ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-115/22 от 16.06.2022 Барабинского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а – 115/22

УИД: 54RS0012-01-2021-002951-10

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

16 июня 2022 года село Убинское

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Первушина Ю.Н.,

При секретаре Грязновой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО5 к Куйбышевской прокуратуре по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях о признании не законным действия/бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

В Барабинский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением о признании не законным действия/бездействия, к Куйбышевской прокуратуре по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях, обратился ФИО5, указывая, что он, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором Кабанского районного суда Р.Б. от ДД.ММ.ГГГГ к лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Содержится в ФКУ ИК-

Данным административным иском обжалует в порядке главы КАС РФ решение Куйбышевского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении условий содержания в отряде СУОН в ФКУ ИК- и их не законных требований в отношении осужденных содержащихся в отряде СУОН.

По жалобе административного истца прокурором ФИО1 проводилась проверка, исходя из итогового решения прокурора Кудрявцева, имеются основания оспаривания этого решения в судебном порядке, так как не соответствует действительности, проведена не в полном объеме, что и противоречит требованиям приказа от ДД.ММ.ГГГГ генерального прокурора РФ, а именно: согласно ст. 125 УИК, осужденные признанные злостными нарушителями и водворенные в отряд СУОН, проживают в помещениях камерного типа. Данный вид содержания осужденных относится к категории общежития. Следовательно проверка проведена халатно и не в полном объеме, противоречит приказу от ДД.ММ.ГГГГ генерального прокурора РФ.

Жилая площадь в камерах СУОН устанавливается в размере не менее 2,5 кв.м. на одного осужденного, но как указано в решении ФИО1 – 2 кв.м., но и это не соответствует жилой площади, так как площадь занятая в камере столом, лавками, тумбочками, туалетной кабиной, койкой, что включается в квадратную площадь камеры, этим уменьшают жилую площадь.

В ДД.ММ.ГГГГ действительно в отряде проведен капитальный ремонт и ДД.ММ.ГГГГ осужденные заселены в отряд . Правила проектирования, пригодность постройки здания с учетом сноса стен для расширения камер, приказ МЮ РФ – об утверждении инструкции по проектированию исправленных и специализированных учреждений УИС МЮ РФ. Процесс санитарно-гигиенических и эпидемиологических требований не изучен. Обходов санитарно бытовых комиссии фактически нет, но указано, что проводятся, контроль соблюдения температурного режима не известно, где и как, но ФИО1 считает, что осуществляется. В камерах не верно указано количество окон и даже время отбоя и подъема не верно указано.

Камеры СУОН оборудованы радиоточками, но установлены не доступно и не имеют регуляторов громкости. Таким образом исходя из практики ЕСПЧ вытекает нарушение ст. 3 Конвекции.

В отряде СУОН два раза в неделю осужденных выводят на просмотр ТВ не более 2-х часов. Прокурор ФИО1 ссылается на ст. 94 УИК РФ, что демонстрация фильмов осужденным проводится не реже 1 раза в неделю. Из этого вытекает противоречие своему же решению, так как в ст. 94 ч. 2,3 УИК РФ, указано право осужденного приобретать ТВ и радиоприемники для общего пользования (хотя государство должно обеспечить стандартами коммунально-бытового обеспечения в том числе и ТВ), осужденным разрешен просмотр ТВ в свободное от работы время.

В ДД.ММ.ГГГГ из всех камер ОСУОН были изъяты ТВ в связи с закрытием отряда на ремонт. Кудрявцев не однократно обходил камеры ОСУОН и видел в камерах ТВ и все было на законном основании. Сейчас требования ГУФСИН по НСО изменились и позиция прокурора по надзору соответственно то же.

Откидными кроватями оборудуются помещения ШИЗО, ОК, ПКТ, ЕПКТ. Но согласно ст. 125 УИК РФ, кровати в СУОН должны быть с панцирной сеткой. В главе 22 ПВР ИУ и ст. 125 УИК РФ не указано, что в отряде СУС койки пристегиваются и постельные принадлежности сдаются из камер.

