ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1163/2018 от 13.02.2018 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-1163/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2018 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием законного представителя истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 о признании незаконным приостановления государственной регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 в лице законного представителя ФИО1 обратился с указанным иском, мотивируя требования тем, что решением Красносельского районного суда <адрес> от <дата> по делу №2-209/2017 за ФИО4 в порядке наследования признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 3000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> Данный земельный участок состоит на кадастровом учете как ранее учтенный с <дата>, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от <дата>. После вступления решения суда в законную силу истец в лице законного представителя ФИО1 обратился в Управление Росреестра по <адрес> за государственной регистрацией права собственности. Уведомлением о приостановлении от <дата> заявитель поставлен в известность о приостановлении государственной регистрации по инициативе регистрирующего органа сроком до <дата>. В обоснование приостановления государственной регистрации ответчик сослался на п. п. 5, 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, и наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости. Истец полагает подобные основания отсутствующими, принятое решение создает препятствия для реализации права собственности и необоснованно возлагает на административного истца обязанности по представлению дополнительных документов под угрозой последующего отказа в государственной регистрации. То обстоятельство, что в настоящее время в сведениях ЕГРН в отношении присужденного земельного участка отсутствуют сведения о категории земель, не является основанием для приостановления либо отказа в государственной регистрации права. Основанием для государственной регистрации права и правоустанавливающим документом в данном случае является вступившее в законную силу решение суда. В резолютивной части решения Красносельского районного суда <адрес> от <дата> содержится указание на кадастровый номер земельного участка, что является достаточным для его идентификации, и иные сведения, идентифицирующие участок как объект недвижимости и соответствующие сведениям, изложенным в кадастровом паспорте земельного участка. Сведения об адресе земельного участка, указанные в решении суда, не противоречат, а уточняют местоположение земельного участка на основании обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, не могут являться препятствием для государственной регистрации права. Истец просит признать незаконным приостановление Управлением Росреестра по <адрес> государственной регистрации его права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 3000 кв. м., оформленное уведомлением о приостановлении от <дата>.

В судебном заседании законный представитель истца ФИО1 и представитель истца ФИО2 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Обратились с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обжалования решения административного органа. Полагали необходимым учесть недееспособность и преклонный возраст истца – 84 года при рассмотрении вопроса о восстановлении срока обжалования.

В обоснование ходатайства ФИО1 указала, что после получения оспариваемого решения в начале октября 2017 года, не обладая юридическим познаниями и не оценив законность приостановления, она предпринимала попытки к получению документов для устранения отмеченных ответчиком недостатков, препятствующих регистрации. Обратилась в Администрацию Боровиковского сельского поселения с заявлением о присвоении адреса земельному участку ФИО4, на что в начале ноября получила ответ от <дата> почтой, что адрес установлен в решении суда и вынесение дополнительных документов не требуется. С данным ответом ездила в Управление Росреестра по <адрес>), там было разъяснено, что письмо устраняет вопрос адреса земельного участка. Также она обратилась в Администрацию Красносельского муниципального района <адрес> за установлением категории земель земельного участка. Письмом от <дата>, полученным ФИО1 в середине января 2017, предложено представить дополнительные документы для решения вопроса об определении категории земельного участка. Дополнительные документы направлены <дата> и вручены адресату <дата>. Когда стало очевидным, что устранение недостатков невозможно в установленный срок, ФИО1 обратилась к юристу, на консультации поставлена под сомнение законность решения ответчика и разъяснено ее право судебного обжалования. В оспариваемом уведомлении не разъяснена территориальная подсудность спора при обжаловании приостановления государственной регистрации, поэтому <дата> – в пределах установленного 3-месячного срока обжалования – она обратилась с иском в Ленинский районный суд <адрес>. Определением Ленинского районного суда <адрес> от <дата>, которое она получила в отделении почтовой связи <дата>, административное исковое заявление возвращено за неподсудностью с разъяснением возможности обращения в Красносельский районный суд <адрес> по месту нахождения земельного участка. Поездка в <адрес> связана для нее с поиском лица, которое сможет обеспечить присмотр за отцом, поэтому в ближайшие дни она не смогла поехать в Красносельский районный суд для подачи заявления, кроме того, рассматривала возможность обжалования определения. <дата> она представила юристу определение и обратилась с просьбой по оформлению заявления в Красносельский районный суд. Ей было разъяснено право обращения в суд по месту жительства истца, что не указано в определении Ленинского районного суда <адрес>. После этого она воспользовалась правом подачи иска в Свердловский районный суд <адрес>. Просила учесть, что она является опекуном недееспособного отца – инвалида 2 группы ФИО4, за которым требуется постоянный уход и присмотр. Для решения любого вопроса по документам отца требуется обеспечить присмотр за ним на время ее отсутствия. Нотариальную доверенность на представление интересов недееспособного третьими лицами она не может оформить ввиду отказа нотариусов. Это создает препятствия для участия в административных процедурах.

