ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1159/16 от 02.02.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-1159/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2016 года

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего М.Ю. Овсянниковой

при секретаре А.В.Гулидовой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, указав, что является уроженцем .... Республики ..... В 1998 году истец переехал с родителями и братом в г. Барнаул, где в 2009 году окончил школу и проживает до настоящего времени. 18.10.2006 ему и членам его семьи установлен факт проживания постоянно на территории РФ для получения гражданства РФ. На основании решения Центрального районного суда г. Барнаула отец и брат истца получили гражданство РФ в упрощенном порядке. В 2009 году истец обратился в УФМС за получением гражданства РФ в упрощенном порядке, но по неизвестным причинам ему отказали, после чего он получил разрешение на временное проживание сроком на 3 года. 27.06.2011 срок разрешения временного проживания истек, истец не успел в дальнейшем оформить гражданство в упрощенном порядке из-за семейных обстоятельств. 21.07.2015 он вновь обратился в УФМС России по АК для разрешения вопроса о приобретении гражданства РФ в упрощенном порядке с приложенными необходимыми документами. Письмом от 11.08.2015 УФМС отказало ему в выдаче гражданства в упрощенном порядке, ссылаясь на необходимость получения разрешения на временное проживание, потом вида на жительства, а потом гражданства РФ. Несмотря на обращения для повторного получения разрешения на временное проживание с собранными документами УФМС было отказано в принятии документов. Действия миграционной службы считает незаконными, указывая, что все его близкие родственники (отец, брат) имеют гражданство РФ, в связи с чем он тоже может получить гражданство РФ в упрощенном порядке. В настоящее время он является лицом без гражданства, без каких-либо документов, удостоверяющих личность, кроме свидетельства о рождении. Уточнив требования, просил восстановить его нарушенные права на приобретение гражданства в упрощенном порядке на основании Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» по ст. 14 п. 1 об. а) и обязать УФМС России по АК г. Барнаула в приеме документов в упрощенном порядке для получения паспорта РФ.

В судебном заседании административный истец ФИО1 на уточненных требованиях настаивал, ссылаясь на доводы иска.

Представитель административного ответчика Управлению Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю – Лапина Е.Ю. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на доводы письменных возражений, согласно которым нарушений со стороны миграционного органа нет, права истца принятыми решениями не нарушены.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч. 5 и ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1, уроженец .... Республики, в 2000 году с родителями и братом переехал в г. Барнаул, где в 2009 году окончил школу и проживает до настоящего времени.

В 2009 году отец истца – ФИО2 приобрел гражданство РФ на основании ч.4 ст. 14 Закона «О гражданстве РФ», мать является гражданкой Республики Армения, проживает на территории г. Барнаула без гражданства.

Данный факт подтвержден заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства ОУФМС от 28.08.2015, а также вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Барнаула от 19.10.2006, которым установлен факт проживания с 2000 года в г. Барнауле ФИО2 (отца истца), ФИО3 (брата истца) и ФИО1

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю с заявлением, в котором со ссылкой на ст.41.1 Федерального закона «О гражданстве РФ» просил принять заявление к рассмотрению и признать его гражданином РФ или разрешить получение вида на жительство и в дальнейшем гражданства РФ, заявление изложено в произвольной форме.

Согласно ответу УФМС от 11.08.2015 на обращение истца заключением УФМС России по Алтайскому краю установлено отсутствие у ФИО1 обстоятельств, свидетельствующих о наличии гражданства Российской Федерации. При этом ФИО1 разъяснено о необходимость обратиться в подразделение миграционной службы по месту пребывания (месту нахождения) для установления личности лица, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Кроме того, ФИО1 разъяснены дальнейшие действия в случае установления, что он является гражданином Республики Армения или лицом без гражданства, а также перечислены документы, необходимые для предоставления в УФМС России по Алтайскому краю для получения разрешения на временное проживание, права на получение вида на жительство на основании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Этим же письмом ФИО1 сообщалось, что прием в гражданство Российской Федерации на основании ст. 41.3 Федерального закона № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. «О гражданстве в Российской Федерации», применяется только к гражданам бывшего СССР, родившимся до 05.09.1991 года на территории бывшего Советского Союза. Лица, достигшее возраста 18 лет, родившиеся после 5 сентября 1991 года, прибывшие на территорию Российской Федерации до 1 ноября 2002 года не могут быть приняты в гражданство Российской Федерации на основании указанной нормы Федерального закона.

Поскольку иного решения УМФС административным истцом не представлено, суд приходит к выводу, что фактически ФИО1 оспаривает указанный ответ УФМС от 11.08.2015. Дату получения ответа ФИО1 назвать суду не смог.

В суд с настоящим иском ФИО1 обратился 17.11.2015. В связи с отсутствием доказательств даты вручения истцу ответа УФМС от 11.08.2015, срока направления и доставки почтовой корреспонденции, суд полагает, что срок для обращения в суд истцом не пропущен.

Проверяя законность оспариваемого решения, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Порядок приема в гражданство Российской Федерации как в общем, так и в упрощенном порядке, иностранных граждан и лиц без гражданства установлен в Федеральном законе Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 (статьи 13 и 14 Закона), п. 7 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 №1325 (далее – Положение).

Статья 11 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ) закрепляет основания, по которым приобретается гражданство Российской Федерации: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство РФ; в) в результате восстановления в гражданстве РФ; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом или международным договором РФ.

Положением устанавливается порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявления и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Установленный федеральным законом перечень полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Полномочиями по определению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, наделен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (пункт "а" статьи 30 указанного выше Федерального закона).

Законом не предусмотрены основания и порядок признания гражданином РФ на основании судебного решения.

Таким образом, в полномочия суда не входит рассмотрение вопросов гражданства РФ, в части установления обязанности для уполномоченных органов по признанию гражданином РФ и тем самым, подмена полномочий в Российском праве не предусмотрена.

Действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для приема заявления по вопросу гражданства Российской Федерации предусмотрено: представление заявления соответствующей формы, соблюдение порядка подачи заявления и представление предусмотренных законодательством документов применительно к конкретному основанию приобретения гражданства Российской Федерации, определенному Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 №1325.

Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (п. 8 Положения). При этом при заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений (п. 3 Положения). Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю (п. 9 Положения).

В соответствии с пунктом 10 Административного регламента, государственная функция не подлежит исполнению в случае ненадлежащего оформления заявления и всех необходимых документов, в связи с чем осуществляется возврат заявителю всего пакета документов.

Истец в установленном законом порядке с заявлением о приеме в гражданство не обратился, заявление исполнено в произвольной форме, без соблюдения требований Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 №1325, требования в заявлении не конкретизированы (признать гражданином или разрешить получение вида на жительство и в дальнейшем получить гражданство), в связи с чем данное заявление не может быть расценено как заявление о приобретении гражданства в любом порядке.

ФИО1 был дан ответ с разъяснением процедуры принятия в гражданство РФ, который его права нарушить не может, поскольку не препятствует истцу обратиться в установленном порядке в уполномоченный орган по вопросу приобретения гражданства РФ. Таким образом, УФМС России по Алтайскому краю не принимала каких-либо решений и не совершала действий (бездействий), которые могли бы привести к нарушению законных прав и интересов административного истца. В принятии в гражданство РФ ему отказано не было.

При установленных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья М.Ю.Овсянникова