УИД: 59RS0004-01-2019-008197-59
Дело № 2а-1161/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.
при секретаре Бикаевой Г.А.,
с участием представителя административного ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Министерства юстиции РФ по Пермскому краю об отмене решения, возложении обязанности,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции РФ по Пермскому краю, с требованием об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ. №, обязании включить в региональный реестр адвокатов по Пермскому краю.
В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ. обратился с заявлением о рассмотрении вопроса, касательно включения в региональный реестр адвокатов по Пермскому краю, на которое получено отрицательное решение. Отправил претензию с предложением о пересмотре правовой позиции касательно отказа включения сведений в реестр адвокатов Пермского края, на что также было отказано. Считает отказ Управления незаконным, поскольку до принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 №63-ФЗ и после вступления в силу 01.07.2002 осуществлял адвокатскую деятельность в Межтерриториальной коллегии адвокатов на территории Пермской области. Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ адвокаты – члены коллегий адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующих на территории РФ на момент вступления в силу Федерального закона № 63-ФЗ, отвечающие требованиям п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона №63-ФЗ без сдачи квалификационного экзамена и принятия квалификационными комиссиями решений о присвоении статуса адвоката.
Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещался судом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном возражении (л.д. 40-42).
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03 марта 2014 года N 26 Управление осуществляет следующие полномочия: ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.
С 1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее - территориальный орган юстиции) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - региональный реестр).
Согласно ст. 40 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 63-ФЗ) адвокаты - члены коллегий адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующих на территории Российской Федерации на момент вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - коллегии адвокатов, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона), отвечающие требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, сохраняют статус адвоката после вступления в силу настоящего Федерального закона без сдачи квалификационного экзамена и принятия квалификационными комиссиями решений о присвоении статуса адвоката.
Коллегия адвокатов, образованная до вступления в силу настоящего Федерального закона, в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона направляет в территориальный орган юстиции список своих членов, подписанный руководителем данной коллегии адвокатов и заверенный ее печатью. Указанный список направляется в территориальный орган юстиции того субъекта Российской Федерации, где члены коллегии адвокатов состоят на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщиков единого социального налога.
Список, направляемый в территориальный орган юстиции, должен содержать фамилии, имена и отчества адвокатов, сведения о которых представляются для внесения в соответствующий региональный реестр. К списку прилагаются следующие документы:
1) личные заявления адвокатов о внесении сведений о них в соответствующий региональный реестр;
2) копии документов, удостоверяющих личность адвокатов;
3) анкеты, содержащие биографические сведения об адвокатах;
4) копии трудовых книжек или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности;
5) копии документов, подтверждающих высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности;
6) копии решений о приеме в коллегии адвокатов, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона.
После подтверждения достоверности указанных документов и сведений территориальный орган юстиции в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона вносит сведения об адвокатах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в региональный реестр и публикует в региональных средствах массовой информации указанные списки, сформированные в алфавитном порядке. Невнесение сведений об адвокате в региональный реестр может быть обжаловано в суд.
В пункте 5 установлен предельный срок, в течение которого территориальные органы юстиции должны были сформировать региональные реестры и опубликовать их в средствах массовой информации – в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 1 октября 2002 г.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратился в Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю с заявлением-ходатайством о рассмотрении вопроса о включении его в региональный реестр адвокатов по Пермскому краю, поскольку до принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 №63-ФЗ и после вступления его в силу, т.е. с 01.07.2002 осуществлял адвокатскую деятельность в Межтерриториальной коллегии адвокатов на территории Пермской области. В октябре 2002г. в газете «Досье 02» (от ДД.ММ.ГГГГ№ (661)) был опубликован список адвокатов Пермской области, внесенные в региональный реестр. Его фамилии не оказалось. Все необходимые документы, подтверждающие право на включение в региональный реестр адвокатов Пермского края имеются.
Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю направило ФИО2 письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором сообщило, что обращение рассмотрено. Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ адвокаты – члены коллегий адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующих на территории РФ на момент вступления в силу Федерального закона № 63-ФЗ, отвечающие требованиям п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона № 63-ФЗ без сдачи квалификационного экзамена и принятия квалификационными комиссиями решений о присвоении статуса адвоката. Для внесения в региональный реестр адвокатов сведений об адвокатах, в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона № 63-ФЗ, коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу Федерального закона № 63-ФЗ, необходимо было в месячный срок со дня вступления в силу Федерального закона № 63-ФЗ, направить в территориальный орган юстиции списки адвокатов, а также документы, указанные в п. 3 ст. 40 Федерального закона № 63-ФЗ. Внесение сведений об адвокатах в региональный реестр, в соответствии с п. 5 ст. 40 Федерального закона № 63-ФЗ, осуществлялось территориальным органом юстиции в трехмесячный срок со дня вступления в силу Федерального закона № 63-ФЗ. Таким образом, в связи с нарушением вышеуказанного порядка внесения сведений в региональный реестр, включение сведений в реестр адвокатов Пермского края не представляется возможным (л.д. 6).
В ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2 обратился в Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю с претензией, в которой указал, что в рамках досудебного урегулирования спора, просит пересмотреть правовую позицию в отношении него, касательно отказа включения сведений в реестр адвокатов Пермского края. В качестве подтверждения, имеются судебные документы.
Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю направило ФИО2 письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором сообщило, что рассмотрена претензия. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре не предусматривает иного порядка внесения территориальными органами юстиции в региональный реестр сведений о лицах, статус адвоката которым был присвоен до вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», без сдачи квалификационного экзамена и принятия квалификационными комиссиями решений о присвоении статуса адвоката, чем установленный статьей 40 Федерального закона № 63-ФЗ. В связи с изложенным, позиция Управления, обозначенная в ответе на обращение, остается неизменной. Для внесения сведений в реестр адвокатов Пермского края рекомендует в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона № 63-ФЗ обратиться с заявлением в Адвокатскую палату Пермского края (л.д. 5).
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ст.40 Федерального закона № 63-ФЗ установлен порядок формирование реестра адвокатов, сохранивших статус адвоката после вступления в силу указанного Федерального закона без сдачи квалификационного экзамена, который в данном случае не соблюден.
Формирование реестра адвокатов Пермской области завершено к 01.10.2002г., список лиц, сохранивших статус адвоката и внесенных в реестр адвокатов Пермской области, в соответствии с п. 5 ст. 40 Федерального закона № 63-ФЗ, опубликован в региональной газете «Досье 02» 04.10.2002г., ФИО2 в данном списке отсутствует (л.д. 53).
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 63-ФЗ решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также - претендент), квалификационного экзамена.
Согласно информации представленной Адвокатской палатой Пермского края, ФИО2 (до ДД.ММ.ГГГГ – ФИО3) в период с 2003 по 2015 годы 5 раз обращался в АППК с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.
В силу пункта "а" пункта 8 Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 23 апреля 2014 года N 85 внесение в реестр сведений (исключение из реестра сведений) осуществляется на основании уведомления квалификационной комиссии адвокатской палаты, в случае присвоения претенденту статуса адвоката.
При таких обстоятельствах, поскольку формирование реестра адвокатов, сохранивших статус адвоката после вступления в силу Федерального закона №63-ФЗ завершено, необходимые документы для включения в данный реестр в установленный законом срок, административным истцом не поданы, у Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю оснований для внесения в реестр адвокатов сведений о наличии у ФИО2 статуса адвоката, не имелось.
Следовательно, разъяснив административному истцу процедуру присвоения статуса адвоката и внесения в реестр сведений о присвоении статуса адвоката, Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю действовало в пределах своих полномочий, в соответствии с требованиями закона.
Кроме того, суд полагает, что оспариваемый ответ не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку не является отказом включения сведений в реестр адвокатов Пермского края, а является ответом на претензию, подтверждающим обоснованность ранее данного ответа, в то время как законность ранее направленного ответа от ДД.ММ.ГГГГ№, не является предметом оспаривания по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Управлению Министерства юстиции РФ по Пермскому краю об отмене решения, возложении обязанности – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-1161/2020 Ленинского районного суда г.Перми.