УИД: 23RS0035-01-2021-002109-55
к делу № 2а-1161/2021
Решение
Именем Российской Федерации
ст. Новопокровская 16 декабря 2021 года
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Хрипуновой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Стряпан Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального образования Новопокровский район, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий органов, наделенных публичными полномочиями,
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились к администрации муниципального образования Новопокровский район, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с административным иском о признании незаконными действий администрации муниципального образования Новопокровский район, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выраженные в отказах во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица об изменении вида разрешенного использования и принятии актов об изменении/установлении вида разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №; обязании администрации муниципального образования Новопокровский район, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов, путем принятия актов об изменении/установлении вида разрешенного использования и внесении данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
В обоснование административного иска административный истец ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ посредством филиала ГАУ КК "МФЦ КК" в Новопокровском районе, обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, р-н <адрес>ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом межмуниципального отдела по Белоглинскому и Новопокровскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО1 было направлено уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № №
Отказ мотивирован следующим: согласно п. 13 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ « О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ) по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Таким образом, изменить вид разрешенного использования по заявлению правообладателя земельного участка на разрешенное использование по классификатору видов разрешенного использования земельных участков без решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков не предоставляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к главе муниципального образования Новопокровский район с заявлением о приведении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>» в соответствие с приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» и об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № земли сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственное использование (код вида разрешенного использования земельного участка - 1.0).
ДД.ММ.ГГГГ за №, рассмотрев заявление, поданное ФИО1 об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, заместителем главы муниципального образования, начальником управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес> дан ответ, из которого следует, что по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № ФИО1 вправе обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с соответствующим заявлением, если зонированием территорий муниципального образования для территориальной зоны, в границах которой расположен указанный выше земельный участок, предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования земельных участков.
Административный истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ посредством филиала ГАУ КК "МФЦ КК" в Новопокровском районе, обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом межмуниципального отдела по Белоглинскому и Новопокровскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю - ФИО2 было направлено уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № №. Отказ мотивирован следующим: согласно п. 13 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ « О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ) по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Таким образом, изменить вид разрешенного использования по заявлению правообладателя земельного участка на разрешенного использования по классификатору видов разрешенного использования земельных участков без решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков не предоставляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к главе муниципального образования Новопокровский район с заявлением о приведении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ему, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>» в соответствие с приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» и установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, земли сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственное использование (код вида разрешенного использования земельного участка - 1.0).
ДД.ММ.ГГГГ за №, рассмотрев заявление, поданное ФИО2 об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, заместителем главы муниципального образования, начальником управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес> дан ответ, из которого следует, что по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № ФИО2 вправе обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с соответствующим заявлением, если зонированием территорий муниципального образования для территориальной зоны, в границах которой расположен указанный выше земельный участок, предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования земельных участков.
Административный истец ФИО3 в обоснование административного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ посредством филиала ГАУ КК "МФЦ КК" в Новопокровском районе, обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
г. должностным лицом межмуниципального отдела по Белоглинскому и Новопокровскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю - ФИО3 было направлено уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица №. Отказ мотивирован следующим: "гр. ФИО3 обратилась с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с целью изменения сведений о виде разрешенного использования земельного участка. Совместно с заявлением предоставлена личная декларация об изменении установленного вида разрешенного использования "Для ведения крестьянского хозяйства" на вид разрешенного использования в соответствии с классификатором вида разрешенного использования земельных участков, установленных Приказом МЭР от ДД.ММ.ГГГГ№ "Сельскохозяйственное использование (код 1.0). При этом сообщаем Вам, что Приказ МЭР от ДД.ММ.ГГГГ№ утратил силу. Актуальным является Приказ руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № п/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". В соответствии с ч. 13 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Исходя из вышеизложенного, для приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков Вам необходимо предоставить совместно с заявлением решение уполномоченного органа об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков далее - Решение). Указанное выше Решение Вами не представлено. Принимая во внимание тот факт, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости заявителем самостоятельно не представлен акт органа местного самоуправления об изменении/установлении вида разрешенного использования объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>", филиалом был направлен межведомственный запрос в администрацию муниципального образования <адрес> на предоставление сведений о видах использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>", однако по состоянию на день принятия решения ответ не поступил".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась к главе муниципального образования Новопокровский район с заявлением о приведении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ему, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>» в соответствие с приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об утверждении классификатора зидов разрешенного использования земельных участков» и установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, земли сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственное использование (код вида разрешенного использования земельного участка - 1.0).
