ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115/2022 от 05.04.2022 Еланского районного суда (Волгоградская область)

№ 2а-115/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Елань 05 апреля 2022 г.

Еланский районный суд Волгоградской области,

в составе председательствующего судьи Самохина В.В.

единолично,

при секретаре Филоновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области к Еланскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной судебных приставов по Волгоградской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области обратился в суд с административным иском к Еланскому районному отделу Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об оспаривании бездействия, в обосновании указав, что 01.12.2015 года комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Комитет) направил в адрес старшего судебного пристава Еланского района РОСП УФССП России по Волгоградской области для принудительного исполнения исполнительный лист серии ФС о понуждении ФИО4 продать на торгах 103/2763 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, Еланский район, примерно в 2 км по направлению на северо-запад от с. Березовка. Согласно сервису отслеживания почтовых отправлений исполнительный лист получен адресатом 05.12.2015. На официальном сайте УФССП России по Волгоградской области отсутствует информация о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства, соответственно, информация о ходе исполнительного производства. Также, в Комитет не была представлена информация о возбуждении исполнительного производства, исполнительный лист в адрес Комитета не возвращался. Кроме того, Комитет не получал информацию об утрате исполнительного листа. 15.07.2021 Комитетом в адрес Еланского РОСП УФССП России по Волгоградской области направлен запрос о предоставлении информации о месте нахождения исполнительного листа серии ФС , причинах непринятия процессуального решения в соответствии с ч. 8 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ), о направлении Еланский районный суд Волгоградской области заявления о выдаче дубликата исполнительного документа по делу № 2-505/2015 о понуждении А.В. Самуся продать на торгах 103/2763 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровым номером 34:06:130003:55 из земель сельскохозяйственного назначена расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, Еланский район, примерно в 2 км по направлению на северо-запад от с. Березовка. Еланским РОСП УФССП России по Волгоградской области 16.08.2021 в ответ г запрос Комитета от 15.07.2021 вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалоб и признании действий должностного лица правомерным. 07.09.2021 года Комитет в адрес Управления ФССП России по Волгоградской области направил жалобу о признании незаконным бездействие Еланского РОСП УФССП России по Волгоградской области, выразившееся в формальном рассмотрении запроса Комитета от 15.07.2021, и об обязании принять полный комплекс мер по исполнительному производству. Ответ в адрес Комитета не поступил. 24.11.2021 года Комитет направил в адрес Управления ФССП России по Волгоградской области запрос о предоставлении информации по результатам рассмотрения жалобы от 07.09.2021. 25.01.2021 Комитет получил от Управления УФССП России по Волгоградской области информацию о том, что начальнику отделения — старшему судебному приставу Еланского РОСП УФССП России по Волгоградской области дано указание о принятии мер по восстановлению исполнительного листа по делу и организации его исполнения, в соответствии с требованиями законодательства об исполнительном производстве. 08.02.2022 Комитет направил в адрес начальника Еланского РОСП УФССП России по Волгоградской области — старшему судебному приставу запрос о предоставлении информации об обращении Еланского РОСП УФССП России по Волгоградской области Еланский районный суд Волгоградской области с заявлением о выдаче дубли к. исполнительного листа по делу о понуждении ФИО4 продать на торгах 103/2763 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровым номером в случае принятия судом решения об отказе выдаче дубликата исполнительного листа направить в адрес Комитета справку об утрате исполнительного документа. Согласно сервису отслеживания почтовых отправлений исполнительный лист получен адресатом 12.02.2022. Ответ в адрес Комитета не поступил. В соответствии со ст. 64.1 Федерального закона № 229-ФЗ: - заявления передаются должностным лицам службы судебных приставов трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов (ч. 3); - должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление десятидневный срок со дня поступления к нему заявления (ч. 5), - согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 229-ФЗ в сроки в целях исполнитель производства не включаются нерабочие дни. Таким образом, имеет место факт бездействия службы судебных приставов Волгоградской области по не рассмотрению обращения Комитета и не принятию полного комплекса мер по восстановлению утраченного исполнительного документа. Согласно ст. 2 Федерального закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законы интересов граждан и организаций. В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, правильному исполнению исполнительных документов. Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом принявшим соответствующий акт. В целях обеспечения установленных Федеральным законом № 229-ФЗ условий и порядка принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц ФССП России издан Приказ от 28.09.2015 № 455 «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств» (далее - Положение). В силу п.1.2 Положения утрата материалов исполнительных производств выявляется: при проверке деятельности структурного подразделения территориального органа ФССП России, осуществлении контроля за деятельностью судебных приставов-исполнителей: старшим судебным приставом, заместителем старшего судебного пристава, работниками аппарата управления территориального органа, центрального аппарата ФССП России, надзирающим прокурором; при рассмотрении обращений сторон исполнительного производства (их представителей), сообщений средств массовой информации; при приеме-передаче дел; при проведении оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами; при иных обстоятельствах. В силу предписаний п. 1.3. Положения при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России. Разделом II Положения определен порядок действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, а именно: руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации (далее - руководитель территориального органа): возлагает обязанность по восстановлению утраченных материалов исполнительных производств; осуществляет контроль за восстановлением материалов исполнительных производств; организует учет заявлений о выдаче дубликатов (копий) исполнительных документов, контроль за получением дубликатов (копий) исполнительных документов (пункт 2.1); начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе: дает поручение судебному приставу-исполнителю об обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа; по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа (п. 2.2). По правилам п. 2.3 Положения судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России: - в обязательном порядке незамедлительно обращается в соответствующий суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа в порядке ст. 430 ГПК РФ, ст. 323 АПК РФ, ст. 354 КАС РФ. В случае принятия судом решения об отказе в выдаче дубликата исполнительного документа судебный пристав-исполнитель уведомляет об этом взыскателя (его представителя), выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа. При этом разъясняет право взыскателя (его представителя) на обращение в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа (подпункт 2.3.1); в обязательном порядке незамедлительно обращается в уполномоченный орган выдавший исполнительный документ, с заявлением о выдаче копии исполнительного документа (подпункт 2.3.2); по получении дубликата (копии) исполнительного документа принимает меры по возбуждению исполнительного производства в порядке ст. 30 Федерального закона № 229 ФЗ и его исполнению, если до утраты исполнительного документа по нему не было возбуждено исполнительное производство (подпункт 2.3.3); в случае утраты неоконченного исполнительного производства судебный пристав исполнитель незамедлительно принимает меры по получению дубликата (копи исполнительного документа, исполнительное производство возобновляется. В случае утраты материалов исполнительных производств, оконченных на основании подпунктов 1, 2, 8,1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ, и прекращенных исполнительных производств, которым не истек срок хранения, судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по получению дубликата исполнительного документа. При утрате исполнительных производств, оконченных по иным основаниям, судебный пристав исполнитель незамедлительно принимает меры по получению копии исполнительно документа (подпункт 2.3.4). Меры по восстановлению материалов прекращенных, оконченных и неоконченных исполнительных производств, отдельных документов, находившихся в состоянии исполнительных производств, в том числе сводных исполнительных производств принимаются незамедлительно, в том числе путем сбора копий документов, полученных с базы данных АИС ФССП России, от сторон исполнительного производства, регистрируют органов, кредитных организаций и иных лиц (подпункт 2.3.5). Из системного толкования приведенных норм следует, что до выдачи дубликата исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя отсутствуют правой основания для производства исполнительных действий. При этом непринятие судебным приставом-исполнителем мер по получению дубликата исполнительного документа является основанием для признания соответствующе бездействия незаконным в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2017 № Ф05-9059/2017 по делу № A40-233941/2016 постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2017 № Ф06-17605/2017 делу № А12-38131/2016, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда 04.04.2016 № 10АП-1762/2016 по делу № А41-89385/15, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2017 № 17АП-331/2017-АК по делу № А60-49260/2016). Федеральный закон № 229-ФЗ, иные федеральные законы не относят утрату исполнительного документа к основаниям приостановления и/или прекращения исполнительного производства. Аналогичные выводы содержатся в судебной практике (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.2017 № Ф07-6882/2017 по делу N° А21-8420/2016). По состоянию на 10.03.2022 требования исполнительного листа серии ФС №004618441 не исполнены, 103/2763 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:06:130003:55 из земель сельскохозяйственного назначен принадлежащей Самусю А.В., не отчуждена, что влечет нарушение требований ст.ст. 3 и 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также прав Комитета как взыскателя по исполнительному производству. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (ч. 2 ст. 22 КАС РФ). Просит суд; - признать незаконным бездействие Еланского РОСП УФССП России по Волгоградской области, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок обращения Комитета от 08.02.2022 № 21-05/2190; - признать незаконным бездействие Еланского РОСП УФССП России по Волгоградской области по не принятию мер, направленных на восстановление утраченного исполнительного листа, выданного на основании решения Еланского районного суда от 16.10.2015 года по делу № 2-505/2015; - обязать Еланский РОСП УФССП России по Волгоградской области направить заявление в Еланский районный суд Волгоградской области о выдаче дубликата исполнительного листа, выданного на основании решения Еланского районного суда от 16.10.2015 года по делу № 2-505/2015, на основании справки об утрате исполнительного листа и ходатайствовать о восстановлении срока подачи в суд заявления о выдаче дубликата исполнительного листа.

