ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115/2017 от 03.03.2017 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-115/2017 03 марта 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Логиновой О.В.,

с участием помощника прокурора г.Коряжмы Тихонова Н.Г.,

при секретаре Гурьевой Т.А.,

рассмотрел в судебном заседании в городе Коряжме в помещении суда 03 марта 2017 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора <...> в интересах муниципального образования «<...>» и неопределенного круга лиц к городской Думе муниципального образования «<...>» о признании незаконным решения и обязании устранить нарушение закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <...> в интересах муниципального образования «<...>» (далее МО «<...>») и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к городской Думе МО «<...>», в котором просит признать незаконным бездействие городской Думы МО «<...>», выраженное в неисполнении требований ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 9.2 ст. 19 Устава МО «<...>» о досрочном прекращении полномочий депутата V созыва Пуртовой В.А. в связи с несоблюдением депутатом ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; возложить на городскую Думу МО «<...>» обязанность устранить допущенные нарушения закона путем принятия в отношении депутата городской Думы Пуртовой В.А. решения в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» не позднее чем через пятнадцать дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

В обоснование требований ссылается на то, что по результатам повторных выборов депутатов городской Думы МО «<...>» V созыва 14.09.2014 по одномандатному избирательному округу № 7 депутатом избрана Пуртова В.А. В нарушение требований законодательства депутат Пуртова В.А. в срок до 30.04.2016 не предоставила в городскую Думу сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за 2015 год. 19.05.2016 прокуратурой города в городскую Думу направлена информация о том, что на 11.05.2016 не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными депутатами городской Думы, в том числе депутатом Пуртовой В.А. Прокурором также ставился вопрос о вынесении на рассмотрение комиссии городской Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и решения вопроса о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов, для дальнейшего принятия решения о необходимости рассмотрения городской Думой вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата. 27.09.2016 председателем городской Думы в прокуратуру города направлен ответ, согласно которому комиссией городской Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера принято решение об отсутствии необходимости рассмотрения городской Думой вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов, в том числе и Пуртовой В.А. 12.10.2016 прокуратурой города в городскую Думу внесено представление о необходимости рассмотрения на сессии городской Думы решения о досрочном прекращении полномочий депутатов городской Думы, не предоставивших сведения о полученных доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера, в том числе о досрочном прекращении полномочий депутата Пуртовой В.А. Рассмотрение представления прокурора города состоялось 17.11.2016 на 33 очередной сессии городской Думы МО «<...>». В удовлетворении представления прокурора было отказано, поскольку решение о досрочном прекращении полномочий депутатов, в том числе и Пуртовой В.А., не было принято большинством депутатских голосов. Поскольку депутат Пуртова В.А. добровольно свои полномочия не сложила, на городскую Думу возлагалась обязанность рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутата Пуртовой В.А. в установленном законом порядке, однако положительного решения не было принято. Полагая, что досрочное прекращение полномочий депутата Пуртовой В.А. в связи с непредставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является безальтернативным (единственным) последствием бездействия городской Думы, выраженным в неисполнении требований закона и Устава города о досрочном прекращении полномочий депутата, следует признать такое бездействие незаконным и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления. Жители города имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления депутатами, которые надлежащим образом соблюдают законодательство Российской Федерации. Продолжение деятельности депутата, нарушившего закон, влечет угрозу соблюдения прав, свобод и законных интересов его избирателей. Непринятие представительным органом решения о досрочном прекращении полномочий депутата, нарушает избирательные права граждан, проживающих в границах соответствующего избирательного округа.

В судебном заседании помощник прокурора <...> Тихонов Н.Г. поддержал заявленные в интересах МО «<...>» и неопределенного круга лиц требования по указанным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что оспаривает бездействие городской Думы в части непринятия положительного решения о прекращении полномочий депутата Пуртовой В.А. на сессии городской Думы, проводимой 17.11.2016. Считает, что срок обращения в суд не пропущен.