Исходя из вышеизложенного, руководством ГУФСИН по НСО и администрацией ИК- внесены искаженные, а значит не законные требования к осужденным, по не известным причинам, но прокурором нарушений не выявлено конституционных прав осужденных СУОН.

Как указано прокурором ФИО1 о приказе ФСИН от ДД.ММ.ГГГГ, «об утверждении номенклатуры, норм обеспечения, сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования….» им же не усмотрено объективно документация об этом. То есть в отряде СУОН произведен капремонт, ФИО1 лично делал обход по камерам СУОН и после был прием по личным вопросам осужденных. О мебели о оборудовании Кудрявцев не ответил на вопросы осужденных, что оборудование в камерах изготовлено кустарным методом и не имеет документации ОТК для использования и что оборудование безопасно (непосредственно пристегивающиеся койки). Кроме того упущено и оставлено без внимание свод правил и правил проектирования.

Согласно п. 9.13 Правил проектирования, следует предусматривать размещение спортивной площадки, служащей одновременно площадкой для построения и территорией для прогулок.

ФИО1 неоднократно в ходе обходов заходил в прогулочный двор СУОН, но в нем, ни чего не изменилось, ни до ремонта, ни после его.

В решении прокурора ФИО1 указано, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает оборудование камер штепсельными розетками, зеркалом. В том отношении прокурором не учтено, что осужденные содержаться в отряде СУС в запираемом помещении камерной системы и указанные предметы обустройства являются бытовой необходимостью в условиях содержания в ИУ, не запрещены законом или иным актом. При этом в этом же абзаце Кудрявцев отмечает, что в отряде СУОН в частности установлен электрический чайник. В этом вопросе возникает несоответствие, так как в процессе обхода ФИО1 в прогулочном дворике отряда СУОН, ему задавался ряд вопросов по условиям содержания, в том числе и по розеткам зеркалам. Вывод: нарушения или несоответствия в обеспечении имеются, на вопросы осужденных ответов не получено – укрывательство нарушений или избежание ответственности в надзорной деятельности.

В период ДД.ММ.ГГГГ по жалобам ФИО5, прокурором ФИО1 выносились замечания и представления к администрации ФКУ ИК- о нарушении п. 58 ПВР ИУ (прием корреспонденции, предоставление исходящих номеров, сроки отправки из ИУ, предоставление расписок осужденным, о почтовом ящике СУОН).

Со времени заселения в СУОН с ДД.ММ.ГГГГ он неоднократно устно и письменно обращался к ФИО1 и его помощнику ФИО2 о том, что администрация ИК- в полном объеме нарушает п. 58, 67, 3 ПВР ИУ.

ДД.ММ.ГГГГ он получил копию обращения от председателя комитета «за гражданские права» ФИО3 и тут же уведомление от прокурора г. Новосибирска ФИО4 в адрес ФИО1 о направлении его жалобы для рассмотрения о неправомерных действиях/бездействиях администрацией ИК- в этот же день (ДД.ММ.ГГГГ) он был вызван на прием по личным вопросам к ФИО1 по ряду вопросов и обоснованию нарушений его прав в ИУ. Исходя из ответа и поведения ФИО1 по вопросу о правомерности или не правомерности не исполнения администрацией ИК- п. 58, 67 ПВР ИУ, последующие вопросы к ФИО1 он не озвучил, так как ФИО1 в провокационной форме высказал (али угрозу или предупреждение) в его сторону, после чего он покинул кабинет.

Признать не законными действия/бездействие Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях. Признать решение прокурора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, признать не законным, не обоснованным.

В судебном заседании административный истец ФИО5, свои требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в административном исковом заявлении и попросил суд их удовлетворить.

Куйбышевский прокурор по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях показал, что он и прокуратура Новосибирской области с исковыми требованиями ФИО5 не согласны по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление.

Просит суд отказать ФИО5 в удовлетворении его искового заявления в полном объеме.

Представитель ФКУ ИК показала, что в удовлетворении исковых требований ФИО5 следует отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав мнения участников процесса, суд находит, что административные исковые требования ФИО5, не подлежат удовлетворению.

Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено ст.227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Согласно положений ч. 4 ст. 15, ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Как установлено в судебном заседании ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в ФКУ ИК

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее судим, осужден: ДД.ММ.ГГГГ Кабанскимр/с Республики Бурятия по ч.1 ст.105, п. «в» ч.2 ст.158, ч.3 ст.69 УК РФ к л/св. На основании п. «в» ч.7 ст.79, ст.70 УК РФ по совокупности приговоров к вновь назначенному по настоящему приговору частично присоединена не отбытая часть наказания по приговору Железнодорожного р/с г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ и окончательно к отбытию лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Начало срока: ДД.ММ.ГГГГ, конец срока: ДД.ММ.ГГГГ.

Условия содержания с ДД.ММ.ГГГГ. строгие, состоит на профучете с ДД.ММ.ГГГГ как склонный к совершению суицида и членовредительства.

Судом так же установлено, что осужденный ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Куйбышевскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ с жалобой на ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-.

ДД.ММ.ГГГГ в установленный законодательством срок ФИО5 направлен письменный ответ по «всем поставленным вопросам, разъяснен порядок обжалования ответа.

В соответствии с ст. 32, 33 ФЗ ”О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.

Как следует из ст. ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 ФЗ ”О прокуратуре Российской Федерации“ применение мер прокурорского реагирования относится к исключительной компетенции должностных лиц органов прокуратуры, соответствующее решение принимается прокурором с учетом конкретных обстоятельств дела.

При этом непринятие прокурором мер реагирования по заявлению гражданина не препятствует в дальнейшем защите его предполагаемого нарушенного права в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 16.012014 N96 Куйбышевской прокуратурой по надзору за соблюдением законов исправительных учреждениях в ФКУ ИК - ежемесячно проводились проверки соблюдения уголовно — исполнительного и федерального законодательства, в том числе в отряде строгих условий отбывания наказания.

Как видно из материалов административного дела в ходе проводимых прокурором проверок было установлено, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 125 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа. При размещении осужденных нормам площади в 2 кв.м соблюдается. При этом осужденному неоднократно разъяснялось, что отбывание наказания в помещении камерного типа не взыскания, а вид помещения, в котором осужденный содержится.

Кроме этого, в соответствии с Приказом Минземстроя России от ДД.ММ.ГГГГ, жилая площадь это суммарное значение квадратуры всех комнат, пригодных для жизни, наличие в жилых комнатах предметов быта в данном случае на расчет площади не влияет.

В ДД.ММ.ГГГГ в помещении отряда строгих условий отбывания наказания проведен капитальный ремонт, помещения отряда приведены в соответствие с СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее по тексту СП 247.13258002016)

В соответствии с требованиями ч.З ст. 125 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа, согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно — исполнительной системы» камеры оборудованы откидными кроватями количеству содержащихся лиц, тумбочками, столом с деревянным покрытием для приема пищи, металлическими скамейками по длине стола с деревянным покрытием, умывальником, изолированным санузлом, баком для питьевой воды, а также дополнительно укомплектовано электрочайником. Состояние стен, потолков и пола удовлетворительное. Повреждений отделочных слоёв потолка, стен и пола в камерах нет. При этом неоднократно сообщалось о том, что согласно ПВР в ИУ, осужденным запрещается находиться на спальном месте в не отведенное для этого время, таким образом факт того, что в период времени после подъема и до отбоя спальные места в ПКТ фиксируются к стенам, права осужденных не нарушает, а наоборот предоставляет больше свободного от предметов быта места в ПКТ.

В камерах имеется одно пластиковое окно с возможностью самостоятельного проветривания осужденными, приточно-вытяжная вентиляция, В камерах отряда (СУОН) имеется искусственное дневное освещение, которое состоит из трех светодиодных светильников. Ночное освещение. состоит из одного светильника с мощностью лампы 95 Вт. Освещенность в дневное время соответствует требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Период работы искусственное освещение с 06 часов 00 минут до 22 часов 00 минут, период работы искусственного ночного освещения с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут. Через окно в камере осуществляется доступ дневного света, у осужденных имеется возможность читать и работать при дневном освещении. Ночное освещение в камере, не мешает сну осужденных.

При отбывании наказания в камерах осужденные обеспечены постельными принадлежностями и иным вещевым довольствием.

В камере обеспечено холодное водоснабжение, центральное отопление, Аварийных отключений центрального отопления и водоснабжения не допускалось. Подача питьевой воды обеспечивается из скважины, качество воды соответствует СанПиН2.1 А. 1074-01.

Санитарно — гигиенические и эпидемиологических требований в отряде соблюдаются, проводятся обходы санитарно бытовой комиссией в соответствии с установленной периодичностью.

Сотрудниками здравпункта ТБ ФКУЗ МСЧ - 54 ФСИН России ежедневно проводится обход отряда СУОН, осуществляется контроль за соблюдением температурного режима, соблюдением установленных санитарно-гигиенические и эпидемиологических требований, оказывается медицинская помощь осужденных при обращениях.

Санитарная обработка производится согласно утвержденному графику 2 раза в неделю, в душевой расположенной в отряде (СУОН), которая оборудована в соответствии с требованиями приказа , СП 247.1325800.2016. Санитарная обработка белья и одежды проводится в соответствии с графиком, имеется достаточный подменный фонд постельных принадлежностей и одежды.

В соответствии с требованиями ст.94 УИК РФ все камеры отряда строгих условий отбывания наказания оборудованы радиоточками, по которым в соответствии с программой радиопередач, распорядком дня осуществляется вещание радиопередач, в том числе новостей.

В отряде строгих условий отбывания наказания не реже одного раза в неделю коллективно демонстрируются фильмы, новости России, как это предусмотрено ч. 1 ст.94 УИК РФ, в помещении комнаты для воспитательной работы. Ежедневный просмотр телепередач в личное время для осужденных, переведенных в строгие условия в помещения камерного типа не предусмотрен ст.94 УИК РФ.

Оборудование зеркалом и штепсельными розетками помещения камерного типа не предусмотрено приказом от ДД.ММ.ГГГГ, СП 247.1325 800.2016. Вместе с тем возможность использования бытовых электроприборов в отряде (СУОН) предусмотрена, в частности установлен электрический чайник, запитанный через электроавтомат, установленный на коридоре.

Как видно из отзыва прокурора, при проведении обхода камер строгих условий отбывания наказания установлено, что в нарушение требований ч.4 ст.99 УИК РФ, ст. 110 УИК РФ в камере и других камерах в санитарном оборудовании - чаше генуя отверстия закрыты подручными средствами - пластиковыми емкостями, при удалении подручных средств в изолированном помещении туалета оборудованного приточно - вытяжной вентиляцией и в камере стойкий запах канализации, что указывает на ненадлежащее техническое состояние системы канализации.

По выявленным нарушениям в установленном законом» порядке внесено представление, по результатам нарушения устранены, произведена замена гермозатворов.

Иные нарушения уголовно исполнительного законодательства не выявлялись, оснований для принятия- дополнительных мер прокурорского реагирования не имеется.

По смыслу закона к бездействию относится неисполнение органом государственной власти... должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не проведение проверки, не принятие мер при наличии к тому оснований.

Судом установлено, что прокуратурой проверки проведены в установленном порядке, при наличии к тому оснований приняты меры прокурорского реагирования в рамках компетенции и предоставленных полномочий.

Таким образом, поступившая жалоба истца прокуратурой рассмотрена в установленном законом порядке и в рамках предоставленных полномочий, по обращению дан законный и обоснованный ответ по существу поставленных вопросов. Сроки рассмотрения жалобы прокуратурой не нарушены.

При таких обстоятельствах как полагает суд факт нарушенного права осужденного ФИО5 Куйбышевской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ, отсутствует.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО5 к Куйбышевской прокуратуре по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях о признании не законным действия/бездействия, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Первушин Ю.Н.