождении ребенка; копия свидетельства об установлении отцовства; копия свидетельства о регистрации по месту жительства ребенка; справка о наличии вклада; квитанция об уплате государственный пошлины, что также не оспаривается административными ответчиками.

Судом также установлено, что справкой начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново Петровой Е.А. от 16.01.2021 административному истцу в оказании государственной услуги было отказано по причине того, что Саид Мазен является гражданином Сирийской Арабской Республики с которой установлен визовый режим въезда в Российскую Федерацию и для принятия заявления на выдачу вида на жительство на территории Российской Федерации, он должен иметь действующую визу и миграционную карту, отсутствие данных документов является основанием для отказа в оказании государственной услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявления о предоставлении государственной услуги и документов указан в пунктах 53.1 – 53.10 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 11.06.2020 N 417.

Среди них указаны: нарушение требований к форме и содержанию заявления о выдаче вида на жительство либо невозможность прочтения текста такого заявлении; наличие фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных; отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала; истечение срока действия медицинских документов, указанных в подпункте 26.12 пункта 26 Административного регламента; истечение срока действия сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, указанного в абзаце втором подпункта 26.13 пункта 26 Административного регламента; в случае, если со дня получения иностранным гражданином, указанным в подпункте 2.1 пункта 2 Административного регламента, проживающим в Российской Федерации по разрешению на временное проживание не прошло восемь месяцев, а также в случае, если оставшийся срок действия разрешения на временное проживание составляет менее четырех месяцев; представление иностранным гражданином в качестве документа, удостоверяющего личность, документа, не предусмотренного статьей 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; представление документа, удостоверяющего личность, оставшийся срок действия которого менее срока предоставления государственной услуги, установленного в подпунктах 23.1 - 23.4 пункта 23 Административного регламента, или недействительного документа; отказ иностранного гражданина, обратившегося с заявлением о выдаче вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание или о выдаче дубликата вида на жительство взамен утраченного (похищенного), от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации или отказ законного представителя от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации достигшим возраста шести лет иностранным гражданином, признанным недееспособным либо ограниченным в дееспособности, либо не достигшим возраста восемнадцати лет, в отношении которого подается указанное заявление, за исключением случаев подачи заявления о выдаче вида на жительство с использованием Единого портала; отказ лица без гражданства, обратившегося с заявлением о предоставлении государственной услуги (лица без гражданства, в отношении которого подано такое заявление), от прохождения процедуры цифрового фотографирования, а также отказ лица без гражданства, обратившегося с заявлением о предоставлении государственной услуги (лица без гражданства, достигшего возраста двенадцати лет, в отношении которого подано такое заявление), от прохождения процедуры сканирования папиллярных узоров двух пальцев рук, за исключением случаев подачи заявления о предоставлении государственной услуги с использованием Единого портала.

В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пп. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административными ответчиками доказательств того, что заявителем представлен неполный пакет документов суду не представлено, когда как в материалах дела имеется заявление истца с перечислением прилагаемых им документов.

Судом не установлено, что действия административного истца не соответствовали закону и имелись основания для отказа в приеме заявления.

В соответствии со ст. ст. 5, 6, 12 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги. Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Статьей 14 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, закрепляющей требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 7 ч.1), а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (п. 8 ч.1).

Проанализировав нормы Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 11.06.2020 N 417 в совокупности с нормами Федерального закона от 25июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный регламент не содержит оспариваемого основания для отказа в приеме документов у иностранного гражданина.

Таким образом, решение ответчика нарушает права заявителя, создает ему препятствия к обращению с заявлением об оказании ему государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации и не может быть признано законным.

Кроме того, судом установлено, что в период с 13 ноября 2020 г. по 9 марта 2021 г. административный истец находился в процессе защиты своих прав при оспаривании решения государственного органа об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, что в силу пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» подтверждает законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища.

При указанных обстоятельствах, исковые требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180 КАС Российской Федерации, суд

Решил :

административный иск Саид Мазена удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника отделения по вопросам миграции МВД России по Октябрьскому району г. Иваново Петровой Елены Александровны от 16 января 2021 г. об отказе в приеме и регистрации документов о выдаче вида на жительство в Российской Федерации гражданину Сирийской Арабской Республики Саид Мазену.

Обязать ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново устранить нарушение прав и законных интересов Саид Мазена путем повторного рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О. Г.

В окончательной форме решение изготовлено 15 июня 2021 г.