В предварительном судебном заседании представитель административного истца МО «<...>» ФИО1, действующая на основании доверенности, требования, заявленные прокурором, поддержала. Дополнительно пояснила, что неисполнение отдельным депутатом требований действующего законодательства, несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей установленных Федеральным законом, бездействие органа представительной власти в части принятия своевременных мер по прекращению полномочий депутата нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, подрывают авторитет власти. Считает заявленные прокурором требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель городской Думы МО «<...>» председатель ФИО2 в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями прокурора, показал, что решением городской Думы МО «<...>» от 21.04.2016 № 209 утверждено Положение о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами городской Думы МО «<...>», и соблюдения ими ограничений, запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Срок для предоставления депутатами указанных сведений за 2015 год был установлен до 30.04.2016. В заседании городской Думы 21.04.2016 принимала участие и депутат Пуртова В.А. Данное положение было официально опубликовано 22.04.2016. Пять депутатов в срок до 30.04.2016 указанные сведения не представили, Пуртова В.А. представила сведения 23.05.2016. В мае 2016 года из прокуратуры поступила письменная информация в отношении указанных депутатов, комиссией городской Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера была проведена проверка, по результатам которой комиссией было принято решение об отсутствии необходимости рассмотрения городской Думой вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов, своевременно не подавших сведения. Не согласившись с данным решением комиссии, 12.10.2016 прокурор направил в адрес городской Думы представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Представление прокурора от 12.10.2016 было рассмотрено на сессии городской Думы 17.11.2016, кворум имелся, поскольку присутствовал 21 депутат и один голос был делегирован. По вопросу удовлетворения представления прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата Пуртовой В.А. в голосовании приняли участие 10 человек, а именно «за» - 9 человек, «против» - 0 человек, «воздержался» - 1 человек. 11 депутатов, присутствовавших на заседании, не голосовали по неизвестным причинам. Исходя из результатов голосования, решение об удовлетворении представления прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата Пуртовой В.А. не было принято. По представлению прокурора в отношении депутатов ФИО3 и ФИО4 положительного решения также не было принято. Таким образом, считает, что в данной части городской Думой не было допущено бездействие, т.к. вопрос о прекращении полномочий депутата был рассмотрен, но по нему было принято отрицательное решение. Обязание депутатов Думы принять однозначное решение о прекращении полномочий депутата нарушает принцип свободного волеизъявления и самостоятельности представительного органа в принятии решений в пределах своих полномочий. Считает, что непредставление депутатом в установленный срок сведений не повлекло нарушения прав, свобод и интересов муниципального образования, неопределенного круга лиц. Поскольку прокурору с мая 2016 года стало известно о нарушении депутатом требований антикоррупционного законодательства, вместе с тем обращение в суд последовало только в январе 2017 года, поэтому полагает, что административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд.

Заинтересованное лицо Пуртова В.А. в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия. В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным провести судебное заседание без участия заинтересованного лица.

Заинтересованное лицо Пуртова В.А. представила письменную позицию по иску, в которой указала о своем несогласии с заявленными требованиями, просила учесть, что по объективным причинам (удаленность местонахождения работодателя) не смогла своевременно представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) задачами административного судопроизводства является в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 39 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст. 226 ч. 8 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72).

Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Аналогичное положение закреплено в ч. 9.2 ст. 19 Устава муниципального образования «<...>».

В соответствии с частями 10, 10.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом, а также в иных случаях, установленных Законом № 131-ФЗ и иными федеральными законами.

Согласно ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Как установлено в судебном заседании, на основании Устава МО «<...>», Положения о городской Думе, принятого решением городской Думы от 16.02.2012, городская Дума МО «<...>» является выборным, коллегиальным, представительным органом местного самоуправления, подотчетным населению района, обладает правами юридического лица. Городская Дума состоит из 26 депутатов, избираемых на срок пять лет на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан (л.д. 33-42).

В силу ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Депутат - это член представительного органа поселения. Депутат признается лицом, замещающим муниципальную должность (ст. 2).

В соответствии с предоставленными полномочиями решением городской Думы МО «<...>» № 209 от 21.04.2016 утверждено Положение о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами городской Думы муниципального образования «<...>», и соблюдения ими ограничений, запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами» (далее Положение). Указанный документ официально опубликован 22.04.2016 (л.д. 43-46, 95-98).

Данным решением установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год представляются депутатами городской Думы муниципального образования «<...>» в срок до 30.04.2016.

