Дело №2а-1162/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Истягиной Н.М.
при секретаре Степановой К.Э.,
с участием представителя административного истца ФИО1– ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3 - ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО5 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным и отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, понуждении снять с кадастрового учета земельный участок, признании незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать незаконным и отменить распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 806 кв.м., обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя снять с государственного учета земельный участок и№, площадью 806 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>., признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2897 кв.м., оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх.-№.; обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения путем утверждения схемы расположения земельного участка.
Заявление мотивировано тем, что ФИО1 является собственником недвижимого имущества общей площадью 604,9 кв.м., а именно: здания конторы УПТК, подвала сторожки с крыльцом, беседки ограждений и иных сооружений которые находятся по адресу: <адрес> балка, 6 (шесть). Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке площадью 0,2897 га, предоставленного бывшему владельцу базы в постоянное пользование для обслуживания административного здания и производственной базы в Загородной балке ЗАО «Севастопольстрой» на основании государственного акта на право постоянного пользования земельным участком серия КМ №ГС от ДД.ММ.ГГГГ, акт был зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под №. ФИО1 обратилась в ответчику для согласования схемы расположения земельного участка, однако Департаментом по имущественным и земельным отношениям отказано в согласовании земельного участка, поскольку он пересекает местоположение земельного участка площадью 127 кв.м. по <адрес>, по которому ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, путем перераспределения земельного участка площадью 806 кв.м. из земельного участка № и земель находящихся в собственности города федерального значения Севастополя. Полагает, что действия ответчика являются незаконными и нарушают ее права на оформление земельного участка под объектами находящимися в ее собственности.
Представитель административного истца настаивал на своих исковых требованиях, просил суд удовлетворить иск в полном объеме.
Административный ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям в судебное заседание не явился, суду предоставил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с отсутствием со стороны ответчика каких-либо нарушений законодательства, о дате и времени уведомлен надлежащим образом.
Административный ответчик Управление регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился о дате и времени уведомлен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, так как перераспределяемая часть земельного участка принадлежала административном истцу, а предыдущий собственник земельного участка отказался от него в пользу города Севастополя.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, об обоснованности требований административного истца.
Согласно положениям ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Из материалов дела следует, административный истец ФИО1 является собственником недвижимого имущества расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 604,9 кв.м., а именно: здания конторы УПТК, которое состоит из административного корпуса лит. «А» с двумя крыльцами и лестницей на III этаж, подвала под лит. «А», сторожки лит. «Б» с крыльцом, беседки лит. «В», ограждений №№ 1-5, 8 и иных сооружений №№ 6,7,9-19, I,II.
ФИО1 приобрела указанный объект недвижимости по договору купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, № сделки № от ДД.ММ.ГГГГ, года. За ФИО1 зарегистрировано право собственности КП «Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества» Севгорсовета, произведена запись в реестровую книгу 23 нж стр. 17 под реестровым №ДД.ММ.ГГГГ.
Недвижимое имущество ФИО1 расположено на земельном участке площадью 0,2897 га, ранее предоставленного в постоянное пользование для обслуживания административного здания и производственной базы в <адрес> ЗАО «Севастопольстрой» (бывшему собственнику – продавцу, недвижимого имущества) на основании государственного акта на право постоянного пользования земельным участком серия КМ № от ДД.ММ.ГГГГ, акт был зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под №. Границы земельного участка, необходимого для обслуживания административного здания и производственной базы были установлены в 1994 году с учетом изменений, произошедших в 1999 году.
Решением Арбитражного суда города Севастополя по делу №№ года удовлетворены требования ООО «Севастопольстрой», возложена обязанность на Главное управление имущественных и земельных отношений в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО «Севастопольстрой» на земельный участок площадью 0,2845 га, расположенный по адресу: <адрес>.
Распоряжением Главного управления имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ№ право постоянного пользования земельным участком площадью 0,2845 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> «Севастопольстрой» прекращено.
ФИО1 обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка расположенного <адрес> представив решение суда, схематический план расположения земельного участка, отказ ДИЗО, кадастровый паспорт на объект, распоряжение, договор купли продажи имущества.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№ ДИЗО, ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на основании п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации. Основанием для обжалуемого отказа явилось то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок от т.19 до т. 2 пересекает местоположение земельного участка площадью 127 кв.м. по <адрес> отношении которого распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Судом установлено, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РДЗ образован путем перераспределения земельный участок площадью 806 кв.м. из земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером №, и земель в государственной собственности города федерального значения Севастополя с номером кадастрового квартала 91:03:001010.