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала. Полагала срок оспаривания решения административного органа пропущенным и не подлежащим восстановлению. В письменном отзыве указала, что ФИО1, действующая в интересах ФИО4, злоупотребляет предоставленным ему правом на судебную защиту. Уведомлением от <дата> Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию права собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. ФИО1, действующая в интересах ФИО4 обратилась в Свердловский районный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным уведомления о приостановлении <дата> - по истечении более 4 месяцев. Срок для обращения в суд начал течь с <дата>, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона о регистрации недвижимости, п. 3 приложения к приказу Минэкономразвития России от <дата> ФИО1 в заявлении о государственной регистрации прав указан способ получения документов лично при обращении в орган регистрации прав. ФИО1 должна была лично получить в Управлении Росреестра по <адрес> уведомление о приостановлении регистрационных действий <дата>, однако за получением уведомления не обращалась. Причинами приостановления государственной регистрации права на земельный участок явилось то, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) и документах, представленных на регистрацию, отсутствуют сведения о категории земельного участка, а также имеются противоречия о месторасположении спорного объекта недвижимости. Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права документов в целях установления юридического факта для кадастрового учета объекта и регистрации прав на объект недвижимости. Пределы правовой экспертизы документов определяются основаниями приостановления и последующего отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, установленными ст. ст.26, 27 Закона о регистрации недвижимости. В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию права собственности ФИО4 на земельный участок установлено, что по сведениям ЕГРН у земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, не установлена категория земель. В силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Категория земли является обязательной характеристикой земельных участков, сведения о которой вносятся в государственный кадастр недвижимости и документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п. 22 приказа Минэкономразвития Росиии от 16.12.2015 № 943 (ред. от 27.10.2016) «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости....» в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются адрес объекта недвижимости, либо местоположение земельного участка, в случаях установленных федеральным законом; категория земель, к которой отнесен земельный участок; иные характеристики. Категория земли является правовой характеристикой земельного участка, от которой зависят его оборотоспособность, порядок приобретения прав, предельный или минимальный размер, кадастровая стоимость для целей налогообложения. Это основание для разграничения государственной собственности на земли, то есть для определения правообладателя земельного участка. Земельный участок с неустановленной категорией земли - это объект с неустановленным правовым режимом, который не может участвовать в обороте. Кроме того, установлено противоречие о месторасположении спорного объекта недвижимости. По сведениям ЕГРН спорный земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 3000 кв.м. расположен по адресу: <адрес>. Однако в резолютивной части судебного акта Красносельского районного суда <адрес> от <дата>, представленного в регистрирующий орган, за ФИО4 признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. При этом по сведениям ЕГРН по адресу: <адрес>, <адрес>, на кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ...- 15 кв.м. Дополнительно пояснила, что по данным ГКН правообладателем в отношении указанных земельных участков в обоих случаях числится ФИО4 Полагала, что действия регистрирующего органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ.

