ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115/2016 от 11.01.2016 Псковского районного суда (Псковская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Псков

Псковский районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,

при секретаре Павловой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.В.В. к Отделу муниципального контроля Администрации МО «Псковский район» о признании незаконным предписания об устранении допущенного нарушения земельного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

К.В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу муниципального контроля Администрации МО «Псковский район» о признании незаконным предписания об устранении допущенного нарушения земельного законодательства.

В обоснование требований указано, что К.В.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность земельный участок с КН расположенный по адресу: ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального садоводства, общей площадью 1016 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было получено распоряжение Администрации МО «Псковский район» о проведении внеплановой выездной проверки физического лица. По итогам проведенной проверки истцу было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений земельного законодательства в виде переноса забора. К.В.В. полагает указанное предписание незаконным и противоречащим законодательству РФ. Как указывает истец, в предписании указано как на самовольное занятие земельного участка, так и на использование земельного участка без правоустанавливающих документов. Истцом в ходе проверки представлены документы о праве собственности на земельный участок и документы, определяющие его границы. Полагает, что вывод проверяющего должностного лица не обоснован, т.к. объективной проверки не проведено.

Административный истец К.В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что при покупке земельного участка продавцом ему были показаны границы, в соответствии с которыми он использует свой земельный участок. Он не согласен с выводом инспектора, что использует участок с превышением площади и со способом измерения инспектором его участка.

Представитель административного истца – С.А.Ю. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Пояснил, что по просьбе истца кадастровый инженер обмерял земельный участок по его фактическим границам и его площадь составила 1031 кв.м. Однако полученную разницу с указанной в свидетельстве площадью в размере 1016 кв.м. нельзя считать превышением, поскольку законом предусмотрена погрешность при вычислении площади. Данная погрешность для участка истца составляет 33 кв.м., в то время как разница по заключению кадастрового инженера составила 15 кв.м. Вынесенное проверяющим органом оспариваемое предписание нарушает права истца, поскольку не позволяет использовать земельный участок в имеющихся границах и установить по границе забор.

Представитель административного ответчика – Администрации МО «Псковский район» А.В.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что внеплановая проверка проводилась на основании заявления главы сельского поселения «П волость», в ходе проверки выявлено превышение используемой К.В.В. площади земельного участка, проверка проведена в соответствии с действующим Административным регламентом по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Псковский район», размер участка замерялся рулеткой по периметру.

Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление К.В.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что К.В.В. приобретен по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с КН , площадью 1016 кв.м. категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального садоводства в д. *** (л.д. 18).

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, участок стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ, его границы установлены в соответствии с земельным законодательством (л.д. 10-11).

В <данные изъяты> году административный истец начал возводить забор по передней границе участка.

В Администрацию Псковского района поступило обращение главы СП «П волость» Н.И.И. от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки в отношении соблюдения К.В.В. требований земельного законодательства, поскольку по ее мнению участок выдвигается на дорогу (л.д. 54)

ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Администрации Псковского района вынесено распоряжение -р о проведении внеплановой выездной проверки физического лица – К.В.В., использующего земельный участок с КН в <данные изъяты> Лицами, уполномоченными провести проверку, назначены Р.И.Н. и И.Е.В. Эксперты к проверке не привлечены. Задачей проверки установлено – проверка наличия правоустанавливающих документов и их анализ. В процессе проверки следовало провести фотосъемку, документарную проверку, опрос проверяемых и заинтересованных лиц. Для достижения целей и задач проверки следовало предоставить межевое дело земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства физическим лицом от (л.д. 27-28), согласно которому была проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке с КН , площадью 1016 кв.м., принадлежащем К.В.В. Акт составлен И.Е.В. в присутствии К.В.В. Как указано в акте, проверкой установлено, что земельный участок выступает на земли волости от <данные изъяты> м до <данные изъяты> м и в действиях проверяемого усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. К.В.В. при ознакомлении с актом указал, что с ним не согласен. Согласно акту, в ходе проверки проводились: обмер участка, фотосъемка. Акт подписан И.Е.В. и Р.И.Н.

