ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115/2023 от 22.11.2023 Игарского городского суда (Красноярский край)

УИД 24RS0019-01-2023-000149-97

Дело № 2а-115/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2023 года Красноярский край

город Игарка

Игарский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Безруковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Таболич К.Р., помощником Труновой В.С.,

с участием административного истца Лифановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лифановой Оксаны Викторовны, действующей в интересах малолетней ФИО1, к комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района о признании незаконными действий по вынесению постановления, признании постановления незаконным,

у с т а н о в и л:

Административный истец Лифанова О.В. в интересах малолетней ФИО1 обратилась в суд административным исковым заявлением к комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района, котором просит признать незаконными действия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Туруханского района в городе Игарке по вынесению постановления от ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района, обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района принято постановление , которым несовершеннолетняя ФИО1 поставлена на профилактический персональный учет с необходимостью проведения с ней профилактической работы сроком 3 месяца. В нарушение п. 3 ст. 16 Закона Красноярского края от 31.10.2002 г. № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в повестке о вызове на заседание комиссии не было разъяснено право на ознакомление с материалами, что нарушило ее право на защиту, поскольку она была лишена возможности надлежащим образом ознакомиться с документами, подготовить свою позицию, предоставить дополнительные документы, получить консультацию у адвоката. Комиссией не рассмотрено ее жалоба, в которой она заявляла отвод членам комиссии, формулировка принятого решения не соответствует требованием закона. При принятии оспариваемого решения голосование комиссией не проводилось, результаты голосования не оглашались.

Административный истец Лифанова О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. Председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района ФИО6 представил суду ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что ДД.ММ.ГГГГ на заседание комиссии было назначено к рассмотрению определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, о чем Лифановой О.В. была направлена повестка, которую она получила ДД.ММ.ГГГГ. Перед началом заседания председатель огласил повестку и количество присутствующих, заседание признано правомочным, кворум имелся. До приглашения Лифановой О.В. и ФИО1 на заседание комиссии, членами комиссии были изучены материалы: определение и характеристика из школы, предложено назначить проведение профилактической работы с ФИО1 и разъяснить ей последствия совершения правонарушений. Затем были заслушаны Лифанова О.В. и ФИО1, Лифанова О.В. передала жалобу в письменной форме прокурору и председателю комиссии. На заседании жалоба не рассматривалась. Устных заявлений, ходатайств от Лифановой О.В. не поступало. Лифанова О.В. и ФИО1 были не согласны с тем, что надо проводить профилактическую работу. От членов комиссии других мнений, кроме необходимости проводить профилактическую и разъяснительную работу, не поступало, в связи с чем она по просьбе председателя комиссии огласила предварительно принятое решение. Лифанова О.В. и ФИО1 из зала не удалялись, решение было оглашено. Весь ход рассмотрения определения зафиксирован в протоколе.

В соответствии с п.6 ст. 226 КАС РФ не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, неявка в судебное заседание надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле. Учитывая, что явка в судебное заседание представителя административного ответчика, принявшего оспариваемое решение и совершившего оспариваемое действие, судом обязательной не признана, суд находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав пояснения административного истца, показания свидетеля, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

В силу п.п. 1, 5 ч. 2 ст. 11 указанного Федерального закона комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из положений ч. 2 ст. 6, ст. 8 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в Красноярском крае в Туруханском муниципальном районе создается две комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссии в муниципальных образованиях создаются органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа и городского округа края, наделенного государственными полномочиями в соответствии с Законом края от 26 декабря 2006 года N 21-5589 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", и являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Положение о комиссии в муниципальном образовании утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и настоящим Законом (ч. 1 ст. 8). Комиссии в муниципальных образованиях возглавляют председатели - главы муниципальных образований (в случае если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию), главы местных администраций либо их заместители (ч. 3 ст. 8). Комиссии в муниципальных образованиях создаются в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя, ответственного секретаря и членов комиссии (ч. 4 ст. 8). Членами комиссии в муниципальном образовании могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты соответствующих представительных органов, представители иных государственных и муниципальных органов и учреждений, общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, другие заинтересованные лица. Персональный состав комиссии в муниципальном образовании определяется муниципальным правовым актом (ч. 5 ст. 8).

Комиссии в муниципальных образованиях рассматривают материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях, в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей на основании информации органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о фактах безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, фактах нарушения прав несовершеннолетних (п. «б» ч. 1 ст. 15 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608).