В судебное заседание представитель административного истца Агинская О.Ю. не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие, представив письменные объяснения согласно которым, в производстве Еланского районного суда Волгоградской области находится административное дело 2а-115/2022 по административному иску комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее — Комитет) к Еланскому районному отделению судебных приставов УФССП по Волгоградской области об оспаривании действий (бездействия), а именно: о признании незаконным бездействия Еланского РОСП УФССП России по Волгоградской области, выразившегося в не рассмотрении в установленный законом срок обращения Комитет от 08.02.2022 №21-05/2190; о признании незаконным бездействия Еланского РОСП УФССП России то Волгоградской области по не принятию мер, направленного на восстановление утраченного исполнительного листа, выданного на основании решений Еланского районного суда Волгоградской области от 14.10.2015 по делу №2-505/2015; о понуждении Еланского ЮСП УФССП России по Волгоградской области направить заявление в Еланский районный суд Волгоградской области о выдаче дубликата исполнительного листа, выданного на основании решения Еланского районного суда Волгоградской области от 14.10.2015 по делу №2-505/2015, на основании справки об утрате исполнительного листа и ходатайствовать о восстановление срока подачи в суд заявления о выдаче дубликата исполнительного листа. В процессе рассмотрения дела административный ответчик подал в Еланский районный суд Волгоградской области заявление о выдаче дубликата исполнительного листа по делу № 2-505/2015. С учетом данного обстоятельства Комитет считает необходимым пояснить суду, что подача Еланским РОСП УФССП по Волгоградской области в Еланский районный суд Волгоградской области заявления о выдаче дубликата исполнительного листа не препятствует рассмотрению по существу административного искового заявления о признании действий (бездействия) Еланского РОСП УФССП по Волгоградской области. Непринятие судебным приставом-исполнителем мер по получению дубликата исполнительного документа является основанием для признания соответствующего бездействия незаконным в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2017 № Ф05-9059/2017 по делу № A40-233941/2016 постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2017 № Ф06-17605/2017 делу № А12-38131/2016, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда 04.04.2016 № 10АП-1762/2016 по делу № А41-89385/15, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2017 № 17АП-331/2017-АК по делу № А60-49260/2016). В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Обжалуемые действия (бездействие) Еланского РОСП УФССП по Волгоградской области на момент подачи административного иска нарушали законные права и интересы Комитета как взыскателя, поскольку решение Еланского районного суда Волгоградской области от 14.10.2015 года по делу №2-505/2015 о понуждении ФИО4 продать на торгах продать на торгах 103/2763 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначена расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, Еланский район, примерно в 2 км по направлению на северо-запад от с. Березовка, не исполнялось на протяжении нескольких лет, исполнительный лист, выданный на основании указанного решения, был утерян службой судебных приставов и ею не предпринимались действия по получению его дубликат. По настоящее время решение Еланского районного суда Волгоградской области от 14.10.2015 года по делу №2-505/2015 о понуждении ФИО4 продать на торгах продать на торгах 103/2763 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровым номером 34:06:130003:55 из земель сельскохозяйственного назначена расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, Еланский район, примерно в 2 км по направлению на северо-запад от с. Березовка, не исполнено, 103/2763 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровым номером принадлежащей ФИО5 не отчуждены, что влечет нарушение требований ст.ст. 3 и 5 ФЗ от 24.07.2002 №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также прав Комитета как взыскателя по исполнительному производству. Следовательно, добровольное удовлетворение административным ответчиком требований о подаче заявления в суд о выдаче дубликата исполнительного листа не имеет самостоятельного правового значения для рассматривания исковых требований Комитета о признании незаконным бездействия Еланского РОСП УФССП по Волгоградской области по не принятию мер, направленных на восстановление утраченного исполнительного листа, выданного в отношении ФИО4. Согласно ч.1 ст.218 КАС, гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействия) в административном порядке, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Таким образом, требования Комитета о понуждении Еланского РОСП УФССП по Волгоградской области направить заявление в Еланский районный суд Волгоградской области о выдаче дубликата исполнительного листа по делу №2-505/2015 на основании справки об утрате исполнительного листа и ходатайствовать о восстановлении срока подачи в суд заявления о выдаче дубликата исполнительного листа, или выдать Комитету справку об утрате исполнительного листа серии ФС , представляют собой мнение административного истца относительно способа восстановления своего нарушенного права, с которыми, с учетом изменившихся в процессе рассмотрения настоящего дела обстоятельств, суд может не согласиться.