До 18.03.2014 г. на территории г. Севастополя действовало законодательство государства Украина. С 01.01.2013 года в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении размежевания земель государственной и коммунальной собственности», земли государственной и коммунальной собственности считались размежёванными. Согласно положениям данного закона и ст. 83 Земельного кодекса Украины, земли, принадлежащие на праве собственности территориальным громадам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. В коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности.
Таким образом, земельный участок площадью 0,2897 га, предоставленный ранее в постоянное пользование для обслуживания административного здания и производственной базы в Загородной балке, до 18.03.2014 был образован как объект права, ему в определенном законом порядке установлены границы, и определены права: право собственности территориальной громады города Севастополя (возникшее в силу закона) и право постоянного пользования, предоставленное собственником земли, в установленном законом порядке.
Статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 120 Земельного кодекса Украины, предусмотрено, что если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, находящемся в пользовании, то в случае приобретения права собственности на эти объекты к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у предыдущего землепользователя.
Согласно Заключительным положениям Земельного кодекса Украины, граждане и юридические лица, имеющие в постоянном пользовании земельные участки, но которые по настоящему Кодексу не могут иметь их на таком праве, должны до 1 января 2008 года переоформить в установленном порядке право собственности или право аренды на них. При этом, положения пункта 6 раздела X утратили силу, как не соответствующие Конституции Украины (неконституционные) в части обязательства переоформить право постоянного пользования земельным участком на право собственности или право аренды без соответствующего законодательного, организационного и финансового обеспечения на основании Решения Конституционного Суда Украины № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФИО1 на момент приобретения объекта недвижимости получила право постоянного пользования земельным участком ЗАО «Севастопольстрой» на тех же условиях и в том же объеме, которые были у предыдущего землепользователя.
На территории города федерального значения действует Закон города Севастополя от 31.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
В соответствии со ст. 2 указанного закона, право коммунальной собственности территориальных громад признается правом государственной собственности города Севастополя; все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются государственной собственностью города Севастополя.
Пунктом 1 ст. 3 Закона Севастополя от 31.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что, предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Статье 271 ГК РФ предусмотрено, что, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В соответствии с положениями ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, ФИО1 имеет исключительное право на переоформление земельного участка, необходимого ей для обслуживания недвижимого имущества, как собственник объектов недвижимости, площадью и в границах, установленных государственным актом на право постоянного пользования земельным участком серия КМ №ГС от 11.08.1994 года, который был зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под №.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закон города Севастополя от 07.12.2016 г № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, права на который возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон), вне зависимости от наличия сведений о границах такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости.
Статьей 6.1. Закона Севастополя от 31.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», предусмотрено, что документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются, в том числе, изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок.
Статьей 8 Закона Севастополя от 31.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено в срок до 1 января 2023 года исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, вносит в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, с учетом установленных настоящей частью особенностей, предусмотренного Законом о регистрации недвижимости состава сведений и содержащих такие сведения документов, в том числе документов государственного земельного кадастра, инвентарных дел (инвентаризационных документов), государственного фонда документации по землеустройству, обеспечивая при этом:
1) внесение в реестр объектов недвижимости кадастрового округа "Севастопольский" сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости, с учетом изменения адреса (местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости реестровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных на украинском языке.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Земельный участок площадью 0,2897 га, предоставленный ранее в постоянное пользование для обслуживания административного здания и производственной базы в Загородной балке ЗАО «Севастопольстрой» на основании государственного акта на право постоянного пользования земельным участком серия № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под №, до ДД.ММ.ГГГГ был образован как объект права, ему в определенном законом порядке установлены границы, и определены права: право собственности территориальной громады города Севастополя и право постоянного пользования.
С учетом приведенных норм действующего законодательства и законодательства действующего на момент возникновения права на объект недвижимого имущества ФИО1 земельный участок испрашиваемый административным истцом является ранее учтенным, а полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением данного земельного участка, является основанием для отказа в утверждении такой схемы.
Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ установлены общие требования к образуемым или измененным земельным участкам, в частности участок не может быть образован, если его образование приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на нем объектов недвижимости. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Вновь сформированный земельный участок с кадастровым № за счет ранее учтенного земельного участка, вклинивается в границы в ранее учтенного земельного участка с возникновением изломанности границ, что является нарушением п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 806 кв.м." нарушает права и охраняемые законом интересы ФИО6, выражающиеся в предоставленном ей законом праве на переоформление права аренды на земельный участок, предоставленный ей на праве постоянного пользования в силу ст. 120 Земельного кодекса Украины, (271 ГК РФ), а также исключительном праве на оформление земельного участка как собственника объектов недвижимости в размере необходимом для обслуживания таких объектов, так как издание распоряжения в пользу иного лица лишает ФИО1 возможности поставить на государственный кадастровый учет ранее учтенный земельный участок площадью и в границах, установленных государственным актом на право постоянного пользования земельным участком серия № от ДД.ММ.ГГГГ, который был зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под №, и оформить на него право аренды.