ДД.ММ.ГГГГ за №, рассмотрев заявление, поданное ФИО3 об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № заместителем главы муниципального образования, начальником управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес> дан ответ, из которого следует, что по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № ФИО3 вправе обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с соответствующим заявлением, если зонированием территорий муниципального образования для территориальной зоны, в границах которой расположен указанный выше земельный участок, предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования земельных участков.
Административные истцы полагают, что действия административных ответчиков, в результате которых допущена волокита и отсутствует возможность изменить вид разрешенного использования по заявлению правообладателя земельного участка на вид разрешенного использования по классификатору видов разрешенного использования земельных участков, - нарушают их права и законные интересы.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
На основании п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Административные истцы, уведомленные надлежащим образом в суд не явились, представили отзывы, в которых настаивали на удовлетворении требований.
Административные ответчики, уведомленные надлежащим образом в суд не явились, представили отзывы, в которых при разрешении настоящего административного дела полагались на усмотрение суда.
Суд, исследовав представленные доказательства по делу, считает настоящее административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Действующим законодательством предусмотрены непосредственно два способа установления (изменения) вида разрешенного использования:
- посредством выбора правообладателем земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии распространения действия градостроительного регламента или установления действия градостроительного регламента);
- посредством принятия решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч.ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Согласно ответа администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении сведений из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на земельные участки с кадастровыми номерами № относятся к земельным участкам, расположенные на территории, на которые градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно разработанного генерального плана Покровского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края, утвержденного Решением Совета Покровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ и Решения Совета Новопокровского района от ДД.ММ.ГГГГ№, указанные земельные участки расположены на территории сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" к полномочиям Росреестра не отнесено установление видов разрешенного использования земельных участков.
При этом, ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены правила внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, согласно которой:
1. В случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
2. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения запроса органа регистрации прав направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ)
4. В случае, если органы государственной власти или органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо если ответ на запрос органа регистрации прав не поступил в течение установленного срока, орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи. Уведомление о таком отказе направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо до истечения срока, указанного в части 3 настоящей статьи, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с представленными административными истцами отказов Управления Росреестра, органом регистрации прав не нарушены требования 218-ФЗ.
Суд считает, что требования административных истцов о незаконности действий административных ответчиков, выразившиеся в отказах во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению лица об изменении вида разрешенного использования и принятии соответствующих актов об изменении/установлении видов разрешенного использования в отношении указанных земельных участков не основаны на законе, так как в соответствии с требованиями установленными 218-ФЗ заинтересованное лицо может обратиться в регистрирующий орган с распорядительным документом об изменении вида разрешенного использования самостоятельно, либо уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия после издания решения, в установленный законом срок направляет указанное решение в регистрирующий орган.
Административными истцами подменены понятия установления соответствия вида разрешенного использования классификатору и изменение вида разрешенного использования на основной, дополнительный или вспомогательный вид, для которых установлена иная процедура, которая не была соблюдена административными истцами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводы административных истцов о необходимости установления судом изменения вида разрешенного использования земельного участка неправомерны.
Суд полагает, что изменение вида разрешенного использования земельного участка производится уполномоченными на это органами в установленном законом порядке. При этом, в обязанности суда не отнесено установление органов, к компетенции которых относится определение вида разрешенного использования земельного участка, и основания, в соответствии с которым, в настоящее время, указано разрешенное использование земельного участка.
Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 9 и п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обязанность рассмотрения обращения гражданина и дача письменного ответа по существу поставлена в зависимость от компетенции органа, в которое поступило соответствующее обращение (орган-реципиент).
Обращения, не относящиеся к компетенции органа-реципиента, направляются в другие органы в соответствии с их компетенцией с уведомлением гражданина о таком перенаправлении его обращения (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ). Однако суду не была предоставлена информация о направление администрацией МО Новопокровский район обращения административных истцов в уполномоченный орган, и данные действия административными истцами не оспаривались.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального образования Новопокровский район, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий органов, наделенных публичными полномочиями – отказать.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: