ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1159/20 от 20.10.2020 Смоленского районного суда (Смоленская область)

Дело №2а –1159/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2020 года г.Смоленск

Смоленский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего судьи Стеблевой И.Б.,

при секретаре Дмитриевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску 1 к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании решения об отказе в согласовании схемы незаконным, возложении обязанности,

установил:

1, уточнив исковые требования, обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о признании решения Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка от <дата>№ <номер> незаконным; возложении обязанности на Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 2427 кв.м, на котором расположено здание с кадастровым номером № <номер>. В обоснование иска указав, что в собственности истца находится объект капитального строительства – здание площадью 863 кв.м с кадастровым номером 67:18:0030201:3045, назначение нежилое, наименование телятник, по адресу: <адрес>. Земельный участок под указанным зданием не сформирован, находится на землях не разграниченных в государственную и муниципальную собственность. В соответствии с ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ, под.6 ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ истец изготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обратился в адрес административного ответчика с заявлением об утверждении данной схемы с целью дальнейшего предоставления в собственность за плату сформированного на основании этой схемы земельного участка. <дата> за № <номер> истцом от Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области получен отказ в согласовании схемы, с указанием, что в соответствии с Генеральным планом Корохоткинского сельского поселения испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне П2, однако Правилами землепользования и застройки (далее ПЗЗ) Корохоткинского сельского поселения указанной территориальной зоны градостроительный регламент отсутствует. Ответчиком предлагается истцу обратиться с заявлением после того, как будут разработаны и утверждены изменения в Генеральный план Корохоткинского сельского поселения. Указанный отказ административный истец считает незаконным, поскольку в данном случае реализация законных прав истца ставится в зависимость исполнения ответчиком своих обязанностей. Принадлежащее на праве собственности истцу здание является производственным объектом, требующее ремонта и реконструкции, что не возможно до формирования земельного участка. Чем дольше истец не использует здание, тем больше он несет убытки. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 218,226,227 КАС РФ истцом заявлены вышеуказанные требования.

Истец 1 в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель истца 3, действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, требования поддержал по основаниям указанным в иске, дополнив, что административный ответчик на протяжении длительного времени изменения в генеральный план и ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения не внес, градостроительный регламент в отношении установленной зоны так и не разработал, однако смежные земельные участки сформированы.

Представитель Администрации МО «Смоленский район» 4 исковые требования не признала, поддержав доводы изложенные в обжалуемом решении и письменном отзыве на иск, указав, что в ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области отсутствует градостроительный регламент производственной зоны П2, вид разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка градостроительным регламентом не установлен и согласно п.1 ст.11.9 и под.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ у Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области отсутствуют основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. До настоящего времени внесенные изменения в генеральный план Корохоткинского сельского поселения не утверждены, генеральный план направлен на исправление недостатков.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение спора оставляет на усмотрение суда.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что, решением <адрес> от <дата>, вступившего в законную силу <дата>, за 3 признано право собственности на объект недвижимости – телятник, общей площадью 862 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. На основании договора купли-продажи от <дата>, заключенного между 3 (продавец) и 1 (покупатель), за последним зарегистрировано право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером № <номер>, наименование: телятник, назначение: нежилое, общей площадью 862 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> год постройки:1968, о чем в ЕГРН осуществлена запись о регистрации права № <номер> от <дата> (л.д.44-86).

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок, в границах которого расположен объект капитального строительства – телятник с кадастровым номером № <номер>, не сформирован.

<дата>1 обратился с заявлением в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области о согласовании схемы расположения земельного участка под зданием телятник и предоставлении ему как собственнику здания земельного участка площадью 2427 кв.м за плату в соответствии со схемой.

<дата> Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области принято решение за № <номер> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании п.1 ст.11.9 и под.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, ссылаясь, что согласно генеральному плану Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденному решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата>№ <номер>, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне П2, в ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения от <дата>№ <номер>, градостроительный регламент указанной производственной зоны отсутствует. Также указано, что на сегодняшний день Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области ведется работа по внесению изменений в генеральный план и ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения для приведения графической и текстовой части в соответствие.

Считая указанный отказ Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области незаконным административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

Статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 39.1 ЗК РФ закреплено, что продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 указанного Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 указанного Кодекса. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 указанного Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Перечень таких документов содержится в утвержденном приказом Минэкономразвития России от <дата> N 1 «Перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.

Установленный ст.39.16 ЗК РФ перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов является исчерпывающим.

Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области принимая решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в качестве основания указывает на п.1 ст.11.9 (предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами) и под.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ (разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам).

Из Генерального плана и фрагмента ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденного решением совета депутатов Корохоткинского сельского поселения Смоленского района и области от <дата>№ <номер> и решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения от <дата>№ <номер>, усматривается, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в территориальной зоне П2, однако градостроительный регламент указанной зоны в ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения не установлен.

Согласно п.20 ч.1 ст. 14, ст. 7 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ч.1 ст.8, ч.1 ст.31 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам органов местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).

Пунктом 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9 части 1 статьи 1 ГрК РФ).

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 ГрК РФ).

Статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Таким образом, градостроительный регламент устанавливается для каждой территориальной зоны и определяет правовой режим земельных участков соответствующей территориальной зоны.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (ч.4 ст.30 ГрК РФ).

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30-35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (ч.1 ст. 33 ГрК РФ),

Случаи, когда действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, определены в части 4 статьи 36 ГрК РФ, а случаи, когда градостроительные регламенты не устанавливаются, определены в части 6 статьи 36 ГрК РФ, среди которых не упоминается отнесение земельных участков к территориальной зоне "П – зона размещения производственных объектов".

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что отсутствие градостроительного регламента в ПЗЗ для установленной в генеральном плане территориальной зоны (П2), подготовка которого, внесение в него изменений, применительно к рассматриваемому административному делу не входит в обязанности административного истца, исключает возможность направления уполномоченным органом решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на п.1 ст.11.9 ЗК РФ. Действующее законодательство не относит отсутствие в документах территориального планирования (генеральный план и ПЗЗ сельского поселения) установленной территориальной зоны и как следствие градостроительного регламента к одному из оснований для отказа уполномоченным органом в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При этом суд отмечает, что как следует из материалов дела, административный истец является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения и в силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ, при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования.

При этом заявитель при обращении в соответствующие органы государственной власти либо местного самоуправления о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение не может быть признано законным. Оно нарушает права административного истца, поскольку препятствует реализации им права на возможность выкупа земельного участка занятого принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости.

Учитывая вышеизложенное и в соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности восстановить нарушенные права и интересы истца путем возложении обязанности повторно рассмотреть заявление истца от <дата> вх № <номер>.

Истец в целях устранения нарушения его прав и законных интересов просит обязать администрацию в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 2427 кв.м, на котором расположено здание с кадастровым номером № <номер>

Вместе с тем в силу ст. ст. 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции, в связи с чем необоснованно требования истца о понуждении ответчика к утверждению соответствующий схемы.

Кроме того, суд при принятии решения учитывает, что при отказе истцу в согласовании схемы, иные обстоятельства, кроме отсутствия градостроительного регламента для территориальной зоны П2, административным ответчиком не проверялись (нарушение прав и интересов третьих лиц, обосновать площадь испрашиваемого земельного участка под объектом недвижимости и т.п.), а суд при рассмотрении дела в порядке административного производства такими полномочиями не наделен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать решение Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка от <дата>№ <номер> незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области повторно рассмотреть заявление 1 от <дата> вх № <номер> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> под зданием телятника с кадастровым номером № <номер>, в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: И.Б.Стеблева

мотивированное решение суда составлено <дата>