По итогам указанной проверки К.В.В. было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в результате проверки установлен самовольный захват земельного участка предполагаемой площадью <данные изъяты> кв.м., выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в нарушении ст. 7.1 КоАП РФ, а именно – самовольное занятие земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанном участке. Данным предписанием К.В.В. обязали устранить допущенное нарушение земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем переноса забора, К.В.В. предупрежден, что в соответствии с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписание должностного лица, осуществляющего государственный контроль, влечет административное наказание. (л.д. 29-30).

Постановлением главы Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Псковский район», который устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля за соблюдением требований законодательства по использованию земель организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, гражданами на территории МО «Псковский район» (п. 2 Регламента).

П. 8 указанного Регламента устанавливает, что внеплановые проверки земельных участков, используемых физическими лицами, проводятся в случае обнаружения муниципальными служащими, уполномоченными осуществлять контроль за использованием земель, достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих государственный земельный контроль, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

По результатам плановых и внеплановых проверок в отношении физических лиц составляется Акт, форма которого содержится в Приложении № 2 к настоящему Регламенту (п. 9 указанного Регламента).

В соответствии с п.10.6 Регламента, в случае обнаружения нарушений земельного законодательства, а именно нарушений требований ст. 26, ст. 42 ЗК РФ (в части использования земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих права на землю, использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той категории земель и разрешенным использованием, установленным в правоустанавливающих документах или неиспользования земельного участка, невыполнения требований по сохранности межевых знаков границ земельных участков), проверяемому лицу вместе с актом выдается предписание об устранении нарушений земельного законодательства (приложение №3 к Регламенту).

Суд считает, что проверка проведена с нарушениями - в акте не указаны понятые, свидетели, в то время как его утвержденная форма содержит данные графы, схема замеров никем не заверена, документы не содержат сведений о том, какие использовались приборы и какие проводились вычисления. Утверждение в акте о том, что опалубка забора выступает на земли волости от 0,5 м до 1,9 м не обосновано, поскольку выноса в натуру зарегистрированных координат земельного участка не производилось.

В предписании указано, что площадь участка, самовольно используемая К.В.В., установлена предположительно как 55 кв.м., в то время как нарушение не может носить предположительный характер.

Кроме того, как указано в заключении кадастрового инженера С.А.Н., представленного административным истцом, по результатам выполненных замеров фактическая площадь земельного участка с КН равна 1031 кв.м., разность фактической площади и площади по данным ГКН равна 15 кв.м., то есть площадь земельного участка, вычисленная по результатам измерений, не превышает предельных допустимых размеров площади, указанных в правоустанавливающих документах с учетом допустимой погрешности измерений.

Суд находит, что в связи с изложенными обстоятельствами оспариваемое предписание не соответствует Административному регламенту по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Псковский район», утвержденному Постановлением главы Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Предписание является решением, которым на гражданина возлагаются обязанности, поэтому оно может быть данным гражданином оспорено.

Поскольку предписание содержит необоснованные утверждения о нарушении К.В.В. земельного законодательства, то на него незаконно возложена обязанность перенести забор, чем нарушаются его права, свободы и законные интересы.

Трехмесячный срок, установленный статьей 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление К.В.В. к Отделу муниципального контроля Администрации МО «Псковский район» о признании незаконным предписания об устранении допущенного нарушения земельного законодательства удовлетворить.

Признать незаконным Предписание об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Администрацией МО «Псковский район» К.В.В., как не соответствующее Административному регламенту по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Псковский район», утвержденному Постановлением главы Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ и нарушающее права, свободы и законные интересы К.В.В.

Обязать отдел муниципального контроля Администрации Псковского района в течение одного месяца после вступления в силу решения устранить допущенные нарушения и сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения.

Взыскать с Администрации МО «Псковский район» в пользу К.В.В. 300 рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В. Ковалева