Выслушав стороны, изучив, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно материалам дела, решением Свердловского районного суда <адрес> от <дата> ФИО4 <дата> г.р. по заявлению дочери ФИО1 признан недееспособным. Приказом Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу <адрес> от <дата> над ФИО4 установлена опека, опекуном назначена ФИО1

Решением Красносельского районного суда <адрес> от <дата> по гражданскому делу по иску ФИО4 в лице законного представителя ФИО1 к межрайонной ИФНС по <адрес> и администрации Красносельского муниципального района удовлетворены исковые требования ФИО4, за ним признано право собственности в порядке наследования на земельный участок, кадастровый площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, категория не установлена, вид разрешенного использования для ведения и содержания дома, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, состоящего на кадастровом учете, как ранее учтенный с <дата>. Решение суда вступило в законную силу <дата>.

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этик прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457.

В соответствии с п. п. 1-4 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

ФИО1 действуя в интересах ФИО4, <дата> обратилась в Управление Росреестра по <адрес> (далее Управление) с заявлением о государственной регистрации права собственности ФИО4 на указанный земельный участок. На государственную регистрацию представила документы: решение Красносельского районного суда от <дата> с отместкой о вступлении в законную силу, приказ Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу <адрес> от <дата>, уведомление Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу <адрес> от <дата>-О3, чек-ордер об уплате государственной пошлины.

Управление <дата> приостановило государственную регистрацию права собственности ФИО4 на земельный участок, с кадастровым номером ..., общей площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, до <дата> на основании пунктов 5, 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, о чем сообщило в адрес ФИО1 уведомлением о приостановлении регистрационных действий от <дата>.

Основаниями приостановления государственной регистрации права на земельный участок послужило то, что в сведениях ЕГРН и документах, представленных на регистрацию, отсутствуют сведения о категории земельного участка, а также имеются противоречия о месторасположении спорного объекта недвижимости – в решении суда указан адрес участка: <адрес>, тогда как по сведениям ГКН участок расположен: <адрес>.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с ч.ч. 1 - 3 ст. 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

Согласно ч. ч. 4, 5 указанной статьи Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); 2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; 3) описание местоположения объекта недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: 1) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; (…); 3) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; (…); 21) адрес объекта недвижимости (при его наличии).

В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с переходом права на объект недвижимости.

Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно п. п. 5, 49 ч. 1 ст. 26 данного Федерального закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН о таком объекте недвижимости).

Административный ответчик в уведомлении о приостановлении государственной регистрации не указал, какие именно документы не представлены для государственной регистрации, непредставление которых препятствовало осуществлению государственной регистрации. Как следует из отзыва и пояснений представителя ответчика в судебном заседании, заявителю следует представить документы органов местного самоуправления об установлении категории земельного участка.

Категория земельного участка относится к дополнительным характеристикам объекта недвижимости, устанавливается органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В решении Красносельского районного суда, которое представлено в качестве основания регистрации права собственности административного истца указано, что категория земельного участка не установлена. Аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка, представленном в материалах дела.

Федеральный закон № 118-ФЗ не содержит оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок по причине отсутствия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, то органы местного самоуправления муниципального района принимают решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся (ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ), что фактически в рассматриваемом случае последними не сделано.

По смыслу приведенных положений Федерального закона № 218-ФЗ отсутствие установленной категории земель как характеристики земельного участка в ГКН не является препятствием к государственной регистрации права собственности, установленного вступившим в законную силу решением суда. Возложение на собственника земельного участка обязанности по инициированию процедуры установления категории участка и представлению документов об установлении категории в орган регистрации прав в качестве условия проведения государственной регистрации в рассматриваемом случае является неправомерным.

Уточнение адреса расположения земельного участка в решении Красносельского районного суда относительно сведений ГКН не является противоречием в смысле п. 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку это обстоятельство не препятствует идентификации земельного участка, ранее учтенного в ГКН, в рамках государственной регистрации права собственности ФИО4 и не дает оснований сомневаться в достоверности представленных на регистрацию документов и возникшего права заявителя.

