ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1163/18 от 08.08.2018 Елизовского районного суда (Камчатский край)

дело № 2а-1163/18

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Елизово Камчатского края

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Конышевой Я.А., при секретаре судебного заседания Подойниковой Ю.А., с участием:

представителя административного истца- помощника Елизовского городского прокурора Мизинина Н.В., представителя административного ответчика Администрации Корякского сельского поселения-Копейко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Елизовского городского прокурора к Администрации Корякского сельского поселения о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

Заместитель Елизовского городского прокурора обратился с иском в суд в котором просил суд признать незаконным бездействие администрации Корякского сельского поселения (далее-Администрация) и обязать инициировать обследование жилого дома, расположенного по адресу: <...> «а», в порядке установленном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование иска истец ссылается на то, что Елизовской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО4 об аварийном состоянии её жилого помещения, расположенного в доме по адресу: <...> «а». В ходе проверки было установлено, что вышеуказанный жилой дом находится в разрушенном состоянии, отсутствуют окна, электричество и водоснабжение. Администрации Корякского сельского поселения информация о непригодности жилого дома для проживания известна с 2015 года, в том числе с связи с поступлением обращений граждан и проведением осмотров указанного здания. По состоянию на 26.02.2018 года Администрацией процедура признания жилого дома аварийным и непригодным для проживания не инициирована, в связи с чем в адрес главы внесено представление об устранении допущенных нарушений, которое рассмотрено и отклонено. Бездействие Администрации влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, свидетельствует о ненадлежащем решении вопросов местного значения в части обеспечения, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилого фонда.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал по основаниям в нём изложенным.

Представитель административного ответчика исковые требования не признала по основаниям изложенным в возражениях на иск. Дополнительно суду пояснила, что заявление для признания здания общежития аварийным необходимо заявление собственника либо иного лица, проживающего в данном общежитии, которое отсутствует. В данном общежитии на сегодняшний день два зарегистрированных лица ФИО4, и её дочь, вместе с тем они в общежитии не проживают, о чем свидетельствуют соответствующие акты. Признание здания аварийным и подлежащим сносу, является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, а требования прокуратуры в существенной степени препятствует реализации прав и законных интересов Администрации.

Заинтересованное лицо-ФИО4 о времени и месте рассмотрения административного иска извещена надлежащим образом, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращалась.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Елизовской городской прокуратурой была проведена проверка по обращению ФИО4 об аварийном состоянии её жилого помещения, расположенного по адресу: <...> «а».

Постановлением Правительства Камчатского края от 20 января 2010года № 21-П « О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Елизовским муниципальным районом и Корякским сельским поселением» в муниципальную собственность поселения передано здание общежития, расположенное по адресу: <...> «а».

Как следует из акта осмотра комнаты № 8 дома 1 «а» по улице Вилкова села Коряки Елизовского района комната, как и все здание, находится в разрушенном состоянии текущий ремонт не производился очень давно. Окна выбиты (отсутствуют) пол разрушен, электричества и водоснабжения нет. Дверь в комнату отсутствует, дверь в здание открыта. ( л.д.68).

В адрес главы Администрации Корякского сельского поселения Елизовской городской прокуратурой было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства на предмет инициирования проведения процедуры признания жилого дома аварийным и непригодным для проживания ( л.д.43-45).

В ответ на указанное представление Администрация сообщила, что не видит оснований для признания здания, расположенного по адресу: <...> «а» ветхим, аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу ( л.д.46-47).

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При рассмотрении административного дела установлено, что общежитие имеет недостатки, которые могут служить основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу, администрация, как собственник помещений в многоквартирном доме, на которого возлагается обязанность по бремени его содержания, в том числе, по инициированию процедуры рассмотрения аварийности многоквартирного дома на Межведомственной комиссии, не реализовала свои полномочия по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда путем обращения в Межведомственную комиссию.

В связи с этим суд полагает, что бездействие администрации Корякского сельского поселения незаконно в связи с чем приходит к выводу, что требования административного истца заявлены законно и подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика, что от ФИО1 в администрацию не поступали заявления о признании многоквартирного дома аварийным, а также о не проживании последней в общежитии, не освобождают Администрацию от выполнения обязанности по инициированию обследования жилого дома.

Кроме того, отсутствие обращений жильцов не освобождает администрацию Корякского сельского поселения, как органа местного самоуправления от исполнения обязанностей, установленных законом, по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Суд полагает, что предложенный административным истцом срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве административных истцов или административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем оснований для взыскания с административного ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 218 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск заместителя Елизовского городского прокурора к Администрации Корякского сельского поселения о признании незаконным бездействия, возложении обязанности-удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Корякского сельского поселения и обязать инициировать обследование жилого дома, расположенного по адресу: <...> «а», в порядке установленном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть 13 августа 2018 года.

Председательствующий Я.А. Конышева