Согласно главе II утвержденного Положения, депутаты обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в комиссию городской Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее комиссия) для контроля за достоверностью сведений. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера представляются депутатами в виде справок согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

В силу п. 4 главы II Положения, в случае непредставления по объективным причинам депутатом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению комиссией по заявлению депутата. Указанное заявление подается в комиссию в порядке и сроки, установленные п. 2 Положения для подачи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Пунктом 8 главы II Положения предусмотрено, что в случае непредставления, несвоевременного представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных положений закона следует, что депутат представительного органа местного самоуправления обязан соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность, в том числе, депутат обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как в отношении себя, так и в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Досрочное прекращение полномочий депутата является безальтернативным последствием неисполнения депутатом обязанности по предоставлению указанных выше сведений, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Из материалов дела следует, что по результатам повторных выборов депутатов городской Думы муниципального образования «<...>» V созыва 14.09.2014 по одномандатному избирательному округу № 7 избрана депутатом Пуртова В.А. (л.д. 51). Полномочия депутата Пуртовой В.А. на момент рассмотрения дела не прекращены.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, за отчетный 2015 год депутат Пуртова В.А. в срок до 30.04.2016 не исполнила свою обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, как в отношении себя, так и в отношении родственников.

По результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения решения городской Думы от 21.04.2016 № 209, прокуратурой города 19.05.2016 в городскую Думу направлена информация о том, что на 11.05.2016 не предоставлены сведения о полученных доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера отдельными депутатами городской Думы, в том числе депутатом Пуртовой В.А. Прокурором также ставился вопрос о вынесении на рассмотрение комиссии городской Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера решения вопроса о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов, для дальнейшего принятия решения о необходимости рассмотрения городской Думой вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата (л.д. 16).

Депутат Пуртова В.А. представила в комиссию сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 23.05.2016, с заявлением в комиссию о наличии объективных причин невозможности предоставления указанных сведений, Пуртова В.А. не обращалась (л.д. 52, 110-112). Указанные обстоятельства в судебном заседании представителем административного ответчика не оспаривались.

После проведения проверки по обращению прокурора, 27.09.2016 председателем городской Думы в прокуратуру города направлен ответ, согласно которому комиссией городской Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера принято решение об отсутствии необходимости рассмотрения городской Думой вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов, в том числе и Пуртовой В.А. (л.д. 17).

12.10.2016 прокуратурой города в городскую Думу МО «<...>» внесено представление о необходимости рассмотрения на сессии городской Думы решения о досрочном прекращении полномочий депутатов городской Думы, не предоставивших сведения о полученных доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах их супругов и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, в том числе о досрочном прекращении полномочий депутата Пуртовой В.А. (л.д. 18).

Рассмотрение представления прокурора города состоялось 17.11.2016 на 33 очередной сессии городской Думы. В удовлетворении представления прокурора было отказано, решение о досрочном прекращении полномочий депутатов, в том числе и Пуртовой В.А., большинством голосов депутатов принято не было (л.д. 55-57).

Таким образом, судом установлено, что в нарушение указанных выше требований законодательства депутат городской Думы МО «<...>» Пуртова В.А. в срок до 30.04.2016 не представила в городскую Думу сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за 2015 год.

Каких-либо уважительных причин в обоснование невозможности представления вышеуказанных сведений в установленный срок (до 30.04.2016) материалы дела не содержат. Довод Пуртовой В.А. о том, что в связи с отдаленностью местонахождения работодателя и необходимостью запроса справки формы 2-НДФЛ она была лишена возможности своевременно подать соответствующие сведения, суд находит несостоятельным в виду того, что Пуртова В.А. участвовала в работе городской Думы при утверждении Положения № 209 от 21.04.2016, знала о сроках предоставления сведений, обратилась за справкой к работодателю в устном порядке, однако, очевидно предполагая, что сведения о доходах и расходах в установленный срок подать не сможет, вместе с тем не воспользовалась своим правом обращения в комиссию с соответствующим заявлением о наличии объективных причин непредставления в срок сведений. При этом, являясь депутатом городской Думы и участвуя ранее в заседаниях, Пуртова В.А., зная об отдаленном месте нахождения своего работодателя и необходимости отчитаться за 2015 год, не была лишена возможности заранее запросить у работодателя необходимые сведения о своих доходах. Таким образом, в данном случае представление сведений с нарушением срока их представления не является надлежащим исполнением предусмотренной законом вышеуказанной обязанности депутата.

Поскольку факт неисполнения депутатом Пуртовой В.А. возложенной на нее законом обязанности имел место быть, в связи с чем представительный орган местного самоуправления должен был принять безусловное решение о досрочном прекращении полномочий депутата.