Сведения ГКН о нахождении по аналогичному адресу иного земельного участка так же не являются препятствием к регистрации права ФИО4, поскольку нахождение по одному адресу двух земельных участков не противоречит действующему законодательству. Кроме того, как следует из пояснений стороны истца и представленных документов, вопрос о принадлежности истцу двух земельных участков был предметом рассмотрения Красносельского районного суда, установлено право собственности истца на один земельный участок, ранее учтенный в ГКН.

Представленная в качестве основания для регистрации права ФИО4 копия решения Красносельского районного суда <адрес> оформлена надлежащим образом, содержит отметку о вступлении решения в законную силу, в решении содержатся сведения о земельном участке, соответствующие данным кадастрового паспорта земельного участка и достаточные для его идентификации при проведении государственной регистрации права.

Частью 2 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав. В осуществлении государственной регистрации прав отказывается, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ).

В рассматриваемом случае решение об отказе в государственной регистрации административным органом не принято. По заявлению ФИО1 <дата> государственная регистрация приостановлена в порядке ст. 30 Федерального закона № 218-ФЗ до <дата> в целях сбора документов, указанных государственным регистратором.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассматриваемых обстоятельствах возложение на заявителя обязанностей по представлению дополнительных документов и приостановление государственной регистрации административным органом по основаниям, указанным в уведомлении от <дата>, противоречат требованиям ст. ст. 18, 26 Федерального закона № 218-ФЗ.

Нарушенные права истца могут быть восстановлены при возобновлении регистрации его права без учета требований, изложенных в оспариваемом уведомлении.

В соответствии с ч. ч. 1, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В данном случае суд исчисляет срок обращения в суд с <дата> – момента поступления почтового отправления с уведомлением о приостановлении в почтовое отделение по месту жительства заявителя – законного представителя ФИО4 – ФИО1

Доводы представителя ответчика об исчислении данного срока с <дата>, поскольку заявителем выбран способ получения документов лично в Управлении, суд не находит состоятельными, поскольку в экземпляре расписки о получении документов, представленном в материалы дела стороной истца, дата окончании срока регистрации указана «после 26.09.2017», из чего не следует обязанность явки заявителя за получением документов именно <дата>.

Соответственно, срок обращения в суд с заявлением об оспаривании рассматриваемого уведомления о приостановлении государственной регистрации истек <дата>.

Рассматривая ходатайство стороны истца о восстановлении пропущенного срока, суд учитывает, что в пределах установленного 3-месячного срока – <дата> законный представитель ФИО4 ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением в Ленинский районный суд <адрес>, выразив волеизъявление на оспаривание решения административного органа. После получения определения Ленинского районного суда <адрес> о возврате административного искового заявления за неподсудностью в отделении почтовой связи <дата><дата> обратилась в соответствии с требованиями подсудности в Свердловский районный суд <адрес>.

Оценивая в совокупности личность истца, который является ..., ..., имеет преклонный возраст 84 года, требует постоянного присмотра и ухода, действия законного представителя ФИО1, направленные на устранение недостатков, указанных государственным регистратором в оспариваемом решении, и на обжалование решения, суд не усматривает злоупотребления правом со стороны законного представителя истца ФИО1 Напротив, поскольку она в рамках установленного срока обращения в суд предпринимала последовательные действия, направленные сначала на устранение недостатков, а в последующем на оспаривание решения административного органа, но ввиду юридической неграмотности неправильно определила подсудность спора, суд находит причины пропуска срока обращения в суд уважительными и полагает необходимым восстановить данный срок в целях защиты нарушенных прав истца.

При изложенных обстоятельствах исковые требования ФИО4 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Росреестра по <адрес> о приостановлении государственной регистрации права собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 3000 кв.м., оформленное уведомлением о приостановлении от <дата>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес>.

Судья О.Д. Тележкина