Постановлением от 15.07.2022 № 617-п администрации Туруханского района утверждено Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Туруханского района.

Согласно п. 1.2 указанного Положения на территории Туруханского муниципального района Красноярского края создана, в том числе, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района, осуществляющая свою деятельность на территории поселка Курейки, расположенного на межселенной территории Туруханского района, муниципального образования Светлогорский сельсовет, муниципального образования город Игарка.

В соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Туруханского района комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами, созданными в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Туруханского района, в том числе, по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому. Для решения возложенных задач комиссии, наряду с другими направлениями работы, осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края (п.п. 1.3, 3.1).

Состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района утвержден постановлением от 16.05.2023 № 386-п администрации Туруханского района, в который на основании п.п. 5.2, 5.4 Положения вошли председатель комиссии, которым является глава города Игарки, заместители председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии - руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, которыми также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, другие заинтересованные лица.

Из пунктов 5.24, 5.26, 5.28, 5.29, 5.31 Положения следует, что заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов, участвующих в заседаниях комиссии, без права замены. Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Результаты голосования, оглашенные председателем комиссии, вносятся в протокол заседания комиссии, в котором указываются наряду с прочими данными результаты голосования по вопросам, обсуждаемым на заседании комиссии. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.

Согласно представленной административным ответчиком копии протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района основанием для проведения разъяснительной работы с малолетней ФИО1 по вопросу недопустимости совершения противоправных действий и правовых последствиях их совершения и постановки ее на профилактический персональный учет в КДНиЗП, проведении индивидуальной профилактической работы сроком на 3 месяца в целях своевременного выявления признаков социально опасного положения явилось определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1

Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Игарки Туруханского района на заседании комиссии присутствовало 12 человек, из 18, утвержденного состава постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п администрации Туруханского района. Следовательно, заседание комиссии ДД.ММ.ГГГГ являлось правомочным, поскольку на нем присутствовало не менее половины ее членов.

Из информации от ДД.ММ.ГГГГ начальника отделения полиции (дислокация г. Игарка) ОМВД России по <адрес>, поступившей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района ДД.ММ.ГГГГ, видно, что в ходе проведенной проверки по поступившему ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть отделения полиции телефонному сообщению директора приюта «Забота» о получении проживающими в приюте Ребриковыми Анастасией и Екатериной в Wats App видеоролика, где на улице с их деда ФИО13 сняли штаны, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время в районе двора <адрес><адрес><адрес> и <адрес>, напротив здания МКОУ «СШ г. Игарки», ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, до достижения возраста привлечения к административной ответственности (сдергивала штаны с прохожего).

Из представленного с информацией определения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении видно, что в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 отказано по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ. При этом, в действиях ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, формально усматривается состав правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ, однако на момент совершения административного правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 не достигла возраста привлечения к административной ответственности - 16 лет.

По результатам рассмотрения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе <адрес> принято постановление о проведении разъяснительной работы с несовершеннолетней ФИО1 по вопросу недопустимости совершения противоправных действий и правовых последствиях их совершения, в целях своевременного выявления признаков социально опасного положения о постановке несовершеннолетней ФИО1 на профилактический персональный учет в КДНиЗП и проведении с ней индивидуальной профилактической работы сроком на 3 месяца (УПК).

В силу статей 19, 12 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" по результатам рассмотрения материалов (дел) о правонарушениях несовершеннолетних, не связанных с делами об административных правонарушениях, комиссии в муниципальных образованиях с учетом возраста и личности несовершеннолетнего, условий его жизни, социального положения и поведения несовершеннолетнего, а также мотивов, характера и обстоятельств совершенного им проступка могут применить в отношении несовершеннолетнего следующие меры воздействия: объявить замечание; передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей в целях обеспечения его надлежащего поведения; ходатайствовать о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; принять решение о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий.

При этом, согласно ч. 2 ст. 12 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608, при принятии решения о применении к несовершеннолетнему мер воздействия за совершение правонарушения комиссия рассматривает вопрос о целесообразности постановки его на персональный учет и проведении с ним индивидуальной профилактической работы.

Поскольку малолетней ФИО1 было совершено административное правонарушение против общественного порядка (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, следовательно, ФИО1 подпадала под категорию несовершеннолетних, указанных в подп. 2, 4, 6, 8 п. 1 ст. 11 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608, то комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района имела основания для принятия решения о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения в отношении несовершеннолетней ФИО1 и рассмотреть вопрос о целесообразности постановки ее на персональный учет и проведении с ней индивидуальной профилактической работы.