Как следует из административного искового заявления, прокурором заявлены требования о признании незаконным бездействия городской Думы и обязании принять в отношении депутата решение в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. В судебном заседании прокурор пояснил, что обжалуется бездействие городской Думы, выраженное в непринятии положительного решения о досрочном прекращении полномочий депутата Пуртовой В.А.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Аналогичные положения содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (пункт 61).

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд полагает, что в данном случае административным истцом по существу оспаривается именно решение городской Думы, поскольку представление прокурора о досрочном прекращении полномочий ряда депутатов городской Думой МО «<...>» было рассмотрено, фактически по нему было принято решение об отказе в его удовлетворении в связи с отсутствием необходимого числа голосов депутатов, проголосовавших «за», таким образом полагать, что со стороны городской Думы в данном случае имелось бездействие, оснований не имеется.

С учетом ч. 8 ст. 226 КАС РФ, принимая во внимание, что досрочное прекращение полномочий депутата городской Думы МО «<...>» Пуртовой В.А. в связи с непредставлением ею сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законом срок является безальтернативным последствием, поэтому решение городской Думы МО «<...>» в части непринятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Пуртовой В.А. на заседании сессии городской Думы 17.11.2016 является незаконным, противоречащим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Неисполнение представительным органом местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции влечет недоверие граждан к местной власти, создает негативный имидж муниципального образования, тем самым нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, МО «<...>» на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права свободы и законные интересы административного истца. В этом случае суд обязывает административного ответчика устранить выявленные нарушения.

Поскольку депутат городской Думы МО «<...>» Пуртова В.А. на день рассмотрения иска добровольно свои полномочия не сложила, поэтому на административного ответчика подлежит возложению обязанность по устранению допущенных нарушений.

Административный истец просит обязать ответчика устранить нарушения закона путем принятия в отношении депутата Пуртовой В.А. решения в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В данной части заявленных требований суд приходит к следующему.

Применительно к положениям ст. 12 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществляют свою деятельность самостоятельно в пределах своих полномочий и под свою ответственность.

Исходя из положений ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ представительный орган местного самоуправления в пределах своих полномочий принимает нормативные правовые акты, решения по вопросам местного значения.

Из смысла указанных положений закона следует, что только органы местного самоуправления, в том числе и его представительный орган, наделены полномочиями по принятию соответствующих решений по вопросам местного значения. Иные государственные органы и ветви власти не вправе вмешиваться в указанную деятельность.

Возложение на городскую Думу обязанности принять конкретное решение именно о прекращении полномочий депутата являлось бы вмешательством суда в деятельность органа местного самоуправления, что на основании вышеуказанных положений закона недопустимо.

При таких обстоятельствах и на основании ст. 227 КАС РФ суд считает необходимым возложить на городскую Думу МО «<...>» обязанность устранить допущенные нарушения закона путем повторного разрешения вопроса о полномочиях депутата Пуртовой В.А. в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации».

В силу ст. 227 ч. 3 п. 1 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом.

Учитывая указанное, административному ответчику следует установить срок для устранения допущенных нарушений не позднее чем через пятнадцать дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, а также возложить обязанность направить сообщение об исполнении настоящего решения в суд, прокурору, МО «<...>» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы административного ответчика о пропуске срока для обращения в суд считает несостоятельными в силу следующего.

Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом материалами дела и пояснениями сторон, административным истцом по существу оспаривается решение городской Думы МО «<...>», принятое на заседании сессии 17.11.2016.

Обращение прокурора с административным иском последовало 10.01.2017, соответственно, трехмесячный срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

Таким образом, административные исковые требования, заявленные прокурором в интересах МО «<...>» и неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения городской Думы МО «<...>» и обязании устранить нарушение закона подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <...> в интересах муниципального образования «<...>» и неопределенного круга лиц к городской Думе муниципального образования «<...>» о признании незаконным решения и обязании устранить нарушение закона - удовлетворить.

Признать незаконным и противоречащим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение городской Думы муниципального образования «<...>» в части непринятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата V созыва Пуртовой В. А. в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Возложить на городскую Думу муниципального образования «<...>» обязанность устранить допущенные нарушения закона путем повторного разрешения вопроса о полномочиях депутата Пуртовой В. А. в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» в срок не позднее чем через пятнадцать дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Обязать городскую Думу муниципального образования «<...>» направить сообщение об исполнении настоящего решения в суд, прокурору <...>, муниципальному образованию «<...>» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Коряжемский городской суд <...> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (решение в окончательной форме принято 06 марта 2017 года).

Председательствующий О.В. Логинова