Представитель административных ответчиков - Еланского РОСП УФССП по Волгоградской области и УФССП по Волгоградской области - Хибрикова Т.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая вышеизложенное, надлежащее извещение участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст.218, 360 КАС РФ, ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в их взаимной связи, гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействия) в административном порядке, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Статьей 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что данный Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст.2 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Статьей 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (пункт 1 части 1). Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (часть 3).

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, по общему правилу при рассмотрении административного дела об оспаривании постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя подлежит выяснению судом:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия судебного пристава-исполнителя на принятие оспариваемого постановления, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона выражающееся в том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В этой связи принимаемое в пользу административного истца решение обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.

В соответствии с ч. 2,3 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Судом установлено, что 01.12.2005 года, комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в адрес Еланского РОСП УФССП по Волгоградской области, направлен оригинал исполнительного листа ФС выданный 16.10.2015 года Еланским районным судом по делу №2-505/2015 о понуждении ФИО4 продать на торгах 103/2763 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровым номером 34:06:130003:55 из земель сельскохозяйственного назначена расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, Еланский район, примерно в 2 км по направлению на северо-запад от с. Березовка, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 02.12.2015 года и отчетом об отслеживании почтовых отправлений.

15.07.2021 года комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в адрес Еланского РОСП УФССП по Волгоградской области, направлен запрос о предоставлении информации об исполнительном листе ФС , о причинах его не исполнения, а также в случае утраты об обращении в Еланский районный суд о выдачи дубликата, на который Еланским РОСП УФССП по Волгоградской области не предоставлен ответ.