Судом изучены доводы административного ответчика, изложенные в письменных пояснениях о законности издания обжалуемого распоряжения о перераспределении земельного участка, в связи с согласованием Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя схемы расположения земельного участка с учетом расположения красных линий улично-дорожной сети на территории общего пользования.
Вместе с тем наличие данного согласования, равно как и отсутствие в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке не свидетельствует о законности и обоснованности обжалуемого решения и отсутствии факта нарушения прав административного истца.
Так, на основании ст. 7, 8 Закона Севастополя № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>», Правительством Севастополя было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка включения в единый государственный реестр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об учтенных на территории <адрес> до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-фкз "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" объектах недвижимости» (в ред. постановлений Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, от ДД.ММ.ГГГГ№-пп).
В соответствии с п.3, 4 данного Порядка, включение в ЕГРН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется по инициативе органа регистрации прав (далее - массовый порядок) или заинтересованных лиц при их обращении в орган регистрации прав с соответствующими заявлениями (далее - заявительный порядок). Источниками для включения в ЕГРН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями: документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа регистрации прав, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы).
Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком серии № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под №, был составлен и хранился в соответствии с действующей на момент его выдачи «Инструкции о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на землю и право постоянного пользования землей, договоров на право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды)», утвержденного приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 15.04.1993 г. № 28, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 23.04.1993 за № 31. Согласно п. 1.10, 4.1, 4.2 данной инструкции, техническая документация по составлению государственных актов сохраняется в отделах земельных ресурсов районных государственных администраций, городских (городов областного подчинения) отделах земельных ресурсов, управлениях земельных ресурсов Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Владельцы земли и землепользователи сохраняют изданные им государственные акты и договоры на право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды) как документы постоянного хранения. Вторые экземпляры государственных актов и договоров на право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды), а также книги их регистрации хранятся в несгораемых шкафах в органах, осуществлявших их выдачу и регистрацию.
Органом, осуществлявшим выдачу и регистрацию государственных актов на право постоянного пользования землей на территории города Севастополя являлось Управление по земельным ресурсам Севастопольской городской государственной администрации на момент принятия города Севастополя в Российскую Федерацию именовавшееся Главное управление Государственного агентства земельных ресурсов в г. Севастополе.
Согласно постановлению Правительства Севастополя от 15.02.2016 № 75-пп «Об утверждении Перечня государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций города Севастополя, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда города Севастополя, отнесенных к государственной собственности города Севастополя, созданных в процессе деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций города Севастополя, ликвидированных или прекративших свою деятельность на территории города Севастополя, в связи с вхождением города Севастополя в состав Российской Федерации», организацией, осуществляющей депозитарное хранение документов Главного управления Государственного агентства земельных ресурсов в г. Севастополе является Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя.
Таким образом, второй экземпляр Государственного акта на право постоянного пользования земельным участком серия № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под №, и техническая документация по составлению данного госакта находятся на депозитарном хранении в Управлении государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, и должны были быть учтены при включении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости по инициативе органа регистрации прав – в массовом порядке, что органом, ответственным за регистрацию, сделано не было.
Статьей 8 Закона Севастополя 46-ЗС изменялся и первоначальный срок включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости по инициативе органа регистрации прав был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время данный срок продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ№-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 806 кв.м. вынесено с нарушением положений ч. 3 ст. 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Поскольку судом установлено, что Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ№-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 806 кв.м. вынесено с нарушением приведенных положений земельного законодательства, решение административного ответчика об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№ ДИЗО, следует признать незаконными и не обоснованным, таким что нарушает права административного истца на оформление права на земельный участок под объектами находящимися у истца в собственности.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что обжалуемое решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям в предоставлении испрашиваемой административным истцом государственной услуги является незаконным и нарушает его права, свободы и законные интересы, в связи с чем, суд считает его исковые требования о признании решения незаконным обоснованными и подлежащими удовлетворению
Вместе с тем, суд не вправе подменять компетенцию органов исполнительной власти и оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия) в случаях, когда совершение указанных действий относится к субъективному усмотрению должностного лица, в связи с чем, суд считает требование о понуждении ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане не подлежащим удовлетворению.
В данном случае, устранение нарушений прав административного истца и препятствий к их осуществлению возможно путем возложения обязанности компетентного органа повторно рассмотреть заявление административного истца. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 806 кв.м.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя снять с государственного учета земельный участок и№, площадью 806 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2897 кв.м., оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, площадью 2897 кв.м.
В остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 октября 2020 года.
Председательствующий