Вместе с тем, суд приходит к выводу незаконности действий административного ответчика по принятию оспариваемого административным истцом постановления и незаконности постановления ввиду следующего.

Согласно ст. 18Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608 при рассмотрении материалов (дела) комиссии в муниципальных образованиях обязаны всесторонне, полно и объективно исследовать материалы (дело), установить возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения поступивших в комиссию в муниципальном образовании материалов (дела), иные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу (ч. 3). В начале заседания комиссии в муниципальных образованиях председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц. Ходатайства по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего, и их законными представителями. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств заносятся в протокол заседания комиссии (ч. 6).

Судом установлено, что в ходе рассмотрения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении малолетней ФИО1 ее законным представителем ФИО2 председателю комиссии ФИО6 передана письменная жалоба, в которой, наряду с иными, ставился вопрос о возможности принимать участие в заседании комиссии ее председателя, в отношении которого административным истцом направлено обращение в прокуратуру, а также членов комиссии ФИО8, директора МКОУ «СШ <адрес>» им. ФИО9, и ФИО10, директора КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум», которые, как указано в жалобе, могут мстить административному истцу за его обращения в правоохранительные органы по фактам их незаконной деятельности в занимаемых должностях. Фактически, в жалобе, наряду с иными, административным истцом ставился вопрос об отводе вышеуказанных председателя и членов комиссии.

Несмотря на то, что в данном случае административный истец ставил под сомнение беспристрастность председателя комиссии и двух ее членов при рассмотрении вопроса в отношении малолетней ФИО1, фактически заявив им отвод в жалобе, в ходе заседания комиссии вопрос о возможности участия каждого из двух членов комиссии, указанных в жалобе, и председателя в заседании комиссии при рассмотрении вопроса в отношении ФИО1, наличие оснований, как указанных административным истцом, так и иных оснований для их удаления их с заседания комиссии на время рассмотрения вопроса в отношении ФИО1 не проверены и решения по каждому из членов комиссии и председателя, которым законным представителем малолетней заявлен отвод, не приняты.

Данные обстоятельства следуют из представленной копии протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес>, пояснений административного истца и показаний свидетеля.

Согласно ст. 19 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" постановление комиссии в муниципальном образовании принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В случае если голоса распределились поровну, голос председателя комиссии в муниципальном образовании является решающим (ч. 2). Результаты голосования, оглашенные председателем комиссии в муниципальном образовании, вносятся в протокол ее заседания (ч. 4).

При принятии решения о применении к несовершеннолетнему мер воздействия за совершение правонарушения комиссия рассматривает вопрос о целесообразности постановки его на персональный учет и проведении с ним индивидуальной профилактической работы (ч. 2 ст. 12 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608).

Судом установлено, что до рассмотрения на заседании комиссии вопроса в отношении ФИО1 и до заслушивания несовершеннолетней и ее законного представителя на заседании, секретарем комиссии до членов комиссии была доведена информация, поступившая из отделения полиции в отношении малолетней, и принято единогласно решение о проведении разъяснительной работы с ФИО1 по вопросу недопустимости совершения противоправных действий и правовых последствиях их совершения, в целях своевременного выявления признаков социально опасного положения о постановке малолетней ФИО1 на профилактический персональный учет в КДНиЗП и проведении с ней индивидуальной профилактической работы сроком на 3 месяца. После этого, на заседание комиссии были приглашены несовершеннолетняя с законным представителем, выслушаны их пояснения и ответы на поставленные вопросы и сразу же секретарем по предложению председателя комиссии оглашено решение, принятое до того, как были заслушаны пояснения несовершеннолетней и законного представителя. Голосование членами комиссии по рассмотренному в отношении малолетней ФИО1 вопросу ни в присутствии несовершеннолетней и ее представителя, ни в их отсутствие не проводилось.

Указанные обстоятельства следуют из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес>, пояснений административного истца и показаний свидетеля, согласно которых ею было оглашено решение, принятое членами комиссии до заслушивания явившихся на заседание несовершеннолетней и ее законного представителя, поскольку после их пояснений иных мнений относительно рассматриваемого вопроса от членов комиссии не поступило.