Как явствует из жалобы направленной 07.09.2021 года в адрес УФССП России по Волгоградской области, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, просит обязать Еланский РОСП УФССП по Волгоградской области исполнить запрос от 15.07.2021 года о предоставлении информации об исполнительном листе ФС , о причинах его не исполнения, а также в случае утраты об обращении в Еланский районный суд о выдачи дубликата и предоставлении ответа в их адрес.

Согласно запросу в Управление УФССП России по Волгоградской области от 24.11.2021 года, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области повторно просит предоставить ответ на жалобу от 07.09.2021 года.

08.02.2022 года комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в адрес Еланского РОСП УФССП по Волгоградской области, повторно направлен запрос о предоставлении информации об исполнительном листе ФС , о причинах его не исполнения, а также в случае утраты об обращении в Еланский районный суд о выдачи дубликата.

Выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости подтверждается, что Самусь А.В. является правообладателем земельного участка кадастровый из земель сельскохозяйственного назначена расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, Еланский район, примерно в 2 км по направлению на северо-запад от с. Березовка.

Из предоставленного 28.03.2022 года Еланским РОСП УФССП по Волгоградской области ответа явствует, что 28.03.2022 года начальником отделения старшим судебным приставом - исполнителем Еланского РОСП УФССП России по Волгоградской области Хибриковой Т.А., в Еланский районный суд подано заявление о выдачи дубликата исполнительного документа ФС по делу №2-505/2015.

Согласно постановления об удовлетворении ходатайства вынесенного 28.02.2022 года начальником отделения-старшим судебным приставом Еланского РОСП УФССП России по Волгоградской области Хибриковой Т.А., следует, что заявление представителя комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Шаховой Ю.В. от 08.02.2022 года, удовлетворено в полном объеме, о чем последняя уведомлена путем направления корреспонденции почтовой связью от 03.03.2022 г.

Определением Еланского районного суда от 29 марта 2022 года, заявление начальника отделения-старшего судебным пристава Еланского РОСП УФССП России по Волгоградской области Хибриковой Т.А., о выдаче дубликата исполнительного листа по гражданскому делу №2-505/2015 принято к производству и назначено к рассмотрению на 05.04.2022 года.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

В материалы дела по запросу суда стороной административного ответчика предоставлена копия заявления о выдаче дубликата исполнительного документа по делу от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по исполнительному листу №ФС , 08.12.2015 года судебным приставом-исполнителем ФИО10, принято решение об отказе в возбуждении исполнительного производства, а исполнительный лист был направлен взыскателю почтой. Установить в настоящее время нахождение исполнительного документа не представляется возможным, так как материалы по отказу в возбуждении исполнительного производства уничтожены в связи с истечением срока хранения.

В соответствии с приказом ФССП России от 30 января 2015 года N 37 срок хранения исполнительных документов составляет три года.

В пункте 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан предпринимать меры, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение решения суда.

Одним из принципов исполнительного производства, указанных в статье 4 Закона N 229-ФЗ, являются законность и своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

Частью 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из положений статей 64, 68 Закона N 229-ФЗ следует, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Право административного истца как взыскателя по соответствующему исполнительному производству на момент рассмотрения спора восстановлено и иного способа, а равно восстановления данного права в большем объеме, решение суда о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя не порождает.

Фактически требования административного иска преследуют цели констатации формальных нарушений закона, а решение суда в данном случае юридически значимых последствий для административного истца не порождает.

Доказательства наступления для административного истца вследствие заявленного события неблагоприятных последствий, суду не представлены.

Напротив, из представленных стороной административных ответчиков сведений усматривается, что ими приняты меры для получения дубликата исполнительного листа, что в полной мере отвечает интересам административного истца и направлено на защиту его прав.

Изложенное, в своей совокупности препятствует признанию оспариваемого бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, а потому в удовлетворении заявленных комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области требований в полном объеме надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175 – 180, 227 – 228 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области к Еланскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об оспаривании бездействия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Еланский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: <данные изъяты>