Кроме того, из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ также видно, что при принятии решения о применении к несовершеннолетней мер воздействия за совершение правонарушения вопрос о целесообразности постановки ее на персональный учет и проведении с ней индивидуальной профилактической работы, в нарушение положений ч. 2 ст. 12 Закона Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608, комиссией не рассматривался и не обсуждался.

Таким образом, суд приходит к выводу, что комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Игарки Туруханского района был нарушен порядок принятия постановления в отношении малолетней ФИО1 на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем действия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по принятию постановления в отношении малолетней ФИО1 и постановление от ДД.ММ.ГГГГ комиссии являются незаконными, оспариваемое постановление подлежит отмене.

Доводы административного истца о незаконных действиях комиссии по принятию постановления в отношении несовершеннолетней и незаконности оспариваемого постановления по причине отсутствия в повестке о вызове на заседание комиссии разъяснения права на ознакомление с материалами, являются необоснованными.

Судом установлено и не отрицается самим административным истцом Лифановой О.В., что повестку о вызове на заседание комиссии ДД.ММ.ГГГГ она получила ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленные законом сроки. Административный истец в судебном заседании пояснила, что после получения повестки, в которой указано что на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Игарки Туруханского района будут рассматриваться определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и вопрос о признании несовершеннолетней, находящейся в социально опасном положении, она позвонила члену комиссии ФИО11, ведущему специалисту по охране прав детей управления образования администрации Туруханского района, которая подробно разъяснила причины вызова на заседание комиссии, после чего ФИО2 подготовила жалобу, которую на заседании комиссии передала прокурору и председателю комиссии. Каких-либо иных действий, направленных на подготовку к заседанию комиссии, в том числе, обращение за квалифицированной юридической помощью, она не предпринимала, как пояснила, не предполагала, что комиссия примет решение о постановке ее опекаемой внучки на учет. ФИО2 участвовала в заседании комиссии, ей было предоставлено право выступить с заявлениями и ходатайствами, в том числе, об ознакомлении с материалами, рассматриваемыми в отношении несовершеннолетней, либо об отложении рассмотрения вопроса по несовершеннолетней ФИО1 для подготовки к заседанию комиссии.

При установленных судом обстоятельствах суд полагает, что право Лифановой О.В. и несовершеннолетней ФИО12 на защиту не нарушено, повестка о вызове на заседание комиссии получена ею в сроки, установленные законодательством, то есть она имела достаточно времени для надлежащей подготовки к заседанию комиссии. Приняв участие в заседании комиссии, обратившись в суд с настоящим административным иском, Лифанова О.В. реализовала свое право на защиту.

Таким образом, Лифанова О.В. в данном случае в полной мере реализовала право на защиту, защищаясь всеми, не запрещенными законом способами, что прямо закреплено ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации.

Отсутствие в повестке о вызове на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Игарки Красноярского края разъяснения права на ознакомление с материалами не влечет за собой признание незаконными как действий комиссии по принятию постановления в отношении несовершеннолетней ФИО1, так и самого постановления.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ по данной категории дел установлен трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуемое постановление вынесено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что следует из штампа на постовом конверте, следовательно, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

На основании ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Лифановой Оксаны Викторовны, действующей в интересах малолетней ФИО1, к комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Игарки Туруханского района о признании незаконными действий по вынесению постановления, признании постановления незаконным удовлетворить полностью.

Признать незаконными действия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Игарки Туруханского района по принятию постановления от ДД.ММ.ГГГГ в отношении малолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о проведении разъяснительной работы по вопросу недопустимости совершения противоправных действий и правовых последствиях их совершения, постановке в целях своевременного выявлении признаков социально опасного положения на профилактический персональный учет в КДНиЗП и проведении с ней индивидуальной профилактической работы сроком 3 месяца (УПК).

Признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района в отношении малолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Игарке Туруханского района отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении разъяснительной работы отношении с малолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по вопросу недопустимости совершения противоправных действий и правовых последствиях их совершения, о постановке ФИО1 в целях своевременного выявлении признаков социально опасного положения на профилактический персональный учет в КДНиЗП и проведении с ней индивидуальной профилактической работы сроком 3 месяца (УПК).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации в городе Игарке Туруханского района об исполнении решения по настоящему административному делу сообщить в Игарский городской суд Красноярского края и административному истцу Лифановой О.В., действующей в интересах малолетней ФИО1, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Игарский городской суд Красноярского края в течение десяти суток со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Безрукова

Мотивированное решение изготовлено 24.11.2023